8 мин.

Великий и ужасный Ники Лауда – он стал мне близок, как никогда раньше

Андре́ас Никола́ус «Ни́ки» Ла́уда родился 22 февраля 1949 года в Вене. У его родителей в Австрии был свой бизнес. Семья Ники не разделяла его увлечения автоспортом и отказала ему в финансовой поддержке. Для того, чтобы участвовать в гонках он оставил университет и взял кредит в банке. Сначала он выступал в Формуле Ви и Формуле-3, но затем он купил себе место в Формуле-2 в команде March. Первые выступления были плохими и поэтому никто сразу не смог разглядеть в нем талант, но ему ничего не оставалось делать, как продолжать участвовать в гонках.

В 1973 году Лауда купил себе место в команде BRM. За улучшение результатов команда предложила оплатить долг Ники, а он взамен должен был выступать за команду еще два года. Вместо этого, в 1974 году Энцо Феррари взял его к себе в команду в Формуле-1 и Лауда смог начать расплачиваться со своими долгами.

Последним чемпионом Ferrari был Джон Сертис, который выиграл титул в 1964 году. Но команда оказалась впечатлена уверенным в себе австрийцем. На первых испытаниях болида Ferrari 312 Ники сказал Энцо, что этот болид «кусок дерьма». Лауду считали спасителем Ferrari. За холодный расчет в СМИ его даже прозвали «Компьютер». Тем не менее, у компьютера было много глюков. В 1974 году Ники совершил много ошибок, но он заявил, что на ошибках учатся. В Испании ему удалось одержать первую победу в карьере, а затем он одержал еще одну победу в Голландии.

В 1975 году на Ferrari 312/T Ники одержал победы в Монако, Бельгии, Швеции, Франции и США. Этого было достаточно, чтобы стать чемпионом мира. Вся Италия радовались первой победе Ferrari в чемпионате после десяти без титульных лет. Австриец говорил, что все эти трофеи «бесполезны» и поэтому он отдал их в гараж рядом со своим домом в обмен на то, чтобы его машину мыли бесплатно.

К середине лета 1976 года австриец выиграл пять гонок и, казалось, что этого хватит, что вновь стать чемпионом мира. Все изменил Гран-при Германии на Нюрбургринге. На втором круге у Лауды загорелся болид. Четыре отважных пилота и маршалы пытались вытащить из болида тлеющее тело. У Лауды были ожоги с первой по третью степень на голове и запястьях, несколько сломанных костей, и проблемы с легкими. Врачи сомневались в том, что он выживет.

Шесть недель спустя, с кровью, сочившейся из бинтов на голове, Лауда занял четвертое место на Гран-при Италии. Удивленные врачи сказали, что он оправился только благодаря силе воли. Джеки Стюарт сказал, что это было самое смелое возвращение в истории спорта. Ники потерял половину уха, но зато ему стало проще пользоваться телефоном. Он стал носить красную кепку, чтобы все это скрыть.

В 1976 году нас ждала разборка между Ники и Джеймсом Хантом в Японии под проливным дождем. Ники решил, что слишком опасно пилотировать болид и сошел, в то время как Хант финишировал третьим. В Италии некоторые называют его трусом. Даже Энцо Феррари начал подумывать об уходе австрийца из команды, но в 1977 году Ники вновь стал чемпионом мира. Он стал чемпионом мира досрочно и поэтому решил пропустить оставшиеся гонки. Ники в это время перешел в Brabham Берни Экклстоуна и за это Энцо назвал его предателем.

В 1978 году Ники одержал две победы в сезоне и занял четвертое место в чемпионате. В следующем году болид оказался настолько неконкурентоспособным, что Лауда смог набрать только четыре очка в чемпионате. Перед последней гонкой сезона Ники заявил о завершении карьеры, чтобы сосредоточиться на своей собственной авиакомпании.

Lauda Air требовала очень больших вложений и поэтому Лауда вновь решил стать пилотом Формулы-1. В 1982 году он подписал контракт с McLaren. Контракт в 5 миллионов долларов стал самым выгодным в истории Формулы-1. Ники сказал, что за пилотирование машины он будет брать только один доллар, а остальную сумму — за своё имя. В 1984 году он смог победить молодого напарника по команде Алена Проста и стать в третий раз чемпионом мира. В 1985 году Ники последний раз в карьере выиграл гонку. Также он навсегда завершил карьеру пилота, но паддок он никогда не покидал.

Он работал в качестве консультанта Ferrari, а затем возглавил команду Jaguar и стал телевизионным комментатором. Он считается экспертом по автоспорту и поэтому его высказывания широко цитируются спортивной прессой.

В начале 2013 года Ники Лауда стал неисполнительным директором команды Mercedes, членом совета директоров Mercedes AMG и специальным советником Daimler AG.