7 мин.

Гений «Формулы-1» - Берни Экклстоун. Есть ли жизнь после него?

alt

Он говорит, что «возможно» остановится, когда ему исполнится 100 лет – сейчас Берни Экклстоуну всего лишь 85. И его позиции в спорте сильны настолько, насколько это вообще возможно – такой власти ни у кого и никогда не было в прошлом и вряд ли когда-либо будет.

В качестве исполнительного директора Formula 1 Group он контролирует коммерческие права чемпионата мира «Формулы-1» – проще говоря, у него в руках ключи к проведению этапов и их продвижению, продаже прав на телевизионное вещание, а также всем спонсорским контрактам.

Это многомиллиардный бизнес. И Берни является его ядром.

Но незаменимых людей всё же нет, и до нас доносятся перешёптывания в коридорах власти. Мы слышали, как президент «Феррари» Серджио Марконне настаивает, что Экклстоун должен задать «Формуле-1» путь, по которому та сможет двигаться после его ухода. Недавно прошла информация о «частной» встрече президента «ФИА» Жана Тодта и главы фонда CVC Дональда МакКензи...

Однако остаётся важный вопрос – даже если он проработает до ста лет, или не доживёт до этого возраста (мы искренне надеемся, что такого не произойдёт), или даже смещён со своего поста из-за переворота – но кто в итоге заменит Берни?

Сейчас ответ на этот вопрос – никто. По итогам грандиозного процесса реструктуризации, который неизбежно последует, куда более вероятно, что должности, которые сейчас единолично занимает Экклстоун, придётся взять на себя целой группе специалистов.

Помните, что у него нет заместителя и главного операционного директора – все основные задачи он выполняет самостоятельно. И это удивительно – в наши-то дни и в таком возрасте.

Давайте начнём с того, как его роль может быть разбита на элементы.

Лицо «Формулы-1»

alt

Экклстоун – первое лицо «Формулы-1». Его скептическое отношение к политкорректности приводит к тому, что частенько его откровенность становится причиной скандалов – он настоящий генератор заголовков, манна небесная для ежедневных газет и сайтов.

Но в этом есть и свои минусы. Его комментарии по ходу уик-энда о защите кокпитов – Берни заявил, что «не нужно ничего делать» – наотмашь бьют по всей политике «ФИА» по безопасности. А предсезонные слова, оценивающие будущий сезон «Формулы-1», как «худший за всю историю», наверняка заставил вздрогнуть акционеров.

И всё же у него по-прежнему значительный вес. Он в дружеских отношениях с королевскими семьями, правительствами, мэрами, спортивными чиновниками – его список контактов уникален, и второго такого нет.

Чтобы найти ему замену, «Формуле-1» потребуется кто-то наподобие бывшего босса «Феррари» Луки ди Монтедземоло или многократного чемпиона «Формулы-1» Ники Лауды. Индивидуальности, которые не тушуются в комнатах для переговоров, но сфокусируются на том, чтобы стать посланцами спорта – так же, как и «официальными лицами» для высокопоставленных персон на стартовой решётке.

У ди Монтедземоло есть преимущество – он является неисполнительным членом Совета директоров «Формулы-1». Он был бы моим фаворитом на эту роль.

Хладнокровное зарабатывание денег

alt

Не думайте, что основной мотивацией Экклстоуна являются деньги – я предпочитаю думать, что для него это попросту мера оценки собственной власти и успеха. Итак, кто может занять его место на этом поприще?

Дональд МакКензи является одним из сооснователей CVC Capital Partners, владеющего «Формулой-«, и скорее всего приглядывает за этой стороной бизнеса. Можно вспомнить, что его фирма заработала больше денег на «Формуле-1», чем даже сам Экклстоун – сообщалось о 4,4 миллиардах долларов США, заработанных с момента покупки в 2006 году. Но большая часть этого добыта благодаря Экклстоуну.

Недавно «Гардиан» цитировала МакКензи, сказавшего: «Нам нравится владеть [Формулой 1], мы не хотим продавать её. Но всегда есть кто-то, кто хочет её купить – это очень хороший бизнес».

CVC отложил планы по первичному размещению акций на Сингапурской фондовой бирже и с тех пор ширятся слухи о том, что фонд продаёт «Формулу-1» новым инвесторам. В прошлом году Экклстоун заявил, что сделка близится к завершению, однако МакКензи так прокомментировал это: «Маловероятно, что мы останемся здесь навсегда, но мы определённо не обязаны ничего продавать. Берни часто говорит не то, что имеет в виду».

МакКензи, как правило, старается держаться в тени, но на самом деле у него большой личный интерес к спорту.

