4 мин.

Чемпионская работа Сиэтл Саундерс. Часть 1

Приветствую тебя на страницах блога "Отдел по работе с болельщиками". Я рассказываю о том, как взаимодействуют футбольные клубы и их фанаты. Пока в блоге царит МЛС и ты можешь прочитать предыдущие материалы, например, про Колорадо Рэпидз или про то, как футбол меняет жизнь людей целого района в Цинциннати.

А сейчас речь пойдет об одном из самых успешных клубов лиги последних лет - Сиэтл Саундерс. Сезоны 2016 и 2019 стали триумфальными для команды и эти успехи можно связать с именем Адриана Ханауэра.

Мистер Ханауэр, по происхождению немец, начал путь к футбольным вершинам издалека. В 13 лет он уже работал в семейном бизнесе по производству и продаже постельного белья (компания была основана в 1884 году еще в Германии), потом основал производство рам для картин, купил сеть пиццерий, владел IT-стартапами, продавал их Микрософту и, наконец, стал генеральным менеджером футбольного клуба в Сиэтле. Правда, до вступления в МЛС было еще примерно 7 лет.

Работа футбольным управленцем задалась - клуб избавился от долгов, выиграл несколько титулов. Пора было идти на повышение. На этом этапе Ханауэр выступил в роли искусного дипломата - заразил своими идеями известного голливудского продюссера, познакомил его с директором лиги, добавил в качестве инвестора Пола Аллена (совладельца Microsoft). В результате в 2009 году Сиэтл Саундерс дебютировал в МЛС, попутно установив рекорд посещаемости всей лиги. Сам Адриан руководил клубом в роли генерального менеджера до 2015 года, а затем выкупил основную долю акций и стал его владельцем.

Спортивные успехи клуба, очевидно, зависят от грамотного менеджмента. Но тема нашего блога - это работа с фанатами, поэтому давайте посмотрим, как все работает в Сиэтле.

Первое и самое крутое, что есть у Саундерс - это их Альянс.

Идея создания этой структуры принадлежит одному из акционеров клуба - актеру и комику Дрю Кэри (я о таком не слышал до написания этого материала). Нечто подобное он явно подсмотрел у Барселоны с их socios или у мадридского Реала. Любой владелец сезонного абонемента (цены стартуют примерно с 350 долларов) автоматически становится членом Альянса. Самая ответственная задача Альянса - раз в 4 года проголосовать за кандидатуру генерального менеджера. Осталяем или увольняем. Так, в 2012 году после не шибко удачного сезона, решалась судьба того самого Адриана Ханауэра. Болельщики приняли верное решение, Адриан остался, а клуб вскоре пришел к чемпионству.

Каждый член Альянса может выдвинуть себя в Консулы и если за него проголосует 25 других членов Альянса, то он войдет в более узкий круг людей, который тесно контактирует с руководством клуба. Задачи консулов:

- собрание каждый первый вторник месяца;

- 2-3 раза в год - встреча с руководством клуба;

- бизнес-собрание по окончании сезона.

Помимо обсуждения насущных дел на этих встречах, в остальное время консулы активно постят в соц.сетях, общаются с обычными болельщиками и всячески популяризируют свой любимый клуб. Они дают советы по организации в день матчей, стараются выбить льготы и всякие бонусы для остальных (и клуб идет на встречу в этих вопросах). А еще, консулы выбирают ежегодный дизайн шарфов для Альянса (в этом году какой-то убогий, на мой вкус):

Думаю, каждый футбольный болельщик мечтал бы оказаться на месте обычного консула из Сиэтла, чтобы иметь возможность как-то повлиять на жизнь своей команды.

В 2019 году Сиэтл Саундерс стал первым спортивным клубом в Северной Америке, получившим статус carbon neutral. Это синоним экологичности, устойчивого развития - клуб смог полностью компенсировать вред, который наносит его деятельность окружающей среде. Интересно, что таких футбольных команд в мире очень мало пока - первой стал Форест Грин Роверс из Англии. В списке также испанский Бетис, а в скором времени должны присоединиться Хоффенхайм и Майнц-05 из Германии. Думаю, что на волне популярности темы об изменении климата и другие футбольные клубы могли бы привлечь таким образом новых болельщиков, не прилагая особых усилий.

Сиэтл в рамках своей экологической работы высаживает деревья в городских парках, на 97% перевел свой стадион на перерабатываемые материалы, все структуры клуба работают в энергосберегающем режиме, собирают компост из отходов и так далее. С помощью партнеров ФК Сиэтл занимается экологическим просвещением в школах города, а фанаты в день матча стараются добираться до стадиона самым безвредным способом - либо на бесплатных прокатных велосипедах, либо пешком, участвуя в шествии March to the Match. Об этом и других примерах работы с болельщиками в Сиэтле читайте завтра.

Не забудь написать в комментариях свое мнение о примерах из этой статьи. А еще лучше - найди электронный сайт своего клуба и отправь свои предложения - большие изменения начинаются с маленького действия!