15 мин.

Несгибаемый. Алессандро Дзанарди примет участие в ночной гонке DTM в машине без педали тормоза

История страшной трагедии

Эти слова Алессандро Дзанарди произнес всего за сутки до роковой гонки в 2001 году по треку «Лаузитцринг», в которой «чудо-кнопка» пришлась бы ему очень кстати. Но чудес не бывает, и Алессандро в одно мгновение лишился обеих ног выше колен. История одного из лучших гонщиков CART оказалась прервана большой кровавой точкой.

Впрочем, затем чудо - рукотворное - все же произошло. Потерявшему в результате страшной травмы около 70% крови гонщику грозила верная смерть, если бы не помощь, немедленно оказанная ему главным врачом медицинской службы CART Терри Трэммелом. Хирурги в Берлинском госпитале, куда затем доставили Занарди, констатировали: "Еще каких-то десять минут, и мы уже не смогли бы спасти его...”

Досужим сторонним наблюдателям, которым Занарди знаком лишь по крайне неудачным выступлениям в «Формуле-1», он, возможно, представляется весьма слабым гонщиком, чуть ли не бездарностью, притом весьма угрюмым и вечно всем недовольным человеком. Да, для «Формулы-1», в которую Занарди дважды безуспешно приходил, он так и остался всего лишь еще одним именем в длинном списке ничем не проявивших себя неудачников наряду с Магнуссеном, Туэро, Маркешем, чужаком, неизбалованным поводами для радости. Но чтобы узнать совершенно другого, «настоящего» Дзанарди - победителя и весельчака-заводилу, надо было побывать на гонке чемпионата CART.

Когда в прошлом году, спустя год после ухода в «Формулу-1» Алессандро в качестве гостя команды Чипа Ганасси вдруг появился в паддоке CART в Хоумстеде, где проходила первая гонка сезона, отовсюду только и было слышно: «Видели Алекса? Он приехал! Алекс вернулся!» Его встречали с почтением и восторгом, достойным коронованной особы, божества.

Для огромного числа поклонников CART Дзанарди - такой же кумир, как для поклонников «Формулы-1» - Михаэль Шумахер. И еще его очень любят как просто «хорошего парня». И для очень многих людей он не просто Алекс, а «наш Алекс».

Впрочем, имя - или, вернее будет сказать, «торговую марку» Алекс ему придумали менеджеры Chip Ganassi Racing Team, когда в 1996 году Дзанарди пришел в эту команду. По-американски звучащее Алекс, по их замыслу, должно было лучше «продаваться», нежели итальянское Алессандро. Для друзей же детства, которые часто приезжали к нему на гонки, он так и остался Сандро. «Сандро, живущим по соседству». И Дзанарди всегда ценил эту дружбу куда сильнее, чем дружбу со своими «братьями по трассе».

Оно и понятно. Мир «больших гонок» - довольно жесткий, если не сказать жестокий. Однажды, еще в период первого своего прихода в «Формулу-1», Дзанарди уже побывал в очень серьезной аварии, разбившись на знаменитой трассе в Спа. «Тогда никто из гонщиков не пришел меня проведать в госпитале, - вспоминал позже Алессандро. - Я увидел их и услышал от них какие-то ободряющие слова, лишь когда вернулся. Думаю, это вполне естественно, потому что все мы понимаем, насколько опасно то, чем мы занимаемся, и ты говоришь себе о’кей, так тому и быть. Поэтому, когда кто-то попадает в аварию, ты думаешь: все нормально, он вернется. И когда он действительно возвращается, ты обнимаешь его и говоришь: "Эй, здорово, что ты опять с нами!” Но самым большим другом Дзанарди была и остается его жена Даниэла: «У нас потрясающие отношения. Мы хорошие друзья, и нам доставляет большое удовольствие проводить время вместе. Мы говорим об очень-очень многом. Но риск, связанный с автогонками, мы обсуждаем не часто. Думаю, что иногда это тревожит ее в той же мере, что и меня самого. Однако она справляется с этими тревогами. Только держит за меня пальцы скрещенными».

И еще Даниэла всегда была для Алессандро не просто женой и другом, но и самой горячей его поклонницей как гонщика, да и вообще большой любительницей автогонок. Что неудивительно, ведь и познакомились они непосредственно на гонках - она была его менеджером в команде. Увы, ее скрещенные пальцы не помогли Дзанарди уберечься от страшного увечья, но все же сейчас в ее лице рядом с Алессандро находится не только любимая и любящая женщина, но и человек, который, быть может, более всех способен поддержать его и вернуть в жизнь прежнего Сандро – «настоящего Дзанарди».

