11 мин.

Самая странная победа над Канадой. Как и вся та Олимпиада

Турин-2006 мог стать для нас великим, но не стал.

Победе сборной России над Канадой на Олимпиаде в Турине не очень повезло. Как самостоятельная большая история она прожила всего два дня – успех быстро стал восприниматься в связке с безропотными 0:7 в двух следующих матчах. В хоккейном ремейке главной итальянской сказки золотой ключик достался незадачливому Буратино и был им быстро потерян.

Тот провал – одна из главных загадок в истории российского хоккея. Версий случившегося много. Главный тренер Владимир Крикунов нашел традиционную причину и списал все на загул команды, который якобы организовал капитан Алексей Ковалев. Тот, в свою очередь, обвинял Крикунова в некомпетентности.

«Этот тренер вообще не имеет понятия, как вести команду. Я это увидел еще на последнем чемпионате мира. Можно любого человека с улицы с секундомером в руках поставить – и он ничуть не хуже будет» (Алексей Ковалев, «Коммерсант», 2006 год).

На этом фоне оригинальным объяснением выглядело открытие «закона плей-офф» – с Канадой нам можно встречаться только в финале. Если до него – то тупик: либо от них поражение, либо сразу после – мотивация на остальных уже не та. Удивительно, но на всех следующих турнирах это правило работало. Ранняя встреча с Канадой заканчивалась либо поражением от нее (Ванкувер-2010, Торонто-2016, Кельн-2017), либо резким спадом и неудачей после победы (Кельн-2010, Братислава-2011).

Если же вернуться к Турину, то столь быстрое падение нашей сборной стало лишь одной из странностей, которыми отличался хоккейный турнир той Олимпиады. 

Канада проиграла Швейцарии, получив два гола от бывшего соотечественника – Пауля ДиПьетро – и не забив в ответ ни одного. А до этого «белые кресты» обыграли еще и чехов и заняли в своей группе второе место. Россия после разгрома шведов еле-еле справилась с Казахстаном. Швеция не особенно упиралась в матче со Словакией и позволила ей занять первое место в группе. Поражение обеспечивало «Тре Крунур» удобную сетку без России, Канады и Финляндии вплоть до финала. Но наказания за такую расчетливость не последовало: шведы обыграли в матче за золото финнов, которые на том турнире выглядели непобедимой машиной.

Странная сборная России

В России при подготовке к туринской Олимпиаде попытались совместить несовместимое – советскую и североамериканскую модели управления сборной. С одной стороны – Крикунов, с другой – генеральный менеджер Павел Буре, чья должность больше не подразумевала функций завхоза и администратора. Планировалось, что за ним будет последнее слово при определении состава на Игры. Но на деле все явно сводилось к паритету: Буре больше отвечал за энхаэловцев, Крикунов – за игроков суперлиги.

Такое разделение полномочий выглядело даже логичным. Впервые в истории Олимпиад с участием игроков НХЛ реальными кандидатами на попадание в состав (не в качестве третьего вратаря) стали игроки из российской лиги – в частности, молодой лидер «Магнитки» Евгений Малкин. Но в итоге противоречивая система менеджмента привела к странностям в комплектовании. В основном это касалось кандидатов из суперлиги. 

В первой версии состава были сразу три представителя крикуновского московского «Динамо» (восьмое место в чемпионате России-2005/06) – защитник Дмитрий Быков, форварды Максим Сушинский и Александр Харитонов. А вот лучшие бомбардиры сезона – Сергей Мозякин из ЦСКА и Алексей Морозов из «Ак Барса» – в заявку не попали. Теоретически из Казани Крикунов мог бы взять целое звено ЗЗМ (правда, ее лучшие матчи на тот момент были еще впереди), но Сергею Зиновьеву Турин все равно бы не светил из-за очередной истории с допингом на предолимпийских тестах. Морозова же, как и результативного капитана «Витязя» Александра Королюка, Крикунов брать никак не хотел. По его мнению, они слабо проявили себя на Евротуре. Королюка включили в заявку только после того, как травму получил Алексей Жамнов, но узнал Александр об этом почему-то от журналистов.

