11 мин.

Эрик Кантона: «Жизнь - это цирк, а футбол - искусство»

Каким было ваше детство в Марселе? Вы были счастливым ребёнком, или уже тогда ходили с хмурым лицом?

Я был счастливым ребёнком. У нас была крепкая, дружная семья - это главное, что помогло мне подготовиться ко взрослой жизни. Мы принадлежали к рабочему классу и довольствовались малым. Мы были вежливыми детьми, сегда говорили пожалуйста и спасибо. Мы уважали окружающих и наслаждались жизнью. Мы пели, улыбались и любили. Мы были иммигрантами, средиземноморскими людьми. Мой папа приехал из Италии, а мама из Барселоны.

В детстве меня возили в Барселону, чтобы првидаться с дедушкой. Мне тогда было 10 лет, и мне очень понравилась эта поездка. Он эмигрировал во Францию в годы Гражданской войны, и потом 15 лет не мог вернуться обратно. Когда я закончил карьеру, то на три года перебрался жить в Барселону, чтобы повторить эти ощущения из детства. Чтобы читать книжки и просто жить.

Теперь я живу в Марселе - абсолютно футбольном городе. Олимпик здесь нечто вроде божества. Марсель космпополитичный, страстный город, где люди живут футболом.

Кто был более безумным: вы, или Ги Ру? Какие у вас остались воспоминания о вашем первом тренере?

Я оставил семью в Марселе и уехал в Осер за 600 километров от родного города. Мне было 15 лет. Для нас, молодых игроков, Ги Ру был как отец. Я любил его и уважал его. В некоторых клубах такого нет, там нет такой близости между игроками и тренером, но Ги Ру сделал всё, чтобы Осер стал второй семьё для своих игроков. Если бы я тогда уехал в другой клуб, моя жизнь сложилась бы иначе. Но в Осере я нашёл себе вторую семью.

Что мотивировало вас как игрока? Деньги? Успех? Слава?

Успех и слава: а в чём разница? Мне кажется, что я так рано закончил карьеру потому что постоянно хотел играть ещё лучше, быть ещё более хорошим игроком. Для себя и для команды. Выигрывать трофеи. Ощущать свой прогресс.

Я ушёл из футбола, когда понял, что уже не смогу играть лучше. Одновременно с этим пропала и страсть к игре. Страсть возникает одновременно со стремлением к прогрессу. Теряешь страсть, теряешь мотивацию. Всё взаимосвязано.

Деньги? Нет. Если бы кто-нибудь сказал вам: заплати £100 и сыграешь в финале Кбка Англии? Вы бы заплатили? Я мечтал играть в финалах, ведь за это не надо было платить денег. Деньги платили нам. Но я бы и бесплатно играл. В футболе крутятся огромные деньги, ф утболисты получают свою долю. Это нормально.

Но деньги не являются мотивирующим фактором. Мечта - вот что мотивирует. Атмосфера на стадионе - вот что мотивирует. Мы чувствуем, что фанаты готовы тратить деньги и время, чтобы смотреть на нашу игру с трибун. Мы чувствуем, что футбол у них в крови.

В 1993 году в матче против Болгарии Давид Жинола отдал вам неудачную передачу, мяч перехватил Костадинов и забил гол, который оставил Францию без Чемпионата Мира в США. Если бы вы попали на тот Мундиаль, как далеко бы сумели пройти?

Это очень тяжёлое воспоминание. Мы не проигрывали в том отборе до тех пора, пока не осталось сыграть последние три матча. Сначала мы поехали в Швецию. Расклад такой: побеждаем - едем на Чемпионат. Мы вели 1-0, но за за десять минут до конца они сравняли счёт.

Остались две игры: с Израилем и Болгарией. Мы вынесли Ираиль 4-0 на выезде, но проиграли болгарам 2-3 дома. А нам хватило бы и ничьей. Я забил гол в том матче. А болгары забили свой, победный, на последних секундах.

Болгария и Швеция вышли из группы, и обе команды дошли до полуфиналов. Сборная Франция могла бы как минимум повторить этот результат. У нас была лучшая команда, но мы потеряи концентрацию. У нас были опытные игроки, но опыт не избавляет от ошибок.

Но надо учиться на своих ошибках - и в футболе, и в жизни.

Почему вы уехали из Лидса?

