10 мин.

Стефано Доменикали. От разрушения «Феррари» до руководства «Ламборгини»

2008

Получив в наследство от Жана Тодта чемпионский коллектив с быстрейшей машиной, Стефано Доменикали сразу сделал ошибку, которая привела к развалу dream team – выдал равные права действующему чемпиону Райкконену и талантливому Массе. Он поступил по совести – но тем самым проявил себя слабым руководителем. В итоге финн быстро сдал, не чувствуя поддержки всей команды, а шансы Фелипе были похоронены в беспорядочном пит-стопе на трассе в Сингапуре. Главное поражение сезона отнюдь не имело личного характера – от него веяло портящейся мякотью еще недавно такой сочной итальянской конюшни.

2009

В момент старта первых тестов стало ясно, что Доменикали не смог правильно подготовить команду к сезону. Новый регламент открывал широчайшие возможности и массу дыр перед демиургами, но в «Феррари» опоздали и лазеек не нашли. Чуть позже болельщики поймут, что от подобного подхода никуда не уйти – их команда с невероятными бюджетами каждый год будет начинать в середине таблицы. Неприятный осадок оставила и реакция босса Скудерии на травму Фелипе Массы. Вместо того чтобы отдать машину быстрому пилоту и минимизировать потерю очков, он проявил мягкосердечие, сделав призовым пилотом Луку Бадоера. А приглашение в команду нового лидера Фернандо Алонсо стало шагом больше популистским, нежели тактическим.

2010

Победный дубль в первой же гонке позволил фанатам выдохнуть – наконец-то команда смогла вернуться на вершину. Но когда второй победы (тоже с дублем) пришлось ждать еще десять Гран-при, стало немного не по себе. Если бы не механические проблемы и борьба пилотов «Ред Булл» между собой, не видать «Феррари» борьбы за титул. Машина была объективно медленнее, но Алонсо творил спортивные чудеса. Однако Доменикали и тут сумел все испортить. В последней гонке Алонсо должен был банально ехать за Феттелем, полностью копируя его тактику – можно было даже пропустить нескольких соперников, финишировав близко от немца. Но красные пошли на неоправданный риск – в нужный момент не хватило жесткого решения в стиле Жана Тодта. В том же сезоне был поставлен крест на карьере Массы – Стефано исправился и теперь делал ставку на одного пилота, но было поздно.

2011

Проблема плохой подготовки к сезону достигла своего апофеоза. «Феррари» вчистую проиграла аэродинамике на колесах от Эдриана Ньюи. И вновь изменения в регламенте не вознесли, а отбросили команду из Маранелло назад. Терпеливый, но уже не столь довольный Алонсо помог коллективу сохранить достоинство, в то время как Масса постепенно уставал от гонок – ни одного подиума за сезон! В тот момент постоянно ходили слухи о смене руководства и возвращении, о чудо, Росса Брауна из «Мерседеса». Покинь Доменикали свой пост тогда, и сегодня итальянцы, вполне возможно, распевали бы испанский гимн в честь четырехкратного чемпиона мира. Но Стефано остался и продолжил убивать жеребцов.

2012

Показательный год. Ужасный старт (привет, межсезонье) и финиш на грани победы – в очередной раз босс команды едва удержался на своем стуле. Уже став поклонником командной тактики, он внезапно не стал менять Массу, вновь проявив мягкость. Опять-таки, это было правильно с человеческой точки зрения, но сильный руководитель так не поступает. Нико Хюлькенберг или Серхио Перес в кокпите второго красного болида смотрелись бы значительно лучше на тот момент. Плюсом года стала качественная работа инженеров летом, когда все силы были брошены на сокращение отставания. Вернее, тогда это казалось плюсом – но уже полгода спустя обернулось очередной трагедией. Титул Алонсо снова проиграл, но гораздо важнее, что он отстоял место Доменикали на посту руководителя.

2013

В начале нулевых «Феррари» являла собой непобедимую силу не только на трассе, но и в паддоке, и на всем пространстве «Формулы 1». К тринадцатому году Доменикали полностью обескровил команду уже в политическом плане, сделав ее заложником решений других. Именно он допустил возврат на невыгодные шины в середине сезона, не предприняв решительных шагов. Он ограничился очередной игрой в догонялки, разбив команду на две части в канун очередной регламентной революции. В итоге задача вывести Алонсо в битву за титул к финишу сезона в очередной раз была выполнена. Однако старт сверхважного, определяющего будущее года был уничтожен. И сегодня команда пожинает плоды такого слабовольного подхода.

2014

В начавшемся году уже было совершено предостаточно ошибок. Самая показательная имела место после Гран-при Бахрейна – невероятно важные тесты были свернуты, когда открылись неполадки в болиде. И оказалось, что это была та самая машина Кими, подскочившая на поребрике еще в ходе тренировок в Бахрейне и ставшая героем многих мемов. То есть квалификацию, гонку и первый день тестов этот болид проехал в неисправном, по сути, состоянии. И команда только потом заметила неладное.

СЕМЬ ОШИБОК ДОМЕНИКАЛИ

1. Не мог определиться с командной тактикой и контролировать психологическое состояние пилотов. Принимал чересчур мягкие решения и прозевал массу интересных молодых гонщиков.

