9 мин.

«Шуми мой друг». Жан Тодт рассказывает о Михаэле Шумахере

Жан Тодт в свои 72 года остается руководителем «ФИА», проработав до этого 14 лет на посту руководителя команды «Феррари» с 1993 года по 2007 год. Под его руководством Михаэль Шумахер смог установить немыслимые ранее рекорды. Француз с радостью готов вспомнить эти замечательные годы. Голос, который доносится с его мобильного телефона во время интервью, сильный, полный эмоций, иногда ошеломляющий. Рядом с ним неразлучная спутница, малазийская актриса Мишель Йео. Первые слова как раз для нее: «Вы видели Crazy & Rich (Безумно богатые азиаты)? Это был большой успех, вы обязательно должны посмотреть этот фильм». Затем Тодт немедленно входит в мир Михаэля, пилота, который подарил «Феррари» несколько титулов, но также и близкого друга, с которым он находился вместе долгое время и, все еще разделяет его радости и печали. Жизнь Шумахера изменилась 29 декабря 2013 года после несчастного случая на лыжах.

Президент Тодт, завтра, 3 января, Михаэлю Шумахеру исполнится 50 лет: какое наследие он оставил «Формуле-1»?

«Жизнь состоит из разных периодов – это относится и к Формуле-1. Вместе с Феррари Михаэль добился невероятных успехов – как Льюис Хэмилтон сейчас вместе с Мерседес. В наше время не так просто добиться подобного доминирования в чемпионате, хотя надо отметить, что в прошлом году Феррари и Себастьян Феттель тоже лидировали в обоих зачётах. Что касается Мерседеса, то много лет назад я был в похожей ситуации. Сначала люди устали от того, что Феррари долго не выигрывала, а потом от её побед. В 2003-м люди мне признавались: «Я перестал смотреть Гран-при, потому что победы всегда достаются только Михаэлю!».

Десять лет вместе с Михаэлем: какое самое прекрасное воспоминание?

«Легко – это Гран-при Японии 2000 года, когда мы вернули в Маранелло победу в чемпионате. Последним чемпионом этой команды был Джоди Шектер, выигравший титул в 1979 году. Когда Михаэль поднимался на подиум, то я сказал ему: «Мы выполнили свою миссию, наша спортивная жизнь больше никогда не будет прежней…».

Самые трудные времена?

«Например, гонка в Хересе в 1997 году, когда он потерял свой титул. Михаэль только в прошлом году пришел в команду, если бы он тогда выиграл, то это было бы сенсацией. Инцидент с Култхардом под дождем на Гран-при Бельгии 1998 года. Гонка в Сильверстоуне в 1999 году, где у него отказали тормоза, и он сломал ногу. Гран-при Японии 2006 года, где из-за сломанного мотора он потерял свой титул».

Как он заключил контракт с «Феррари» в 1995 году?

«Было очевидно, что после смерти Сенны он должен стать новым лидером. В то время у Феррари были проблемы с шасси, пилотами, двигателем. Поэтому мы решили нанять его, чтобы устранить хотя бы одну переменную. Первым, с кем связался Вилли Вебер (тогдашний менеджер Михаэля), был Ники Лауда, консультирующий команду. Так что я встретил Шумахера вместе с адвокатом Феррари, Генри Питером. Решающие переговоры прошли в моем номере в конце июля 1995 года в Hotel de Paris, что в Монте-Карло. Они длились целых 12 часов. Там было подписано предварительное соглашение. Всякий раз, когда возникала какая-то проблема, то я звонил президенту Лука ди Монтедземоло. Я хотел убедиться, что у меня есть права делать то, что я делал, потому что Феррари не моя собственность».

Что стало причиной его ухода из спорта в 2006 году?

По этому вопросу было написано и сказано много глупостей. Как те, в которых говорилось, что я хотел его сохранить, а Монтедземоло вместо этого сосредоточился на Райкконене. Михаэль хотел остановиться, чтобы дать шанс Фелипе Массе, которому он доверял и к которому он испытывал симпатию. Он сказал, что больше не хочет чувствовать на себе все это давление, выполнять все эти обязательства. Только тогда мы позвонили Кими. Шумахеру была предложен роль консультанта, чтобы использовать его имя и опыт, даже если он не имел больше страсти к этому делу. После аварии Массы в Будапеште 2009 года, когда я уже покинул Феррари, я знаю, что Монтедземоло предлагал ему вернуться. Он был готов к возвращению в Формулу-1, но не смог этого сделать из-за травмы, полученной на мотоцикле. Поэтому он хотел вернуться в Мерседес, учитывая наши отношения, спросил мое мнение, даже если решение было уже принято. Я сказал ему, что это лучше, чем любые гонки на мотоциклах».

Когда Михаэль перестал быть просто пилотом, но и стал еще вашим другом?

«Сначала наши отношения были сугубо профессиональными, но уже летом 1996-го они стали ближе. Я помню, что на частных тестах (в Монце), когда многие требовали моего ухода, он сказал, что если я уйду, то он уйдет вместе со мной. Он очень мало знал меня, но понимал, что мы на правильном пути. Я всегда был рядом с ним, когда он оказывался в сложных ситуациях. Я познакомился с его семьёй, и со временем у нас сложились прекрасные отношения. Мы отдыхали семьями. Между нами возникла настоящая дружба. По этой причине, когда он получил травму, а мы отдыхали в это время на Бали, я сел на первый самолет и помчался в Гренобль. Вот так я стал занимать важную роль в его семье».

