5 мин.

Кто кого задушит?

Блог «Футбольного клуба», продолжая делиться лондонскими впечатлениями, отловил редкий день, когда о футболе, казалось, можно забыть. Но так только казалось. Везде, в галереях ли, в театре ли, футбольные ассоциации так или иначе всплывали и не давали покоя. Тимур Журавель пытался со всем этим справиться.

Убежать в Лондоне от футбола почти невозможно. Вот понедельник – что, казалось бы, может быть спокойнее этого дня? Ага, а открытые тренировки «Челси» и «Порту? А пресс-конференции... Пошло-поехало, поезд идет без остановок. Если в Англии идти у футбола на поводу, то никакой другой жизни не будет. Поэтому иногда надо самому переключиться на нефутбольную волну – волевым решением.

Пешеходный мост «Миллениум» ведет через Темзу от Собора святого Павла к огромному зданию бывшей электростанции. Здание это мрачное и даже пугающее. Тогда почему в его сторону по мосту шагает столько народу? Все просто. Электростанция закончила свое существование, а ставшие пустыми необъятные пространства зажили новой жизнью – теперь там Tate Modern, музей современного искусства.

Тэйт можно посещать каждые полгода и постоянно натыкаться на что-то новое. В современном искусстве понятие прекрасного размыто, а может быть, его и вовсе нет. Искусство стало демократичным, общедоступным. Если замысловато расставить на столе пустые стаканы или небрежно рассыпать по полу спички – это тоже может стать экспонатом Тэйт. Легко. Потому что нынче маломальский вызов повседневности – уже искусство.

Из таких вызовов и состоит Тэйт. Однажды я приехал туда и увидел в полу огромного холла трещину. Она шла по диагонали метров сто, и вид ее будто извещал о скором Апокалипсисе. Я посчитал трещину началом экспозиции. Потом выяснилось, что это – самая обычная трещина, которую потихоньку заливают бетоном. Сейчас на уровне второго этажа галереи, на балконе, стоял грузовик. И вот тоже разберись – то ли это экспонат, то ли что-то разгружают. Так или иначе, где вы еще увидите трейлер, припарковавшийся на балконе второго этажа? Не на предматчевой же пресс-конференции Карло Анчелотти, правда?

Вообще-то, в Тэйт нельзя фотографировать. Но есть укромные залы, где если очень захотеть... Один из таких посвящен советскому плакату. Какой же огромный эстетический пласт породила наша агитационная индустрия! Большинство посетителей не понимает написанного, но они как завороженные подолгу рассматривают плакаты. Оказывается, в правильном социалистическом городе непременно необходим футбольный стадион. Впрочем, в капиталистическом городе Лондоне их вообще не сосчитаешь...

И, наконец, на последнем этаже Тэйт – кафе, в которое стоит пойти вовсе не ради кофе. Оттуда открывается отличный вид на Темзу и Собор святого Павла. Весь Лондон у ваших ног.

К моменту выхода из Тэйт тон рекомендательных смс из Москвы принял агрессивные формы. Ты обязан сходить в театр! – вопил коллега Вася Конов, – на Уайтхолле идет «Отелло», вперед!

Ок, пусть покричит, Конов же известный театрал. Через час я грохнулся в кресло паба как раз на Уайтхолле, и, посмотрев на другую сторону улицы, увидел пронизывающий насквозь взгляд Отелло. Я отписал смс Конову. Его последние призывы не оставили выбора – Конов с Отелло меня додушили. Перейдя через дорогу, я покорно выложил 25 фунтов за билет. Как раз в это время идет тренировка «Челси», – промелькнула вдруг в голове. Туда можно было попасть совершенно бесплатно.

Зал уходил вверх крутым амфитеатром. Отличный обзор отовсюду – как на лучших стадионах. Мое место было в ложе, где стояло всего три стула. За минуту до спектакля на один из них приземлилась какая-то бабушка. Мы едва успели перекинуться парой фраз, она изумилась, что русский пришел в английский театр, и тут в зале погас свет. Два зрительных ряда (видимо, самых дорогих) располагались аккурат на сцене. Это то же самое, если бы поставить пару-тройку стульев прямо в воротах. Вот был бы номер! Иногда зрителям на этих местах приходилось поджимать ноги, чтобы не мешать разборкам Отелло с Дездемоной.

В антракте мы разговорились с соседкой. Она оказалась профессором британской литературы. С шекспировских постановок в Лондоне она как-то очень легко перекинулась на тему сборной Англии и Фабио Капелло. - Капелло создал коллектив, вернул нам ощущение общности! – почти кричала она. – В Англии этого очень давно не было. А теперь у нас есть команда, понимаете? Она говорила страстно, будто ее попросили прочитать лекцию, где шекспировские страсти сходились с футбольными. Я восхищенно слушал. Пока на сцене снова не гаркнул Отелло.

Спектакль был выполнен в минималистском стиле. Декораций – ноль. Только на последние двадцать минут на сцену выкатали кровать, на которой развернулась развязка драмы. «Молилась ли ты на ночь, Дездемона?..» – промелькнули как-то незаметно. Одной строкой. По окончании зал долго аплодировал. Моя соседка поставила оценку «хорошо»... Напоследок сказала, что не любит футбол за процветающий там «дайвинг» – и быстро попрощалась.

Над Лондоном сгущались сумерки. Народ допивал последние пинты пива до коварного горна, извещающего об окончании разлива. Во вторник от футбола будет уже не скрыться. Я и не буду пробовать. «Челси» – «Порту». Посмотрим, кто кого там задушит...