До этого, правда, в любом случае еще далеко. Дзанарди предстоит еще не одна операция (в частности, по извлечению многочисленных костных и углепластиковых осколков). Но даже едва придя в сознание после недели, проведенной в медикаментозной коме (это было необходимо, чтобы удержать искалеченного гонщика на тонкой грани между жизнью и смертью), он продемонстрировал свой изрядный оптимизм и стойкость духа: первыми его словами, обращенными к Даниэле, были: «Мне все равно, что я остался без ног. Главное, что ты и наш сын Никколо по-прежнему со мной».

Этот текст родом из 2001 года, но сейчас вы можете быть на 100% уверены, что ей удалось не только вернуть его жизни, но и даже больше.

Все-таки в жизни людей, наверное, и впрямь присутствует какой-то элемент мистической предначертанности. Всего за день до того, как случилась искалечившая его авария на треке «Лаузитцринг», Дзанарди дал большое интервью голландскому журналисту Нандо Боерсу, всецело посвященное проблеме риска в автоспорте. Риска, на который он шел совершенно сознательно, в силу желания быть именно гонщиком и не кем иным, и надеясь лишь, что его «пронесет».

«Решив для себя однажды, что ты хочешь мчаться по трассе в гоночной машине, несмотря на связанный с этим огромный риск, ты загоняешь все страхи куда-то очень глубоко, - сказал в этом интервью Дзанарди. - Но иногда мысли об опасности невольно возвращаются. Особенно, когда твоя жизнь меняется, когда ты становишься старше, более зрелым. Страх начинает выползать наружу, и ты уже не в состоянии столь же легко загнать его обратно. Но ты должен как-то с этим справиться. И лично я сегодня, садясь в машину, не ощущаю особой разницы с прежними днями, когда я был довольно бесшабашным. Но все же теперь замечаю за собой, что гораздо чаще и серьезнее, чем прежде, думаю об опасностях, связанных с участием в гонках.

Вот недавний пример. Подъехав в ходе тренировки на Мичиганском овале к боксам, я обратил внимание, что мой инженер вдруг побледнел от ужаса. Я спросил его, в чем дело, и он, после некоторых сомнений, стоит ли мне знать об этом, указал на заднее антикрыло - в нем зияло сквозное отверстие. Кто-то оставил в одной из машин маленький гаечный ключ, который потом выпал на трассу и был подброшен в воздух колесом другой машины. Этот ключ на огромной скорости полетел прямо мне навстречу, попал в антикрыло и пробил его. Я тогда подумал: «Черт, да ведь он мог угодить мне прямо промеж глаз, и тогда это был бы конец истории Дзанарди. Какого черта тогда я этим занимаюсь?!» Но уже на следующий день я снова выехал на трассу...

В конце концов, это можно сравнить с ударом молнии. Уж если она шарахнула совсем радом, то каковы шансы, что вслед за тем она угодит прямо в тебя? Скорее, тебя угробит что- то еще, но не молния, поэтому ее можно уже не бояться. Множество людей, например, ежедневно погибают на обычных дорогах, и даже не по своей вине, кто-то сбивает их. А самолеты? Люди продолжают летать на них и после того, что случилось в Нью-Йорке. Так и я каждый раз вновь выезжаю на трассу и радуюсь, когда машина работает исправно, и очень огорчаюсь, когда она ломается и мне приходится сойти с дистанции».

Однако человек, в отличие от бога, как известно, лишь предполагает. И в очередной раз сверкнувшая над гоночной трассой молния судьбы ударила прямо в Алессандро, испепелив его ноги.

И теперь уже куда значительнее звучит еще один фрагмент из интервью Дзанарди: «Говоря о том, что иду на смертельный риск осознанно, я не хотел бы уподобляться Жаку Вильневу, который уверяет, что получает от риска удовольствие. Ему просто не доводилось еще пострадать в серьезной аварии. Вряд ли бы это доставило ему хоть какое-то удовольствие, и он бы уже так не хорохорился. Это лишь игра на публику».

На ту самую публику, которая неистово любит гонщиков, но столь же неистово - пусть даже и подсознательно - и жаждет крови. Такова природа людей, такова природа автогонок. Все это знают, но мало кто об этом решается говорить вслух. Дзанарди, про которого друзья говорят, что «с ним всегда что видишь, то и имеешь», сказал об этом накануне роковой аварии предельно прямо:

Так что же выходит: Алессандро пожертвовал своими ногами - хорошо, что не жизнью - ради того, чтобы доставить это сомнительное удовольствие зрителям? И здесь возникает другой, извечный вопрос: кто, в таком случае, эти отчаянные парни, автогонщики - избранные счастливчики, баловни судьбы, имеющие недоступное большинству удовольствие красиво играть со смертью в «догонялки», или же, напротив, несчастные безумцы, вынужденные ходить по краю смертельной пропасти на потеху публике, жаждущей зрелищ? Какова цена полученному гонщиком увечью: до предела насыщенные адреналином упоительные мгновения власти над скоростью, ради которых он живет, или же жизнь, поломанная ни за что, кроме, разве, больших денег? Что в итоге - пусть недолгое, прерванное, но все же счастье, ради которого не жаль и погибнуть, или же трагическая жертва, принесенная понапрасну?

