12 мин.

Кудесники «Золотого мяча». Часть 2 (1961-1965)

Блог "Больше, чем клуб", благодаря коллегам из Mundo Deportivo, продолжает знакомить Вас с обладателями главной индивидуальной награды в современном футболе. На очереди следующая пятилетка эпохи кудесников "Золотого мяча", с 1961 по 1965 гг. Встречайте!

1961 год – Омар Сивори. Отец Марадоны, дедушка Месси

Разве нельзя назвать это эволюцией, если можно провести совершенно определенную параллель между Омаром Сивори, Диего Марадоной и Лео Месси? И не только потому, что все они из Аргентины, и не потому, что первый уже не представляется без второго, а второй – без третьего. Достаточно запустить Youtube и сравнить рисунок их действий на поле, их игру левой ногой и их финты и обманные движения в течение одной минуты, чтобы понять, что они втроем – ветви одного футбольного генеалогического древа последних пятидесяти лет.

Борокото, журналист спортивного издательства «El Grafico», предложил теорию «креольского дриблинга», следуя которой каждый великий аргентинский игрок никогда не перестанет быть ребенком, потому что он – сын «потреро» - это такое место на улице, где ребятня гоняет мяч, и, из-за его ограниченного пространства, единственная возможность сохранить мяч у себя – это обладать совершенно уникальной и единичной техникой. Поэтому Сивори, приняв эстафету у Карлоса Пеуселье, вполне может считаться прототипом такой разновидности футболиста.

Родившийся в 1935 году, Омар Сивори, по прозвищу «Большеголовый», имеет как неопровержимые сходства – он тоже был идолом для тиффози «Наполи», так и точно такие же различия с Диего Армандо Марадоной – «Пушок» на родине прославился с «Бокой», тогда как Сивори воспевал цвета «Ривера». В 1957 году Сивори был продан в «Ювентус» за 10 миллионов песо – на эти деньги «Ривер» смог наконец закончить реконструкцию своего «Монументаля». В «Юве» аргентинец провел 8 лет, составив с Чарльзом и Бониперти знаменитое «Магическое трио». Три «скудетто», 170 голов за «бьянконери» и получение итальянского паспорта привели его к «Золотому мячу»-1961. Одним из самых запоминающихся достижений его итальянского периода являются шесть мячей в ворота миланского «Интера», который уступил ту встречу туринцам со счетом 1:9.

Как и Ди Стефано, Сивори выступал не только за сборную Аргентины – на его счету Мундиаль-1962 в футболке «скуадры адзурры». За это болельщики на родине еще долго не могли его простить, всякий раз устраивая обструкцию, когда появлялась такая возможность. И до сих пор аргентинских фанатов терзает одно глубокое сомнение – если бы эти двое дольше играли в составе «альбиселесте», у Пеле сейчас не было бы трех завоеванных Кубков Мира.

1962 год – Йозеф Масопуст. Лучший слалом Восточной Европы

Йозеф Масопуст, живая легенда чешского футбола, получил мировое признание зимой 1962 года, завоевав «Золотой мяч» и опередив в борьбе за трофей великого Эйсебио. Это была справедливая награда сыну шахтера, который шел к своей цели с завидным упорством, чтобы, в конце концов, превратиться в легендарного футболиста.

Игрок центра поля, с потрясающими физическими данными и филигранными передачами, очаровал болельщиков своей восхитительной способностью обыгрывать соперников. Его искусство уходить на своем пути от любого защитника получило название «Слалом Масопуста», которое по сей день используется как технический термин в Чехии и Словакии для описания тонкостей действий легендарного игрока.

