9 мин.

«Я против всего мира». Как меня поразила карьера легендарного чемпиона «Формулы-1» Найджела Мэнселла

Найджел Эрнест Мэнселл родился 8 августа 1953 года недалеко от Бирмингема. Британец впервые сел за руль машины в возрасте семи лет. В том же году он наблюдал за победой соотечественника Джима Кларка на Гран-при Великобритании в Эйнтри. В тот день он также решил, как и многие мальчишки его возраста, стать пилотом. Но для этого Мэнселлу пришлось пройти очень сложный путь.

После успешного начала в картинге, Найджел перешёл в серию «Формула-Форд». В 1977 году ему удалось выиграть этот чемпионата и это, не смотря на аварию, где он повредил себе шейные позвонки. Врачи объявили, что он никогда больше не сядет за руль гоночного автомобиля, а если поднимется с кровати без их разрешения, то останется на всю жизнь парализованным. Через пять дней он встал, написал расписку и поехал домой, а через месяц с небольшим — снова сел за руль.

Между тем, за три недели до аварии он уволился с работы аэрокосмического инженера и продал много личных вещей, чтобы принять участие в «Формуле-Форд». Мэнселл вместе со своей верной женой Розанной даже продали дом, чтобы принять участие в «Формуле-3». Здесь он вновь попал в тяжелейшую аварию, сломав себе позвонок. Вторая травма позвоночника за два года не остановила его. На следующий день, находясь в больнице, он заявил руководителю «Лотуса» «Это не проблема. Я буду на тестах в Поль-Рикаре!». И сдержал своё слово. Так он стал тестовым пилотом «Формулы-1». В 1980 году он дебютировал в «Формуле-1» на Гран-при Австрии. Но произошла утечка топлива и британцу пришлось терпеть ожоги первой и второй степени, пока не сгорел мотор.

Мэнселл очень сблизился с руководителем «Лотуса» Колином Чепменом, но его внезапная смерть в 1982 году опустошила его. За команду он провел еще два сезона, а затем в 1985 году перешел в «Уильямс». Мэнселл провел в «Формуле-1» уже более 70 Гран-при, но так и не одержал ни одной победы. Но удача благоволила ему на Гран-при Европы 1985 года в Брэндс-Хэтче, который он выиграл. Британец даже прослезился. За следующие 18 месяцев ему удалось выиграть 11 Гран-при и проиграть два чемпионских титула. В 1986 году последний Гран-при сезона проходил в Аделаиде, но там у британца в самый последний момент взорвалась покрышка. В 1987 году Мэнселл попал в серьезную аварию в квалификации на Сузуке. Британец вновь получил травму спины. Так он отдал своему ненавистному напарнику по команде Нельсону Пике титул. Бразилец называл Мэнселла «необразованным болваном» и оскорблял его жену. Но Мэнселл, в отличие от Айртона Сенны, никогда не дрался с Пике. Ключевой момент сезона для Найджела произошел в Сильверстоуне, где Мэнселл был просто неудержим. Британец установил даже рекорд трассы, что пройти своего напарника по команде и одержать победу. Тысячи поклонников поддерживали британца, который специально остановился поцеловать асфальт в том месте, где обогнал Пике.

Мэнселлу нравились разные состязательные ситуации, они мотивировали его и, казалось, что он лез из кожи вон, чтобы создать их. «Я против всего мира». Британец часто участвовал в конфликтах. Вот, что говорил о нем один из основателей команды «Уильямс» Патрик Хэд: «Он думает, что каждый всегда пытается вставить ему палки в колеса». В то время как Фрэнк Уильямс называл его «затычкой во все дырки». СМИ также постоянно жаловались на Мэнселла. Но фанаты любили его за чистую, осязаемую агрессию, с которой он участвовал в гонках. Но даже этого было недостаточно для того, чтобы преодолеть проблемы «Уильямса» в 1988 году. Как только появилась возможность перейти в «Феррари», так Мэнселл немедленно ей воспользовался.

Cвой дебют за «Феррари» он начал с победы на Гран-при Бразилии 1989 года. «Тифози» даже дали прозвище усатому британскому герою – «Лев». Сезон оказался не слишком удачным, но в середине сезона произошло чудо. Мэнселл квалифицировался на Хунгароринге, как казалось, на безнадежном 12-м месте, но в гонке британцу удалось прорваться, совершить фантастический обгон Сенны и выиграть ее. В 1990 году пути Мэнселла и «Феррари» разошлись, а все из-за напарника по команде Алена Проста. В Сильверстоуне «Британский Бульдог» даже театрально кинул перчатки в толпу со словами об уходе из «Формулы-1». Но уже через пару месяцев британец объявил о своем возвращении в «Уильямс». В 1991 году он вместе с «Уильямсом» одержал пять побед в сезоне, но проиграл по надежности «Макларену» Сенны, который стал трехкратным чемпионом. В следующем году Мэнселл доминировал, выиграв девять из 16-ти гонок сезона. Став чемпионом мира, британец вновь объявил о своем уходе. Претензии к «Уильямсу» заключались в том, что в следующем году его напарником по команде должен был стать ненавистный Прост, а также его не устраивал денежный вопрос. Мэнселл решил переехать в Америку для участия в гонках серии «Индикар». Британец начал доминировать уже с первых гонок сезона, даже на незнакомых скоростных овалах. В итоге в 1993 году он стал чемпионом серии «Индикар».

В 1994 году британец вновь вернулся в «Формулу-1» и «Уильямс». Но провел он за команду лишь четыре гонки. А финальный этап сезона, который проходил в Австралии, ему даже удалось выиграть, стартовав с поула. В следующем сезоне он должен был выступать за «Макларен», но смог провести за команду только две гонки. Британец решил, что машина ему не подходит. (Найджел настолько растолстел, что вообще еле влез в болид). И так, после 15 бурных сезон и 187 жестких гонок, 41-летний Найджел Мэнселл завершил карьеру пилота «Формулы-1» навсегда.

Но ушел он из нее богатым человеком. У британца был свой бизнес, в том числе дилерский центр «Феррари» и гольф-клуб (он играл в гольф на профессиональном уровне). А также Мэнселл прожил хорошую жизнь со своей женой Розанной и тремя детьми.

«Я заслужено получил сердечную боль и разочарование», говорит он о своей карьере. «Но я также получил много удовольствия. Я пилотировал так, как только мог».

Совсем недавно вышла его автобиографическая книга, которую вы также можете прочитать и узнать все о пилоте, который сражался на трассе и за ее пределами с такими пилотами, как Ники Лауда, Алан Джонс, Нельсон Пике, Ален Прост, Айртон Сенна и Михаэль Шумахер.