5 мин.

Поедем на дачу

Сходить на домашний матч «Фулхэма» – словно съездить на дачу. С одной важной поправкой: в какой-то момент дачные тишина и покой сменятся криками болельщиков и игрой изо всех сил. Тимур Журавель в блоге «Футбольного клуба» – с рассказом о том, чем удивителен лондонский футбол.

Алексей Смертин любит рассказывать про стадион «Фулхэма»... Темза, парк и где-то рядом дачные участки. Очень, говорит, душевное место. На этот раз в столь разрекламированные края я отправился один.

Выйдя из метро «Путни Бридж», сразу почувствовал напряжение. Вокруг сновали бубнящие про лишний билет дядечки. Наружность у них была крайне сомнительная. Они походили на пиратов, проводящих третий год на необитаемом острове. Злые, недобрые глаза... Конечно, они не просили лишний билет, они «лишние» билеты впаривали.

Ничего себе, какой востребованный матч, подумал я, и поспешил нырнуть в парк. 15-минутная прогулка средь теней деревьев и скучающих болельщиков «Эвертона» – и вдруг из лесной чащи, как избушка в сказке, объявляется стадион. Маленький-маленький.

Интересно, какая в Англия система лицензирования стадионов, – задался я вопросом, обойдя «Крэйвен Коттэдж» со всех возможных сторон (одной трибуной он упирается в Темзу). Это даже не похоже на футбольную арену – только световые мачты выдают.

Еще бОльшие сюрпризы ждали меня внутри. В пресс-центре мужчина в клубном пиджаке очень любезно поинтересовался, в первый ли я раз на их стадионе. После ответа «да» он просиял и позвал за собой.

Выведя меня на трибуну, он стал рассказывать о стадионе – как, знаете, хозяева дачных участков рассказывают, где что и с каким успехом у них растет. Помидоры с клубникой вот тут – это трибуна наших болельщиков. А здесь пробиваются сорняки – трибуна гостей. - The great football atmosphere! – завершил он мини-экскурсию. Народ собирается у стадиона задолго до матча. Многие обязательно должны зафиксировать на свои фотоаппараты приезд команд. И все службы под этого заточены – как бы грозно ни смотрелся охранник, ваше законное право встретить команду, он не нарушит.

Динияр Билялетдинов в синей форме – зрелище, конечно, непривычное. Билл среди запасных – по российским меркам – тоже как-то странно. Я всматриваюсь в разминку. А Динияр только-только всматривается в своих новых партнеров. Это видно. Наверное, поэтому Дэвид Мойес не торопится ставить Билла в основу.

Сидения на «Коттэдж» – деревянные. А пространство между рядами – минимально. Даже я втискиваюсь на свое место с трудом. Самый гиблый эконом-класс самого древнего самолета – комфортнее. Оглядываюсь по сторонам и обнаруживаю через ряд от себя легенд старого «Арсенала» – Ли Диксона и Мартина Киоуна. По виду не скажешь, что их что-то смущает – разве только Киоун слишком часто заглядывает в стартовый протокол. Давно, наверное, не был на футболе...

Вот и я решил не роптать. Будь «Коттэдж» еще в два раза теснее, я бы все равно предпочел смотреть футбол здесь, а не с вертолета в «Лужниках». Матч идет не слишком содержательный, зато боевитый. И снова судья задирает планку борьбы на заоблачные высоты. Опять та же отметка – первые полчаса без свистка. «Эвертон», конечно, поизобретательнее, поумнее. Но вот, к примеру, техничный Жо цепляется за мяч хуже, чем его угловатый коллега из «Фулхэма» Бобби Замора.

И вообще, «Фулхэм» играет в футбол, не включая голову. Ну, может, один Клинт Дэмпси старается думать. Все. В тоже время, я смотрю на реакцию публики и понимаю: ей не нужны красивые комбинации, удары через себя и тому подобное. Ей просто надо, чтобы парни отдавались игре без остатка. При счете 1:0 в пользу «Эвертона» именно так «Фулхэм» и заиграл. Быстрее и агрессивнее. А «Эвертон» сдулся. Если в случае с МЮ ширина кости – это метафора класса, то в таком матче кость есть кость. У кого она крепче – тот и победит. Хотя, возможно, ключевым моментом игры стала травма Фила Невилла. Она испортила Дэвиду Мойесу весь план замен. Именно поэтому, кстати, так и не вышел на поле Билялетдинов.

Победный гол Дэмьяна Даффа – это было очень красиво. С рабочей левой в обход вратаря. Ух… Классическая английская победа, добытая на том, что составляет первозданную мужицкую суть футбола. Герой матча, получивший в награду бутылку шампанского, в обнимку с ней появился перед журналистами. Говорят, Дафф всегда был не дурак выпить. Бутылку он обнимал нежно, а после каждого нового вопроса морщился – давая понять, что хватит, мол, откладывать момент употребления. Уверен, шампанским Дафф в этот вечер не ограничился.

Почему в Лондоне так хорошо? Да потому, что он очень разный. Вот возьмем, к примеру, футбол. Прошли выходные, я посмотрел два матча на двух лондонских окраинах. Между антуражем и содержанием этих игр было очень мало общего. Но они случились в одном городе, аккуратно и органично влившись в его многообразную жизнь. Теперь на денек забудем о футболе. В Тэйт наверняка что-то новенькое выставляют. Айда!