Коммерческие и вещательные права

alt

В качестве наследника Экклстоуна постоянно звучит имя основателя «Формулы-Е» и экс-владельца команды серии GP2 Алехандро Агага.

Опытный политик и бизнесмен имеет огромную страсть к спорту, при этом его не раз называли «неутомимым дельцом».

Он впервые прикоснулся к «Формуле-1», когда занялся правами на телетрансляции в родной Испании. Его тесные связи с экс-боссом «Бенеттон» и «Рено» Флавио Бриаторе дали ему удивительный опыт налаживания сделок и взаимоотношений. Он очень дальновиден и сумел оперативно использовать технологии цифровой эры для продвижения собственной серии.

Тут многое зависит от его собственных амбиций с «Формулой-Е», но если Агаг захочет получить свою долю работы в «Формуле-1» – дверь, несомненно, будет открыта. Ему будет сложно отказаться с учётом его возраста (Алехандро 45 лет) и амбициозного характера – только представьте себе, какую позицию он сможет выкроить для себя в структуре «Формулы-1»?

В конце концов недавно он наделал немало шума, проведя гонку в центре Парижа! Это не ушло от внимания Жана, Берни и остальных.

Связи с командами и автодромами

alt

Это будет сложная задача. Экклстоун потратил многие годы на то, чтобы завоевать уважение команд, сумев расположить к себе в том числе и таких свободолюбивых грандов, как «Феррари». Преемнику придется действовать методом кнута и пряника, поскольку все команды увидят возможность в момент перехода власти урвать себе от общего пирога кусок побольше.

Одним из кандидатов является Бруно Мишель, бывший бухгалтер Флавио Бриаторе и главный менеджер «Лижье». Он руководит сериями GP2 и GP3 с самого момента их основания. Он владеет обширными связями в паддоке «Формулы-1», и у него есть контракты с большинством автодромов.

Но возможно, это направление также может оказаться в ведении ди Монтедземоло, ведь в конечном итоге именно он основал ассоциацию команд «Формулы-1» (FOTA), и хорошо знает, как работают команды. А руководители автодромов будут доверять ему так же, как сейчас верят Экклстоуну.

Другие имена

alt

Работа в глобальном мировом бизнесе остается ключом к успеху «Формулы-1», и пока Экклстоун трудится, не покладая рук, есть еще две фигуры, о которых нельзя не упомянуть в контексте рассматриваемого вопроса.

Бывший председатель совета директоров «Нестле» Питер Брабек-Летмат и Сэр Мартин Соррелл, основатель и глава WPP, крупнейшей и самой прибыльной рекламной группы, являются неисполнительными директорами Delta Topco – компании, которой, в конечном счете, и принадлежит «Формула-1».

На роль главы «Формулы-1» прочили было бывшего главу Diagio Пол Уолш, однако он пока что ушёл в тень – то же самое сделал и бывший исполнительный директор сети супермаркетов Sainsbury Джастин Кинг.

Конечно, у Экклстоуна уже есть отличные сотрудники, в том числе его эксперт по праву Саша Вудворд-Хилл – надежный помощник Берни, – а также бывший адвокат TWR Кейт Бивен, которая старательно защищала интересы Экклстоуна в коммерческих вопросах.

Если говорить о коммерческой стороне вопроса, то здесь гуру спортивного маркетинга Зак Браун, несомненно, будет в числе первых, кого призовут для решения вопросов, связанных со спонсорством. Ему удалось заключить немало крупных сделок для «Формулы-1» за последнее время.

Нередко в качестве преемника называется Кристиан Хорнер, учитывая его тесные связи с Берни, но это почти наверняка должно быть как-то согласовано с его планами в «Ред Булл». И если уж упоминать о других руководителях команд, одной из кандидатур может стать Тото Вольфф.

Соедините всех этих людей воедино и вы поймёте, каким уникальным талантом обладает Экклстоун, которого предстоит заменить.

alt

Этот невысокий человек, говорящий загадками, и, кажется, испытывающий проблемы с новейшими технологиями – он был обескуражен и сбит с толку вращающейся дверью в здании суда в Мюнхене (ах да, что там случилось в прошлом году с Гран При Германии?), – на самом деле является великим умом.

И даже те, кто постоянно жаждут его головы, будут скучать по нему, когда он уйдет.

Берни сделал этот спорт тем мировым гигантом, каковым он является сегодня. И то, какой «Формула-1» будет после того, как Берни покинет пост руководителя, во многом будет зависеть от людей, которые его заменят. Но самое главное, что такие люди существуют.