10 мин.

7 самых неожиданных стартов сезона в каждом десятилетии «Формулы-1»

50-е. Благодаря Моссу частная команда впервые побеждает в «Формуле-1» в жаркой Аргентине 58-го

Сезон начинался в знойном Буэнос-Айресе. На старт вышло всего десять пилотов – это антирекорд за всю историю. Отсутствовали BRM и Vanwall. Ведь главное качество, а не количество.

Стирлинг Мосс, выступавший за Rob Walker Racing, квалифицировался за рулем Cooper T43 на седьмом месте. Этот был революционный болид с центральным расположением двигателя. Проблема была в том, что колесо крепилось на четыре гайки (больше 2 минут для смены), а у всех остальных на одну (30 секунд для смены). Команда решила всех запутать тем, что пит-стоп отбросит их далеко назад, на самом деле они просто решили проехать гонку без него. В итоге на изношенной резине ему удалось сдержать позади быстрых «Феррари» и выиграть гонку.

Мосс проводил этап с черной повязкой на глазу. Привет от любимой жены. Всего 2.7 секунды разделило на финише его с Луиджи Муссо. Как вы догадались – это была первая победа болида с центральным расположением двигателя. Частный коллектив впервые прервал гегемонию автопроизводителей. Последний раз в истории победу одержали на шинах «Континенталь», причем Стирлинг их единственный использовал в гонке.

60-е. Мастер-класс от Мосса в Монако

Снова Мосс, говорите? Ну, да, но это совсем другая победа, в равной степени заслуживающая попадания в этот список.

В «Формуле-1» дебютировали 1.5-литровые двигатели. Однозначным фаворитом сезона была «Феррари» и ее пилоты: Фил Хилл, Ричи Гинтер и Вольфганг фон Трипс. Под капотом у них стоял мотор, который на 40 лошадиных сил превосходил все остальные! Тем неожиданней выглядел поул Стирлинга Мосса за рулем болида частной команды «Лотус». Машине нахватало мощности, в принципе Lotus 18 устаревал.

На первых кругах в лидеры вышел Гинтер, но Мосс смог отыграться и пройти его благодаря тому, что хитрые инженеры решили снять с машины боковые панели – это было беспрецедентное зрелище. Можно было увидеть работу пилота ногами. Мосс мчался так, что смог перебить свой квалификационный результат. Пилоты «Феррари» финишировали позади.

70-е. Домашняя трагедия для Ройтемана

Аргентинские фанаты ликовали. Местный герой Карлос Рейтеман за рулем Brabham BT44 стал быстрейшим в практике и шестым в квалификации.

Поул-позиция осталась за пилотом «Лотуса» Ронни Петерсоном. Вторым стал пилот «Феррари» Клей Регаццони.

После массы инцидентов на старте лидерство захватил Петерсон. На третьем круге из-за проблем с тормозами его прошел Рейтеман. Казалось, что победа ему гарантирована, но спустя некоторое количество кругов он начал терять темп. В итоге его квалифицировали седьмым, хотя он сошел. У него просто закончилось топливо. Победу одержал, стартовавший с десятого места Денни Хьюм. Компанию на подиуме ему составил Ники Лауда.

И да. Сезон стартовал 13 января.

80-е. Британский лев с первой же попытки побеждает в составе «Феррари» в Бразилии 89-го

На подиуме расположились Найджел Мэнселл из «Феррари» и Ален Прост из «Макларена». При этом гонку они начали вдвоем с третьего ряда. Впереди были Айртон Сенна, Риккардо Патрезе, Герхард Бергер и Тьерри Бутсен.

На первом же круге столкнулись Бергер с Сенной, что вывело австрийца из строя. Патрезе получил преимущество над Бутсеном. Радовались в «Уильямсе» недолго. Бельгиец сошел из-за проблем с мотором. Итальянец же, когда до подиума оставалось совсем нечего.

За победу развернулась напряженная битва между Мэнселлом и Простом. Они бились колесом в колесо. Пилота «Феррари» мало волновал его дебют за команду. Алену было сложнее, потому что у него сломалось сцепление. Если бы он заехал на пит-стоп, то просто бы не тронулся с места. Мэнселл ехал быстрее, но дважды побывал в боксах, причем по ходу второго пит-стопа пришлось поменять также и руль – забарахлила впервые используемая полуавтоматическая коробка. Британец оказывался позади соперника, но благодаря преимуществу в скорости всякий раз догонял и обгонял Проста.

