8 мин.

Айртон Сенна против Алена Проста. Кого из них вы бы взяли в свою команду?

В «Формуле-1» поул-позиции — это тщеславие, победы - здравомыслие, а очки - король.

В историю автоспорта бразилец Айртон Сенна и француз Ален Прост вошли в ранге величайших. Они участвовали в одном из самых напряженных и ожесточенных соперничеств. Эта борьба могла стоить им жизни. Их соперничество закончилось лишь тогда, когда Прост заявил о завершении карьеры по окончании сезона 1993 года.

Особенно горячим вышло их сражение в сезонах 88-90 годов. Если вы хотите подробно ознакомиться с событиями, то почитайте книгу Малкольма Фолли «Сенна против Проста», которая включает подробную информацию об их прошлом, карьере и личностях. Без этого сложно понять причины, характер и интенсивность их соперничества.

Однозначного вывода ждать не стоит. Они оба были выдающимися пилотами. Имели как сильные, так и слабые стороны. Стиль пилотирования и личность Сенны были намного ярче, чем у Проста. Все это импонировало фанатам. Когда Сенна трагически погиб на Гран-при Сан-Марино в 1994 году, его и без того исключительная репутация еще больше возросла в поистине легендарных пропорциях. С другой стороны, репутация Проста, казалось, пошла на спад после того, как он ушел из «Формулы-1». Упала чуть ли не до нуля после его неудачной попытки руководить полностью французской командой «Формулы-1» (Prost Grand Prix).

У этих двух великих титанов «Формулы-1» был совершенно разный поход к пилотированию болида, разное воспитание и жизненные принципы, но все же их многое объединяло. Почему-то кажется неправильным и несправедливым, что их репутация в истории неравномерна? Поклонники Сенны должны, по крайней мере, смириться с тем, что Прост был его главным соперником, и заставил его развиваться сильнее, чем любой другой пилот.

Сенна только и грезил о том, чтобы обойти Проста. Эта борьба для него была так важна, что бразилец несколько раз звонил французу в конце 1993 года и в начале 1994 года с целью убедить его не уходить. Айртон хотел, чтобы Ален вернулся во второй раз. Нельзя быть истинным поклонником Сенны или Проста, не признав величия обоих пилотов.

«Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика». Статистику выступлений Сенны и Проста можно трактовать по-разному, кому как больше понравится. Например, фанаты Сенны указывают на его 3 титула чемпиона мира, 65 поул-позиций, 80 подиумов и 41 победу из 161 старта, чтобы продемонстрировать его величие и превосходство. Поклонники Проста говорят о его 4 титулах, 51-й победе, 106 подиумах и общей сумме очков за карьеру в 798,5 очков из 199 стартов.

Вместо того, чтобы пытаться найти статистику, поддерживающую ту или иную группу фанатов, я подумал, что было бы интересно взглянуть со стороны руководителя команды и холодно проанализировать их относительные выступления, чтобы увидеть, какого гонщика вы бы хотели видеть в своей машине.

Чтобы сделать анализ как можно более справедливым, я использовал двухлетний период, когда они оба выступали за «Макларен» (88-89), так как это, пожалуй, лучшая и единственная возможность реально оценить их относительные выступления:

Приведенная выше статистика кажется очень интересной. Сенна явно был лучше в квалификации и выиграл больше гонок, чем Прост за двухлетний период. Тем не менее, Прост показал вдвое больше быстрых кругов, чем Сенна, что предполагает, что у него был более быстрый гоночный темп. Они оба выиграли чемпионат мира, но только на основе приведенной выше информации вы бы выбрали Сенну, а не Проста, чтобы тот выступал в вашей команде.

Однако, если вы были руководителем команды, единственная статистика, которая действительно имеет значение в приведенной выше таблице – это количество титулов. Вот статистика, которая более показательна:

Эта таблица говорит о другом, не так ли? Это действительно подтверждает, что Сенна был лучше в квалификации, это демонстрирует, что Прост в среднем за гонку финишировал на позицию выше, чем Сенна, а также в среднем набирал в гонке на одно очко больше. Мало того, что это показывает, что в среднем за гонку Сенна терял позицию по сравнению со своей средней стартовой позицией к концу гонки, в то время как Прост эту позицию отыгрывал.

Прост обошел Сенну по очкам в обоих сезонах. Айртон Сенна выиграл чемпионат в 1988 году, так как тогда правила гласили, что только 11 лучших результатов засчитываются в чемпионате. Это был первый и единственный год, когда победитель чемпионата не набрал наибольшее количество очков (с учетом всех 16 финишей). От этого правила избавились в 91-м.

Сенна выиграл чемпионат по правилу 11 лучших гонок, но в остальном Прост набрал больше очков за сезон и опережал его почти весь сезон.
Прост выиграл чемпионат в 1989 году и почти весь сезон опережал Сенну по очкам.

В «Формуле-1» поул-позиции — это тщеславие, победы - здравомыслие, а очки - король. Если бы вы были руководителем команды, испытывающим давление со стороны спонсоров и партнеров, вы бы предпочли Алена Проста Айртону Сенне, используя приведенные выше данные. Если вы расширите анализ на всю карьеру, то критическая статистика покажет, что Прост будет лучшим пилотом вашей машины, поскольку он с большей вероятностью поможет вам выиграть титул чемпиона мира среди пилотов и конструкторов.

Судя по статистике и анализу их карьеры, Сенна предпочел бы изо всех сил выиграть гонку, в то время как Прост больше думал о чемпионате и очках. Понятно, что нельзя так просто разделить их, но разница в подходе очевидна.

Поклонники Сенны часто упоминают в этих дебатах, что Сенна выиграл бы Гран-при Монако 1984 года, если бы они не остановили эту чрезвычайно влажную гонку. Сенна за рулем «Тоулмен» догонял Проста на «Макларене», судьи остановили гонку до того, как Сенна получил шанс побороться за лидерство. Утверждается, что Сенна мог бы одержать еще одну победу в гонке, но на самом деле для Проста было бы лучше, если бы гонка продолжилась и он пропустил Сенну. Если бы он набрал 6 очков за второе место в полной гонке, а не 4,5 очка за победу в остановленной гонке, он бы выиграл чемпионат в том году, а не проиграл бы его Ники Лауде на пол-очка!

Статистика доказывает, что в пилоты нужно было бы брать Проста, но вам очень сильно хотелось бы иметь Сенну в соперниках. Эти два гонщика были настолько близки друг к другу, настолько исключительны, но, к сожалению, настолько разными во многих отношениях.

Поклонникам автоспорта очень повезло увидеть, как эти два легендарных гонщика сойдутся лицом к лицу, поскольку такое случается нечасто. Если бы Проста не было, только представьте, сколько побед на гонках и чемпионатов у Сенны было бы? И если бы Сенны не было рядом, то Прост легко бы выиграл еще два чемпионата мира (1988 и 1990).

Приведенная выше статистика помогает показать, что о достижениях и репутации Проста следует помнить наравне, если не больше, чем о великом Айртоне Сенне.