Футболист родился 9 февраля 1931 года в чехословацкой деревне Стржимице (которая больше не существует) и был старшим из шести братьев в большой и скромной семье. Превратившись в самого техничного игрока своей стран, Масопуст привлек к себе всеобщее внимание на Кубке Мира 1962 года. Сборная Чехословакии, ведомая им, добралась до финала, но уступила бразильцам, во главе с восхитительным Гарринчей, со счетом 1:3. В той великой команде, кроме Йозефа, сияли Новак, Поплухар, Поспичал и Плускал. Последний из них вспоминал, что Масопуст «никогда не терял мяч, изумительно делал как длинные так и короткие передачи, постоянно оставлял за спиной одного, другого, третьего защитника, включая ураганную скорость, будто все они были лишь флажками на тренировочном поле».

Пражская «Дукла» была клубом всей его жизни (с 1952 по 1968 гг). В 2011 году в его честь близ стадиона столичной команды была возведена его статуя в натуральный рост. Масопуст, который в 1959 году сумел затмить Пеле в товарищеском матче с «Сантосом» (4:3), завоевал 8 Лиг и 4 Кубка в своей родной стране. Помимо прочего, на поле он выделялся своей порядочностью. В начальной стадии на Мундиале-1962 Чехословакия встречалась с Бразилией (0:0), и Пеле играл, хромая, с травмой колена. Масопуст, видя это, практически не боролся с ним, не желая усугубить повреждение коллеги по цеху.

«Рыцарь», утвержденный в звании лучшего чехословацкого футболиста ХХ века, оставил свой след и на тренерском поприще. Ему удалось вывести команду «Збройовка» (Брно) из третьего дивизиона в первый, а затем и вовсе одержать с ней победу в чемпионате страны.

1963 год – Лев Яшин. Черный паук

«Лев Яшин играет в футбол лучше, чем я». Эти слова знаменитого Сандро Маццолы о единственном вратаре в истории футбола, завоевавшем «Золотой мяч» (1963). Одна из легенд итальянского футбола вовсе не кривит душой – Маццоле известна досада и горечь от незабитого Яшину пенальти. Нет официальных данных, но всем известно, что Яшин отразил за свою продолжительную карьеру около 150 одиннадцатиметровых. Истинное безумство.

Родившийся в 1929 году в столице бывшего СССР и ставший хоккейным вратарем в команде оружейной фабрики, на которой он работал в годы Второй Мировой Войны, Яшин совершил переворот в представлении об игре в воротах и вне ворот. Его размах рук (1,89 м), рефлексы за гранью возможного и всегда темная форма привели к возникновению знаменитого прозвища – «черный паук».

Первый вратарь в истории, который стал использовать перчатки, чьи полеты от штанги к штанге и способность к блокированию ударов стали притчей во языцех, и до сих пор являются примером для вратарей современности. Маццола был прав. Никогда раньше мир не видел вратаря, покидающего свою зону, кричащего на своих защитников, выскакивающего едва ли не к точке пенальти, чтобы перехватить мяч, и легко справляющегося с функцией либеро, благодаря отменной технике владения мячом.

Лев Яшин был пионером в своих бесчисленных подвигах: олимпийское золото Мельбурна-1956, победа на первом в истории Кубке Европы (1960), полуфинал на английском Мундиале-1966, четвертьфиналы на других трех Кубках Мира (1958, 1962, 1970), вместе с пятью Чемпионатами и двумя Кубками СССР в составе московского «Динамо», клуба всей его жизни (с 1949 по 1971 гг), в котором он, в 42 года, и повесил перчатки на гвоздь.

Всегда уверенный в себе, он точно знал, как готовиться к матчам: «Весь трюк в том, чтобы выкурить папиросу, чтобы успокоить нервы, и сделать глоток водки, чтобы тонизировать мышцы». Среди его высказываний есть еще одно, без срока годности и давности: «Что это за тип вратаря, тот единственный тип, который не переживает, пропуская гол? Он должен переживать, должен мучиться и страдать! И если он спокоен – значит, все, конец! Не важно, что было в прошлом, - у этого вратаря нет будущего». Это слова Льва Яшина, которому врачи были вынуждены ампутировать ногу из-за гангрены в 1984 году. А спустя шесть лет, в 1990 году, великого вратаря не стало – он умер в 60 лет, став жертвой рака желудка.