Да, большая глава в истории жизни Дзанарди закончена. Страница перевернута. Но в конце ее, быть может, не точка, а многоточие. Увы, ноги итальянского гонщика ампутированы выше колен, что делает полноценное протезирование крайне проблематичным. Будем надеяться, что современная медицина и медицинская техника сотворят очередное чудо и Алессандро, хоть и распрощавшись с гонками, сможет продолжить активную жизнь.

Сам, он, похоже, отчаиваться не намерен, хоть пока еще не вполне пережил происшедшее с ним:

На ум из литературы приходит произведение Бориса Николаевича Полевого «Повесть о настоящем человеке». Алессандро Дзанарди именно этот человек!

У Алессандро оставалась одна заветная мечта. Мысли о ней не выходили из головы, он думал постоянно о том, что хочет вернуться на «Лаузитцринг» и все же доехать те 13 оставшихся кругов. И эта мечта воплотилась в реальность. В мае 2003 года CART вновь приехал на этот немецкий автодром, и к этому времени Алессандро понял, что может без проблем управлять картом, если ступни протезов жестко зафиксировать на педалях. Алессандро впервые сел в кокпит модифицированного болида  и после пары кругов понял, что для него ничего не изменилось. Нет страха, а тело помнит все движения. Символическое шоу на «Лаузитцринге» прошло восхитительно. Дзанарди вывел свой «Рейнар» на овал перед переполненными трибунами и наконец-то провел до конца свою незаконченную гонку.

Позже Алессандро предложили поучаствовать в европейской серии «Туринг» (ETCC), предоставив ему специальную машину с ручным управлением. Результаты пробных гонок 2003 года были впечатляющими настолько, что на следующий год  Дзанарди перешел в WTCC, выехал на трассу уже как боевой пилот и одержал свою первую победу в гонках после страшной аварии. А 2005-м перешел в мировую серию, где уже не просто участвовал, а выиграл гонку!

Он по-прежнему мечтал вернуться в «Формулу-1», пусть даже в качестве тестера. И, как известно, мечтам свойственно сбываться. Ему позвонили из «БМВ». И в 2006 году Дзанарди принял участие в показательных заездах команды «БМВ». Под него специально переделали рулевое управление болида, и он снова выехал на автодром, как и в старые добрые времена. Алессандро, без обеих ног, но все такой же неукротимый, быстрый, отважный, снова был за рулем одного из самых скоростных в мире автомобилей!

У Алессандро появилась новая мечта – выступить на Паралимпийских играх. В качестве вида спорта он выбрал ручной велосипед, наиболее близкий вид спорта к тому, чем он занимался всю жизнь. В 2009-м Дзанарди в классе ручных велосипедов выиграл марафон в Венеции, в 2010-м в Риме, в 2011-м одержал победу в Нью-Йорке. 5 сентября 2012 года на Паралимпийских играх он завоевал золотую медаль на дистанции 16 км, а 7 сентября 2012 года выиграл второе золото на дистанции в 64 км.

Четыре года спустя на олимпиаде в Рио он завоевал еще две золотых медали. Одну в смешанной эстафете среди спортсменов, использующих ручные велосипеды, а другую в индивидуальной гонке с раздельным стартом.

Уже на следующей неделе на его родине в Италии состоится первая ночная гонка в истории DTM. В «БМВ» решили именно ему предоставить возможность проехать одну гонку в сезоне в качестве гостя.  Для этого ему разработают специальную машину. Раньше тормозил итальянец обычно ножным протезом. Это, однако, приводило к тому, что Алессандро быстро уставал и терял точность тормозного усилия. Чтобы решить эту проблему, в «БМВ» разработали для Дзанарди специальную систему, одна из особенностей которой – ручное управление тормозами. Поначалу сам гонщик отнёсся к идее скептически, однако после двух дней тестов в Валлелунге признал, что система работает гораздо эффективнее, чем прежде.

«Прогресс по сравнению с предыдущей версией очень велик. Пилотировать BMW M4 DTM физически очень нелегко. Если бы я продолжал тормозить протезом, как делал до сих пор, мне пришлось бы гораздо тяжелее. Признаюсь, было очень странно не иметь никаких педалей в зоне ног. Но должен сказать, что вся система работала интуитивно понятно. Я отлично освоился. Всё совершенно отличается от того, к чему я привык. Я не стану быстрее, но со старой системой я бы никогда не смог сделать всё, что сделал за эти два дня. Я проехал очень много кругов на машине, которую никогда прежде не пилотировал, после того, как два года не садился за руль гоночной машины. С прежним решением это было бы просто невозможно. Теперь с физической точки зрения я будто другой человек».