Главной проблемой стало то, что Крикунов и Буре не подстраховались на случай травм. Их оказалось много, и заменять выбывших начали игроками все того же «Динамо» и «Локомотива» – Денисом Куляшом (в итоге тоже травмировался и не сыграл), Сергеем Жуковым, Андреем Таратухиным, Иваном Непряевым. К такому активному задействованию ярославцев не мог не приложить руку Владимир Юрзинов-старший, тренировавший тогда «Локомотив» и входивший в тренерский штаб сборной.

Можно засчитать оправдание, что энхаэловцы и амбициозный Морозов не соглашались сидеть в запасе, но такое «землячество» и создание лжебазовых клубов все равно выглядело нонсенсом. В составе сборной на главном турнире четырехлетия появились игроки, которые его уровню просто не соответствовали. В последующие годы они и на чемпионаты мира-то почти не привлекались. 

И когда в Турине не пошла игра у ряда бомбардиров из НХЛ (Ковальчук забивал только Латвии, Яшин был не так хорош, как на своих лучших ЧМ), поддержать лидеров, вытащивших матч с Канадой, оказалось некому. Из 9 периодов в матчах плей-офф 8 наше нападение отработало вхолостую, без голов.

Были и такие моменты, которые сейчас кажутся просто дикостью. В первом матче со словаками в воротах сыграл Илья Брызгалов и пропустил 5 шайб, а Крикунов потом заявил, что ошибся с вратарем. Решение он принимал сам – тренера вратарей в штабе не было.

«А что с вратарями работать, вы мне объясните? Турнир-то короткий. Тренировок почти не будет, только матчи» (Владимир Крикунов, «Советский спорт», 2006 год). 

Тогда же Крикунов заявил, что для Брызгалова Олимпиада закончена. Тактом в плане человеческих отношений с игроками этот специалист никогда не отличался, и это сказывалось. После всех олимпийских разборок на чемпионат мира к нему приехал один-единственный энхаэловец – Александр Овечкин. Поэтому тут можно понять следующего тренера сборной Вячеслава Быкова с его постоянными «надо поддержать того-то» и прочими «Илюшками», «Сашками» и «Женьками». Игрокам, уставшим от придирок прошлых тренеров и нападок «патриотичного» стеблинского руководства ФХР, была просто необходима диктатура сердца.

Странная сборная Канады

Проблемы канадцев на турнире были в чем-то похожи на наши. Есть даже конкретные совпадения: в трех своих последних матчах «кленовые» провели те же самые 8 периодов без голов. А вообще в половине матчей в Турине они не смогли забросить ни шайбы. Когда еще такое было и будет?

После турнира много говорили о том, что победные Олимпиада-2002 и Кубок мира-2004 сделали канадцев слишком самонадеянными. В туринском составе насчитывалось шесть человек, которые играли на обоих турнирах, а еще 11 участвовали хотя бы в одном. Командой по-прежнему руководили генеральный менеджер Уэйн Гретцки и главный тренер Пэт Куинн.

Они в один голос утверждали, что эта команда по таланту превосходит прошлый созыв. Уверенность в победе была настолько высокой, что специальный самолет, на котором команда прилетела на Игры, должен был вернуться за ней только после финала. А в Турине у Гретцки больше спрашивали не о составе, а о скандале с устройством подпольного тотализатора, в котором были замешаны его помощник по «Финиксу» Рик Токкет и жена Джанет. 

Зато потом на канадских руководителей обрушился шквал критики, в частности, за слабое омоложение команды. Это было не очень справедливо – в целом, сборная была моложе, чем в Солт-Лейке, где одних только суперветеранов в возрасте за 35 было пятеро. Молодое поколение в Турине представляли такие игроки, как защитник Джей Баумистер, форварды Рик Нэш и Дэни Хитли.

Но все перечеркивали слишком яркие частности. Символом консерватизма стало присутствие в составе 31-летнего костолома Тодда Бертуцци (инцидент со Стивом Муром был еще у всех на памяти) и 34-летнего Криса Дрэйпера при отсутствии 18-летнего Сидни Кросби (102 очка в сезоне-2005/06) и 21-летнего Эрика Стаала (100 очков). 

Комментируя непопадание в состав, звездный новичок «Питтсбурга», сам того не зная, предсказал одну из проблем Канады в Турине, касавшуюся сдерживающих звеньев. 