У меня не сложились отношения с тренером Уилкинсоном. У нас были разные взгляды на футбол. Манчестер Юнайтед играл в мой футбол. А в Лидсе всё было по-старинке - бей-беги. Но время, проведённое в Лидсе, было чрезвычайно полезным. Я очень многому научился, играя в этот примитивный футбол. Кроме того, мы выигрывали. Но когда мне некомфортно в команде, я не могу играть. Мне нужно чувствоать себя хорошо.

Возможно, в этом причина моих проблем. Атмосфера в клубах была не той, о которой я мечтал. Мне нужно было время, или я слишком рано сдавался, или я пытался подобрать правильные слова, чтобы объяснить, чего я хочу.

Это как в отношениях с женщиной. Иногда ты не можешь найти свою любовь. Иногда находишь, но всё равно ощущаешь, что что-то идёт не так. Тебе может быть хорошо с человеком, но ты хочешь большего. Хочешь отдавать и получать в ответ. Иногда этого не происходит.

Не думаю, что хотел бы связать свою жизнь с женщиной, которая характером похожа на некоторых боссов команд, в которых я играл. Их не за что любить.

За полгода до вашего перехода в Манчестер вы сыграли по нуля м на Олд Траффорд. Вы почти забили шикарным ударом через себя. Фанатская трибуна Манчестера апплодировала вам - игроку Лидса. Такого раньше никогда не случалось. Что вы чувствовали тогда?

Ты мечтаешь о подобных вещах, и когда они действительно происходят, тебя накрывает мощное дежавю.

Кто стал бы лучшим футболистом: Камю или Сартр?

Чего?! Ааа, Камю, Сартр! Я поначалу не понял вопроса. Не думаю, что из них получились бы хорошие футболисты. У каждого из них были свои идеи, но они были открыты для идей других людей.

Истина - не главное. В споре ты усиливаешь свою точку зрения, или меняешь её. Если ты думаешь, что знаешь правду обо всём на свете, ты становишься закрытым человеком. Ты варишься в собственном соку и в итоге сходишь с ума. И через 10 лет совершаешь самоубийство.

Очень важно придерживаться своих идеалов, но всегда надо быть открытым для изменений.

Когда вам пришла идея играть с поднятым воротничком? Вы подсмотрели её у кого-нибудь?

Я ничего специально не выдумывал. Я надел футболку. В тот день было холодно. Воротничок поднялся, и я решил его не опускать. Мы победили, и я решил, что теперь всегда буду играть с поднятым воротничком.

О чём вы думали, когда пробивали с ноги тому фанату Кристал Пэлэса? Что бы вы сделали, если бы приземлились на ноги, а не на спину?

Так я и приземлился на ноги. Именно поэтому я и сумел пробить ему ещё и с руки. Но недостаточно сильно. Надо было бить сильнее.

Что вы почувствовали, когда впервые увидели по телевизору кадры с вашим прыжком в толпу?

Я их не видел. Я и так знаю, как это выглядело. Мой дом осаждали журналисты. У меня был маленький дом, и журналисты буквально облепили его со всех сторон. Света белого не видно было.

Но я сыграл в том моменте на Селхерст Парк. Это был спектакль, а я был в нём актром. Я подхожу к делам серьёзно, не относясь серьёзно к самому себе. Мне кажется, Найк разглядел во мне эту черту характера и отлично её использовал. Даже когда я пинал того фаната, я сделал это лишь потому, что не воспринимаю себя всерьёз.

Не думаю, что я не должен был этого делать, исходя из своего положения в обществе. Нет, я был обычным футболистом и обычнчм человеком. Никогда не считал себя каким-то сверхчеловеком. Я просто хотел делать то, что мне хотелось делать. Если я хочу пробить фанату, я сделаю это. Я не пример для подражания. Я не школьный учитель, чтобы объяснять вам, как надо себя вести.

Мне кажется, чем дольше живёшь, тем сильнее убеждаешься в том, что жизнь - это цирк.

Некоторые утверждают, что на международном уровне вы играли хуже, чем в Премьер Лиге. С чем это связано?

Я забивал голы в Лиге Чемпионов. Я забивал за сборную Франции: 20 голов в 45 матчах. Я забивал по голу в каждой второй игре в еврокубках. Не так уж плохо.

Нападающий может доказать свою ценность в простых цифрах. Сыграл 10 матчей, забил пять голов, отдал пять голевых передач. Можно легко ответить любому критику, просто предоставив ему свою статитстику.

Полузащитник или защитик так не могут. Если кто-то захочет сказать, что ты плохой игрок, он это скажет. И ты его не переубедишь.