1964 год – Денис Лоу. Любимый болельщиками больше, чем сэр Бобби Чарльтон

Статуя Дениса Лоу находится близ «Олд Траффорда», совсем рядом с памятниками сэру Бобби Чарльтону и Джорджу Бесту, образуя, как и пятьдесят лет назад на футбольном поле, то, что болельщики называли «Святая Троица» «Манчестер Юнайтеда» 60-х годов.

«Золотой мяч», полученный Лоу в 1964 году, означал возрождение легендарной команды, после мюнхенской трагедии, когда в 1958 году, в авиакатастрофе под немецким городом разбился 21 человек, из них семеро – футболисты «красных дьяволов». Наградить шотландца Дениса Лоу означало наградить новый «Юнайтед» - наследника тех нереализованных молодых надежд, выкованного железной волей знаменитого сэра Мэтта Басби, чудом уцелевшего в той катастрофе.

Лоу был настолько уникальным игроком, что даже его дрянные личностные характеристики, порою выходящие за грани разумного, не помешали ему получить в 1964 году главную индивидуальную футбольную награду. Многие утверждают, что публика на «Олд Траффорд» любила Лоу куда больше, чем тех же самых Чарльтона и Беста. И это при том, что именно шедевральный гол Лоу, одетого в форму «Сити», отправил в 1974 году «Юнайтед» в дивизион, рангом ниже. Последующее фото нападающего с опущенной головой, рыдающего навзрыд и просящего замену, поскольку сил продолжать игру уже не оставалось, - это часть истории футбола.

Взрывной на поле и за его пределами, с потрясающей левой ногой, способный забивать с самых невозможных углов, контролировать время, замедлять ход игры, ускорять его, обладающий кошачьим прыжком, он был главным идолом сэра Алекса Фергюсона, по собственному признанию шотландского мэтра. Лоу принадлежат три трансферных рекорда того времени: из «Хаддерсфилда» в «Сити» (55000 фунтовв 1960 году), из «Сити» в «Торино» (110000 фунтов) и из «Торино» в «Юнайтед» (115000 фунтов). Как сэр Бобби Чарльтон и как исчезнувший Бест, Денис Лоу теперь уже никогда не покинет пределов «Олд Траффорда».

1965 год – Эйсебио. Национальный монумент

Немногие футболисты могут надеяться когда-нибудь стать настолько важными для своей страны, каким был Эйсебио Феррейра да Силва для Португалии. Он имел такое значение для диктатора Салазара, что по его указы Эйсебио был назван «национальным монументом». Благодаря этому Салазар выполнил сразу две задачи: во-первых, отметил роль и значение Эйсебио в футболе; во-вторых, избежал излишней активности со стороны европейских грандов, таких как «Мадрид» во главе с Сантьяго Бернабеу, чтобы они не смогли переманить к себе игрока большою суммою денег.

Эйсебио стал, по сути, первым африканским игроком, получившим «Золотой мяч», хотя официально этот почетный статус носит Джордж Веа, либериец из «Милана», завоевавший награду в 1995 году, когда она стала доступна не только для европейцев. Эйсебио, родившийся в Мозамбике, положил немало сил во славу «Бенфики» и Португалии, которую он привел к бронзе Мундиаля-1966, после ожесточенной схватки с бразильцами и Пеле, во главе, в которой Эйсебио сделал дубль. К несчастью, в полуфинале португальцам противостояли англичане, и победа заранее была отдана хозяину турнира. В не самых спортивных обстоятельствах Португалия уступила Англии путь в финал.

Эйсебио родился в популярном квартале, – Мафалала – в городе Лоренсо Маркес (нынешний Мапуту), столице Мозамбика, 25 января 1942 года. Семья его была огромной – у него было восемь братьев, и пятилетним мальчуганом он остался без отца. Он был совсем юношей, когда вступил в ряды местного «Спортинга» из Лоренсо Маркеса – филиала португальского «Спортинга», который вскоре заинтересовался фигурой Эйсебио и решил его приобрести.

