7 мин.

Спорт за кадром. Назад в СССР

Москва. Ноябрь. Сессия.

Поддерживать бурную деятельность в блоге немного не хватает времени, но на днях мне на глаза попалась одна статья.... Как работнику телевидения и человеку, неравнодушному к спорту, она оказалась очень полезной и главное интересной. Ввиду своей масштабности не буду целиком публиковать ее здесь, а представлю вашему вниманию некоторые выдержки и лучшие моменты.

Аркадий Ратнер «Спортивное телевидение – государство в государстве»

Телевидение и спорт словно созданы друг для друга. В безбрежном телевизионном мире спортивное телевидение - это "государство в государстве" со своими традициями, правилами, законами.

Политика и спорт

В начале 1960-х годов на наших телеэкранах появились чемпионаты мира по фигурному катанию и хоккею. Из года в год на них побеждали советские спортсмены, что еще более повышало интерес к трансляциям. Многие помнят, что улицы городов в это время вымирали. Спорт нравился, спорт заполнял эфир. Но случилось так, что спортивное телевидение переступило границы разумного: были дни, а то и недели, когда в программной сетке спортивные трансляции по времени превосходили литературные и театральные передачи, вместе взятые. Такой перекос не мог не вызывать раздражения. И сначала на студийных летучках, а потом и в печати на спортивную редакцию все чаще стали накатываться волны критики. Футбольных и хоккейных репортажей стало так много, что даже заядлые болельщики выключали телевизоры. Идея о продуманной идеологической работе ЦК КПСС абсолютно абсурдна. Однако влияние высшего партийного руководства до конца отрицать нельзя. Государством долгие годы руководили преданные спорту болельщики…

Леонид Ильич Брежнев беззаветно, по-стариковски обожал хоккей и хотел увидеть каждый матч любимого им ЦСКА. А чуть позже, когда началось возвышение Константина Устиновича Черненко, нам в спортивной редакции дали понять, что и к спартаковской команде надо относиться с повышенным вниманием. Руководил "доставкой на дом" любимого зрелища лично Сергей Георгиевич Лапин, председатель Гостелерадио СССР.

Конец 1980-х годов - разгар перестройки. Великая телевизионная революция. Давно знакомые, почти родные лица навсегда исчезают с экрана. Трансляции митингов, дискуссий, съездов идут сплошной чередой. "Старое" телевидение названо одной из главных причин царившего в стране застоя. Самой "застойной" объявлена программа "Время". Сразу за ней кто-то из "прорабов перестройки" неожиданно ставит спортивные передачи. Нашли этому простое, в духе времени объяснение: якобы партийные идеологи спортивными трансляциями отвлекали народ от серьезных жизненных проблем.

Своеобразие по-советски

В футбольном чемпионате СССР, в отличие от хоккейного, играли команды почти всех союзных республик. И за каждой из них - особенно за украинской - стоял могущественный партийный покровитель. Увидеть "своих" на первом канале считалось делом престижным. Конечно, матчи киевлян или тбилисцев показывали постоянно. Но иногда срабатывала интуиция. Без всяких указаний из Отдела пропаганды ЦК КПСС (специально это подчеркну) мы ставили в эфир команду другой республики, пусть и находилась она в нижней части турнирной таблицы. Подстраховывались, что там скрывать! Зато никто не мог упрекнуть нас в недооценке "национальной политики партии". В конце сезона всегда были готовы отчитаться: узбекскую, казахскую, азербайджанскую команды два-три раза транслировал главный государственный канал страны. Здесь придется согласиться: "застойные" явления в каждом из нас сидели прочно.

Реклама 18+

Рекламная пауза

Начало 1990-х годов все изменило. Телевидение платило теперь не только зарубежным, но и своим командам за то, чтобы показать их матчи со стадиона "Динамо" или из Лужников. Крутых руководителей российских клубов, возникших буквально из ничего, абсолютно не интересовало (в отличие от зарубежных президентов), увидят ли игру собственные болельщики. Деньги и только деньги решали все! Сомнительные личности, называвшие себя представителями зарубежных команд, чуть ли не ежедневно появлялись в останкинских кабинетах, но первые же минуты разговора с ними не оставляли сомнения, что перед тобой мошенник средней руки.