Билет на самолет, который он купил заранее, так как думал, что сойдет, использовать не пришлось. Мэнселл начал карьеру в «Феррари» с победы. Добиться такого же результата до этого удавалось всего одному пилоту в истории «Формулы-1» – Хуан-Мануэль Фанхио еще в 50-е.

Мэнселл бы не был Мэнселлом, если бы не начудил. Он порезал руку об трофей во время церемонии награждения. Также свою победу одержал Джонни Херберт, финишировавший четвертым.

90-е. Алези показывает Сенне свою мощь в Фениксе в 90-м

Зеленый пилот «Тиррел» Жан Алези квалифицировался четвертым впереди самого Айртона Сенны. Впереди было эпическое приключение по улицам с абразивным асфальтом.

С самого старта в лидеры гонки вышел Алези. Позади ехал Берегер, но тот ошибся на торможении на 9-м круге и задел стену из покрышек. На второе место вышел Сенна, легко расправившийся с другими середняками, но он отставал от Алези уже более чем на 8 секунд.

Бразилец гнался по 90-градусным улицам Феникса за молодым французом. Темп его был и не особо лучшим. К 34-му кругу Алези по-прежнему лидировал, и Сенна решился на атаку. На торможении он занял внутренний радиус и вышел вперёд, но Жан тут же контратаковал, и в следующем повороте снова был первым! Бразильцу пришлось повторить свою атаку круг спустя, и на этот раз лидерство он отстоял, хотя пилот «Тиррел» сделал несколько попыток вернуть позицию.

После финиша он и Сенна рассыпались в комплиментах друг другу: Сенна заявил, что у Жана есть всё, чтобы стать чемпионом мира, а француз в ответ признался, что много лет болеет за Айртона.

2000-е. Хэмилтон сенсационно дебютирует в Австралии в 7-м году

Михаэль Шумахер освободил место в «Феррари» для молодого Кими Райкконена. Финн стартовал же с поула.

Но все внимание было приковано к дебютанту Льюису Хэмилтону, который в первом повороте в своей карьере в «Формуле-1» имел наглость опередить двукратного чемпиона мира и по совместительству напарника Фернандо Алонсо.

Пока Райкконен отрывался позади эффектно столкнулись Алекс Вурц и Дэвид Култхард. Хэмилтон даже на короткое время стал лидером. В итоге он уступил испанцу только на финише после череды пит-стопов.

2010-е. Звездный состав на старте сезона 2012 года

На старт вышло рекордное количество чемпионов. Сразу шесть: Льюис Хэмилтон, Дженсон Баттон, Себастьян Феттель, Михаэль Шумахер, Фернандо Алонсо и Кими Райкконен.

Хэмилтон рано заехал на пит-стоп, что стоило ему кучи времени в трафике – это дало Баттону преимущество. Из-за проблем с гидроусилителем руля сошёл Виталий Петров, при этом остановил свой автомобиль он непосредственно на стартовой прямой в опасной позиции. Организаторы гонки выпустили на трассу пейс-кар, что существенно поменяло расклад гонки. Большинство пилоты воспользовалось этим для совершения пит-стопа. За счет оперативных действий при смене шин на второе место вышел действующий чемпион мира Себастьян Феттель.

После рестарта на 42-м круге Баттон сохранил лидерство, и уже через два круга довел своё преимущество над Феттелем до четырёх секунд. Хэмилтон не смог претендовать на второе место — вместо этого ему пришлось защищаться от атак вышедшего на 4-е место Уэббера.

Позади Мальдонадо безуспешно атаковал Алонсо в борьбе за пятое место — несмотря на сильно изношенные шины, испанец так и не пропустил южноамериканца вперед. Шумахер, вышедший на старте на третье место, сошел еще на 11-м круг из-за проблем с коробкой передач.

В итоге Баттон легко выиграл гонку. В двух секундах позади приехал Феттель. В четырех Хэмилтон. Еще в четырех Уэббер.

Через неделю состоится Гран-при Австралии 2020 года. На старте будет только три чемпиона мира. При этом Феттель, Хэмилтон и Райкконен делят на троих 11 титулов!

А какой старт сезона запомнился вам?

Источник: Formula1