Вот почему я играл в нападении.

Рой Кин говорил, что он в жизни не видел, чтобы кто-то лучше вас обыгрывал вратарей один на один. Почему вам так хорошо удавались эти моменты?

Я много работал, и при этом оставался расслабленным. Тут важо подобрать момент, когда вратарь выходит на тебя. Если он подберётся слишком близко, у тебя будет слишком острый угол для удара. Если он слишком далеко, то значит и ты слишком далеко от ворот, и скорее всего хорошего удара не получится.

Бить надо, когда вратарь в трёх метрах от тебя. Так забиваются голы. Когда я был молодым, то часто промахивался. Я пытался анализировать это и понять, почему я забиваю на тренировках и мажу во время игры. Нужно правильно подбирать момент.

С дриблингом то же самое. Если защитник слишком близко, то уже поздно. Если слишком далеко, то сможет тебя подловить.

Если бы вам предложили сыграть ещё один сезон после вашего ухода из Юнайтед, какой клуб вы бы выбрали?

Я не хотел больше играть. Пропала страсть.

Что вы чувствуете, когда видите, что произошло с Лидс Юнайтед? Что пошло не так?

При Дэвиде О'Лири у них три или четыре года всё было отлично - они играли в полуфинале Лиги Чемпионов, у них было сильное поколение молодых игроков. Не могу понять, почему они его уволили.

С тех пор всё и покатилось. На трибуны стало ходить всё меньше людей. Но Лидс большой клуб. У него отличная фанатска поддержка. И хотя сейчас клуб в руинах, он ещё вернётся.

Актёрская игра смогла заменить вам футбол? Нет желания вернуться в спорт?

Как по мне, футбол и актёрская игра очень похожи - они основаны на страсти. На поле и на сцене ты испытываешь похожие ощущения. Но на поле эмоции конечно сильнее.

Когда я потерял страсть к футболу, я закончил карьеру. Я понял ,что больше не смогу прогрессировать. Теперь я работаю над своим актёрским мастерством. Есть много футболистов, которые выражали себя только через игру в футбол. У них не было других интересов, и когда они заканчивают карьеру, им просто нечем заняться. Они перестают существовать. Вернее, им кажется, что они перестали существовать.

В жизни вы такой же вспыльчивый, как и на поле?

Есть очень тонкая грань между свободой и хаосом. В какой-то мере я анархист в своём собственном смысле этого слова. Это анархия мысли, если можно так выразиться. Освобождение разума от традиционных взглядов на жизнь.

Где вы были, когда Юнайтед выиграл Лигу Чемпионов в 1999? Не жалели тогда, что уже не в клубе?

Когда ты видишь команду-победителя, ты хочешь быть в её составе. Но я к тому времени уже два года не играл в футбол. Я был горд и счастлив. Я лично знал 10 игроков на поле и конечно Фергюсона. Я был очень рад за него. Конечно, я бы хотел быть тогда на поле.

Кто самый великий французский футболист - Платини, Зидан, или кто-то другой?

Кто-то другой. Я.

Кто после вас был самой успешной семёркой Юнайтед: Бекхэм или Роналду?

Это разные игроки, но они оказали одинаковое влияние на игру. Бекхэм может вытащить игру. И Роналду тоже. Роналду забил больше голов, но пользу команде они принесли одинаковую.

Джордж Бест однажды сказал, что с радостью отдал бы всё шампанское, что он выпил за всю жизнь, чтобы сыграть с вами в решающем еврокубковом матче на Олд Траффорд. Что бы вы отдали, чтобы сыграть с Бестом?

Футбол - это искусство, и Бест был художником. Не всякая картина хороша, но всякое искусство - это попытка объяснить себя. Это может каждый, человек за стойкой бара, или человек с метлой на улице. Зрителям решать - хорошо ли у вас получается. Но всё равно это искусство. Ты художник, если ты объясняешь себя при помощи красоты, при помощи известных только тебе вещей.

И суть искусства в том, чтобы дать людям пищу для размышлений, а не дать им простые ответы. Вот почему я не хочу говорить, что бы я отдал за матч с Бестом.

Я люблю художников, которые заставляют меня задуматься. Я не люблю, когда мне говорят, что думать. У меня своя интерпретация вещей и событий. Если вы скажете: "Глянь, это пианино чёрного цвета", то я больше не буду с вами разговаривать.

Оригинал статьи

Подписывайтесь на Дзен канал Футбольной Классики.