А когда телереклама появилась в России, возникла неслыханная неразбериха. Рекламодатель платил, рекламодатель диктовал условия, и ассистент режиссера запускал ролики в начале, в конце матча, в его середине, запросто перекрывая если не забитый гол, то уж острый момент без малейших колебаний. Знающие люди объясняли нам: во время игры использовать рекламу запрещено, присылали выписки из правил УЕФА, но "разгулявшийся рынок" отвергал любые правила.

В 1992 г. в самой первой трансляции матча Лиги чемпионов, несмотря на то что мы подписали договор, где, когда и сколько раз можно показывать рекламу, решили рискнуть, и по экрану в середине первого тайма медленно поползла бегущая строка, сообщая, по какому адресу и в какие дни можно отремонтировать машину "Вольво". За это УЕФА немедленно оштрафовала телекомпанию "Останкино".

Реклама и спонсорство меняли правила многих соревнований. В баскетболе, волейболе, кроме предусмотренных правилами тайм-аутов, ввели специальные технические перерывы, чтобы транслирующие игры компании могли показать свои рекламные ролики. То же, отменив музыкальные паузы, сделали в НХЛ.

"Хоккейный вариант"

Советское, а теперь российское телевидение, не в состоянии преодолеть традиционную косность. И пусть в пятницу в восемь часов вечера будет проходить выдающееся спортивное событие, которое напрямую транслируют все телестудии мира, но на первом российском канале все равно будет крутить свое колесо Леонид Якубович, а на втором - минута в минуту выйдет в эфир информационная программа "Вести".

Сколько сломано копий, сколько раз доходило до прямых конфликтов в попытке решить проблему совпадения спортивной трансляции и популярной у зрителей передачи. В советские годы однажды было найдено уникальное решение, вошедшее в телевизионную историю. Оно носит название "хоккейный вариант".

Нашли такой вариант в далекие "брежневские" хоккейные времена. Информационная программа "Время", которая в эфирной сетке всегда стояла незыблемо, начиналась практически одновременно с третьим периодом матча, проходившем во Дворце спорта, в котором был теперь не 15-минутный (предусмотренный правилами) перерыв, а 30-35-минутный, потому что сразу за программой "Время" в 21:30 выходил в эфир заключительный период, хотя во Дворце он был еще далек от завершения.

 

 Без строгого контроля не обходились в то время ни музыкальная, ни детская, ни литературно-драматическая, никакая иная редакция Гостелерадио СССР. Но что может сравниться со строжайшим контролем, постоянно витавшим над редакцией спорта? Только информационное вещание в этом "состязании" превосходило нас.

Однако я думаю, что это было обычное для Советского Союза политиканство: в Гостелерадио люди любого ранга - от председателя Комитета до простого редактора стремились угадать желание высокого начальства, перестраховаться, выполнить любое, пусть и нелепое, указание.

Вы думаете, что этого нет на современном российском телевидении? Вот яркий пример из новейшей истории. День выбора олимпийской столицы 2012 года. Среди претендентов - Москва. На Васильевском спуске доставленные на автобусах представители студенческих и трудовых коллективов с плакатами и лозунгами, призывающими Международный олимпийский комитет (МОК) принять решение в пользу Москвы. С эстрады развлекают публику комментатор канала "Спорт" Дмитрий Губерниев и разношерстные музыкальные ансамбли. Трансляцию происходящего показывают на втором государственном канале. Параллельно по "Евроспорту" идет прямой репортаж с заседания Международного олимпийского комитета. Но на большой телеэкран на Васильевском спуске эту "картинку" не выводят. В первом же туре Москва из числа претендентов выбывает. Кроме "Евро-спорта", десятки других источников информации, такие как радио, Интернет, и все, кого этот вопрос интересует, сообщают о поражении российской столицы. Конечно, знает об этом и Губерниев, но держит решение МОК в тайне. Более того, энергично "разогревает" аудиторию, и добросовестная публика продолжает самозабвенно скандировать лозунги в поддержку Москвы. Минут через 50 перед последним туром, когда остаются два конкурента - Лондон и Париж - экран на эстраде наконец начинает показывать заседание МОК, и Губерниев оповещает собравшихся, что Москва из борьбы выбыла, как будто это произошло только что. Наконец избран Лондон, народ, оставляя на набережной выданные плакаты, начинает расходиться. Губерниев, почти час водивший всех за нос, кричит, что в следующий раз Москва обязательно победит.

Реклама 18+

Телевизионное политиканство живет и процветает. Акция проведена успешно, "истинный" патриотизм продемонстрирован, участники "представления" готовятся получать гонорар.