Он слепо доверял вам...

«Михаэль не тот человек, который вселяет уверенность, но он всегда слушал меня. Это пришло мне в голову, когда я попросил его профинансировать Институт неврологической помощи в Париже. Он просто ответил: «Если вы попросите меня, я последую за вами». Он знал, что если я попрошу у него что-нибудь, то это будет полезно и для него».

Сейчас по инициативе семьи организован фонд Keep Fighting.

«Это инициатива его семьи, за которой последовала Сабина Кем (менеджер и бывший пресс-секретарь Шумахера). Если они меня о чём-то просят, я всегда с готовностью помогаю, если это не противоречит моим обязанностям президента ФИА».

Трогательно было несколько недель назад узнать, что вы вместе смотрели Гран-при Бразилии…

«Эта новость плохо освещена. Вы знаете, что я всегда был осторожен относительной своей личной жизни. Они спросили меня, где я смотрел эту гонку, и я, естественно, сказал, что в доме Михаэля. Вместе с ним я смотрел много гонок до травмы и даже после. Одной из самых болезненных была ситуация в Венгрии 2008 года, когда у Массы отказал двигатель в нескольких милях от финиша, когда он опережал с большим отрывом от Ковалайнена. Я повторюсь, мы смотрели много гонок вместе, и много еще увидим…».

В эти моменты, как вы думаете, Михаэль понимает и чувствует, что происходит в «Формуле-1»?

«Здесь я остановлюсь».

Как часто вы посещаете его?

«Пару раз в месяц».

Какую роль играла и играет в карьере Мика фамилия отца. После победы в «Формуле-3» он в новом сезоне будет гоняться в «Формуле-2»?

«Минимальную роль. Он начинал гоняться в картинге в сопровождении своего отца. Затем он выбрал свой путь. Это нелегко, потому что от него ждут результатов. Начал он в «Формуле-3» плохо, но вот вторую половину сезона провел значительно лучше. Он заслуженно выиграл трудный чемпионат, где было очень много сильных конкурентов. Теперь он решил перейти на следующую ступень. Это должно происходить шаг за шагом».

Кажется, ему суждено стать пилотом «Феррари»…

«Я желаю ему добиться больших успехов. Если его захотят нанять, то это будут уже другие люди. Это больше не моя ответственность».

Согласны с тем, что это главная цель для Мика?

«Нет сомнений в том, что его главная цель – это попадание в «Формулу-1». Но он знает, что ему еще предстоит проделать долгий путь. У него есть все, чтобы этого добиться».

Коринна довольна тем, что ее сын выступает в гонках?

«Да, как и страстью Джины-Марии, дочки, которая увлекается конным спортом. Потому что она видит, что он занимаются тем, что им нравится».

А какая она Коринна Шумахер?

«Коринна необыкновенно скромная женщина, которая всегда отдавала предпочтение семье. С другой стороны, Михаэль всегда мечтал жить жизнью обычного человека, несмотря на свою известность, он почти в этом преуспел, потому что еще до недавнего времени ему удавалось скрывать своих детей. И я добавляю, что его жена стала еще более необыкновенной после инцидента с мужем. Она не отходит от него ни на минуту».

Сегодня в «Формуле-1» доминирует Льюис Хэмилтон. Ты не против того, что он может побить рекорды Михаэля?

«Очевидно, что он придает большое значение рекордам Михаэля, повторяя их. Рекорды – это не чья-то собственность.  Льюис невероятен. Он уже установил рекорд по количеству поул-позиций (83) и выиграл 73 гонки. У него есть машина, за рулем которой он способен побеждать. Если это произойдет, то это будет, безусловно, заслуженно. Даже если я почувствую небольшую ностальгию».

Чего ты пожелаешь Михаэлю в его 50-летие?

«Я не люблю юбилеи и в эти дни нахожусь далеко за пределами Европы, но 3 января позвоню семье Михаэля, а когда вернусь, то повидаюсь с ним. То, что ему исполняется 50, лишний раз подтверждает, что время летит с пугающей быстротой, но нам с ним повезло: мы вместе пережили множество счастливых моментов».

И последнее: мы когда-нибудь узнаем о здоровье Шумахера?

«Я не думаю, что есть причина возвращаться к этому вопросу. Всем известно, что пять лет назад с ним произошел несчастный случай. Он борется и будет продолжать это делать. У него есть своя команда, близкая ему и его семье, которая является исключительной. Все остальное – это частная жизнь. Было бы справедливо, если бы это так и оставалось».

За 5 лет лишь одному журналисту удалось сделать фото Шумахера, но его ждал суд. Вот, что считает известный нейрохирург Колин Шифф: «Чем больше времени проходит после травмы, тем менее вероятно, что произойдут какие-то улучшения. Уже почти точно ясно, его состояние не поменяется по сравнению с нынешним. На полное восстановление никаких шансов. Причин несколько: статистика, неврология и время, прошедшее с момента получения травмы. Он потерял мышечную массу и даже если открыл глаза и начал говорить, то потеря памяти сказалась на поведении, функциях мозга. Таким, как прежде, он уже не станет».