Другой оплот португальского футбола – «Бенфика» - отреагировала на это молниеносно, как только до клуба дошли слухи об одаренном парнишке из далекой колонии. Представители «орлов» тут же сели на самолет и прибыли в Мозамбик для встречи с матерью Эйсебио, которая, к тому моменту, уже ответила согласием на предложение «Спортинга». Тогда «Бенфика» предложила цену, в несколько раз превышающую начальную стоимость. В течение многих месяцев два клуба буквально дрались за него. В конце концов, Эйсебио был практически «похищен» «Бенфикой» и доставлен в Алгарве, как только ему исполнилось 18 лет. 23 мая 1961 года он подписал свой первый профессиональный контракт. До сих пор еще в кругах фанатов «Спортинга» эта история вспоминается, как «величайшее похищение в истории португальского футбола», сравнимое разве что лишь со схожим случаем между Ди Стефано, «Барсой» и «Мадридом».

15 июня этого же года Эйсебио провел за «орлов» свой первый матч. Бела Гутман (тот самый тренер, переманивший будущую звезду) выпустил его на замену в товарищеском матче против «Сантоса» Пеле, проходившем в Париже, в тот момент, когда на табло горели 5:0 в пользу бразильцев. Эйсебио вышел на поле на 70-й минуте и в оставшееся время…сделал хет-трик! Так началась легенда. Всего год спустя, в 1962, в голосовании на вручении «Золотого мяча» он остался вторым после Йозефа Масопуста. Признание должно было придти и оно пришло – его собственный «Золотой мяч» нашел его через три года, в 1965, когда он оставил позади двух форвардов блистательного «Интернационале», Джачинто Факкетти и Луисито Суареса. Он мог победить и в следующем сезоне (1966), но остался в одном шаге позади еще одной легенды – англичанина сэра Бобби Чарльтона. Эйсебио много позже признался, что никогда не забудет, как «корреспондент, делегированный в «France Football» от Португалии, Коуту-и-Сантуш, отдал первое место в голосовании англичанину, и лишь второе – мне, хотя мы были с ним большими друзьями. После он сказал мне, что был уверен в безоговорочной победе Чарльтона. Какая жалость».

Эйсебио всегда настаивал на том, что свой «Золотой мяч» он заработал благодаря «маните» «Бенфики» в ворота «Мадрида» в четвертьфинале Кубка Европы 1964/65. Та встреча в Лиссабоне закончилась победой «орлов» 5:1. «Для меня это один из лучших матчей, которые я провел в своей жизни, наряду с победой над Северной Кореей на Чемпионате Мира-1966, где я забил четыре мяча», вспоминает Эйсебио. В матче против испанцев он сделал дубль, причем оба гола были на загляденье, и отдал результативную передачу Колуне, еще одному отменному нападающему, с которым у каталонских болельщиков связаны самые грустные воспоминания о финале в Берне. Ту лиссабонскую сечу фанаты «Бенфики» вспоминают и по сей день. Это был второй раз в истории, когда «Бенфике» удалось положить на лопатки обладателя пяти европейских кубков, - первый и самый памятный произошел в амстердамском финале Кубка-1962, когда португальцы оказались сильнее со счетом 5:3.

С тем противостоянием «Бенфики» и «Мадрида» связан один любопытный случай. За день до ответной игры в Мадриде Эйсебио отравился паэльей, которой его накормили в отеле. В португальской прессе поползли слухи о «намеренном отравлении», «орлы» поменяли отель, проиграли в итоге ответную встречу 1:2 и, тем не менее, прошли дальше. Тот «Золотой мяч»-1965, скорее всего, остался для Эйсебио с горьким привкусом, поскольку в финале Кубка Европы на «Сан-Сиро» в упорной борьбе португальская команда уступила тому самому «Интеру», чьи звездные игроки остались за спиной «черной пантеры».

Источник: Mundo Deportivo