«Я понимаю, что в Канаде много хороших хоккеистов. На Олимпиаду набирают не команду для Матча всех звезд, не сборную лучших бомбардиров. Целью является победа. В сборную попадают нападающие, которые должны уметь обороняться, играть в меньшинстве, игроки, которые могут действовать в разных ситуациях. Либо я не подошел для этой роли, либо просто не заработал себе места в составе» (Сидни Кросби, ESPN, 2005 год). 

Склонность к ролевым экспериментам у канадцев была на Кубке мира-2004 и представительном из-за локаута ЧМ-2005, куда брали не только Дрэйпера, но и его партнера по знаменитой чекинг-лайн «Детройта» Кирка Молтби (правда, в Торонто он ни одного матча не сыграл). Но в Турине команда недосчиталась поддержки от нижних звеньев – сразу пять нападающих не забили ни гола за турнир. А тот же Бертуцци в матче с Россией отличился удалением в самом начале третьего периода, что позволило нашим забить решающий гол.

При подготовке к следующей Олимпиаде канадцы эти уроки выучили. В Ванкувере у них не было чистых ролевиков, а лидерами стали победители недавних молодежных чемпионатов мира. Номинальные третье и четвертое звенья «кленовых» с Райаном Гецлафом и Джонатаном Тэйвсом сборную России просто закошмарили, а без заброшенных шайб Игры завершил только 13-й нападающий Патрис Бержерон.

Странная победа в странном месте

Сценарий матча между Россией и Канадой получился нетипичным для противостояния. И давняя, и на тот момент недавняя (ЧМ-2005), и будущая его история приучили к тому, что русские против канадцев – это почти всегда интригующий сюжет с большим количеством голов. 

В Турине же после двух периодов не залетело ни одного. Игра при этом не была унылой, напряжение буквально висело в воздухе и часто толкало команды на необязательные удаления. Канадцам пришлось начинать второй период в меньшинстве после пререканий с судьей в перерыве, а Малкин в самой концовке сцепился с Винсентом Лекавалье и получил матч-штраф. Это, кстати, тоже сказалось на дальнейшей судьбе сборной России – в следующем матче играть пришлось в 11 нападающих.

Но при этом все равно остается ощущение, что соперники не смогли развернуться в полную силу. Канадцы так и не избавились от проблем в атаке и за эти 40 минут только 16 раз бросили по воротам Евгения Набокова. Два с лишним года спустя в Квебеке они набросали ему столько же только за один первый период финала. Наши атаковали больше, но по моментам уступали – хотя в сумме их вообще было не очень много.

Возможно, на действиях команд сказывалась камерная атмосфера, окружавшая игру. Матч почему-то проходил на запасной арене турнира, вмещавшей около 4,5 тысяч зрителей. Эта перестроенная из конференц-центра времянка стала самым странным местом, где когда-либо встречались сборные СССР/России и Канады.

Третий период больше всего напоминал лучшие матчи в истории великого противостояния. Пошли голы (канадцам один не засчитали), у ворот стало больше остроты (Набоков провел отличный матч), эмоции зашкаливали. Кульминация и развязка отсылали к самой первой встрече в олимпийской истории команд – полувеком ранее в Кортина-д’Ампеццо.

Та победа принесла СССР первое в истории олимпийское золото, в этой – очень хотелось увидеть возрождение российского хоккея. Все как будто складывалось в идеальную картину: снова Игры в Италии, опять Канада с вратарем по фамилии Бродер в составе (правда, отец Мартена – Дени – в 1956 году был в запасе) и те же 2:0.

Символичным можно было считать и то, что победный гол забил Овечкин, представитель нового, патриотичного поколения русских суперзвезд. С его именем связывалась ожидаемая всеми новая эпоха, в которой сборная снова стала бы сильной, а слово «отказник» считалось бы устаревшим.

Но в Турине она еще не настала. Уже в полуфинале против Финляндии мечты о светлом будущем оказались разбиты. Первая за долгие годы победа над сильнейшей Канадой оказалась неполноценной. Впервые в истории она не принесла нашей сборной ничего великого, пусть даже в плане сопричастности. Это был всего лишь метеор, который очень ярко сверкнул, но быстро сгорел.

Фото: Gettyimages.ru/Brian Bahr, Elsa, Al Bello; REUTERS/Mike Blake, Shaun Best