2. Постоянно заставлял команду работать на два фронта, не умея оценивать ближайшую перспективу. Он имел три шанса вывести «Феррари» в лидеры за счет нового регламента, воспользовавшись огромным денежным и человеческим ресурсом.

3. Плохо контролировал работу команды. Например, допустил появление ошибок в работе аэродинамической трубы.

4. Принимал сам или позволял принимать ужасные тактические решения во время гонок, совершенно не делая выводов из собственных ошибок.

5. Не допускал к работе грамотных и талантливых руководителей, которые позднее могли бы сместить его. Михаэль Шумахер так и не оказал реальной помощи Скудерии, а Росс Браун остался работать с «Мерседес».

6. Не хотел как следует готовиться к будущим сезонам и исключил возможность поиска уникальных технических решений. На это банально не хватало времени и сил.

7. Уничтожил силу и дух «Феррари», опустив ее на землю.

С 2016 года руководит «Ламборгини». Вы думаете что-то изменилось? Нет ахаха. Он остался таким же мягкотелым. В Маранелло же он отработал целых 23 года. Энцо Феррари бы не потерпел такого слабого руководителя...

Некоторые отрывки из интервью с Доменикали.

Стефано, ни для кого не секрет, что раньше вы долгое время работали на другую итальянскую автомобильную компанию, более того — на крупнейшего конкурента «Ламборгини». Это облегчило или усложнило вам работу на новом месте — на высшей руководящей позиции в «Ламборгини»?

Как вы знаете, покинув «Феррари» после 23 лет работы, я сперва перешел в Audi Group и работал в Германии. То есть попал не напрямую в «Ламборгини». Узнав, что меня назначили президентом компании, я очень обрадовался, поскольку раньше следил за работой «Ламборгини» с другой перспективы и считал, что ее ждет большое будущее. Не могу не отметить, что меня отлично приняли, а сам я стремился подобрать к компании правильный подход.

Для начала я должен был понять организацию и людей: моей первичной целью было сделать упор на ценность тех, кто уже работает в компании. Я очень гордился тем, насколько хорошо меня встретили: для меня это было очень важно. Как итальянец, возвращающийся в Италию, ты понимаешь, что от тебя ждут определенных качеств, следования определенной философии. Самая большая ошибка, которую можно сделать, заключается в копировании старого подхода. Две компании — это всегда два разных образа мышления, разное отношение к автомобилям. Да, нас разделяет всего 30 миль, но я встретил другой менталитет, и для меня было важно приспособиться к нему, а не навязывать свой.

В наш бренд по-настоящему влюблено молодое поколение, а это значит, что мы придерживаемся правильных ценностей. С другой стороны, это накладывает на нас обязательство эффективно использовать короткое время для выхода на рынок: выпускать продукт с нужными характеристиками в подходящий момент, в соответствующем объеме, не снижая ценность уже существующих автомобилей. Таков наш идеал, и он, на мой взгляд, является ключом к успеху в будущем. Впрочем, Urus, SUV-проект «Ламборгини», — уже другая история: для нас он стал своеобразным вызовом, поскольку нам придется изучать сегмент очень быстро. В противном случае мы можем пострадать даже после сильного старта — настолько высока конкуренция в этой сфере. Нам нужны локальные дилеры, понимающие потребности клиентов. Новый продукт должен быть на рынке — в нужном месте и в нужное время.

Многие из наших читателей наверняка видели вас на телеэкранах, наблюдая за гонками «Формулы-1». Насколько для вас отличается роль главы компании — производителя автомобилей от руководства командой «Феррари»?

Это абсолютно другой бизнес: здесь ты пытаешься больше продать, а не просто выиграть, но в целом задачи, которые приходится решать, более-менее одинаковы. Раньше я руководил группой людей примерно такой же численности, как «Ламборгини» сегодня. В обоих случаях нужно принимать во внимание один важный момент: когда ты видишь зеленый свет, уже нельзя сказать: «Окей, давайте подождем и потратим еще один день на то, чтобы сделать новую машину». И в спорте, и в бизнесе это означает поражение. Конечно, промышленный мир имеет и другие сложности: я действительно учусь и каждый день узнаю все больше и больше нового. Более того, я не играю в театре одного актера, потому что работаю не один: чрезвычайно важно иметь хорошую команду, людей, которые любят бренд, вовлечены в дело 24 часа в сутки и используют «гоночный» подход. Вот что я люблю!

Можете ли вы назвать свою любимую модель «Ламборгини» всех времен? Не считая тракторов!

Моя любимая машина прошлых лет — Miura. Она очень стильная, просто прекрасная. Мне, как руководителю, очень важно уметь определить, какой автомобиль лучше: так я могу заглянуть вперед и не только сохранить традицию, но и усовершенствовать ее. Мы всегда держим прошлые успехи в голове, поскольку, глядя на стиль и изгибы автомобилей-предшественников, не так-то просто сделать что-то еще более совершенное.

Если говорить о прошлом: как вышло, что в Италии так много производителей экзотических спортивных автомобилей? И почему им так сложно удержаться в бизнесе?

Хороший вопрос. Наша страна — особенно та часть Италии, где я родился, — действительно питает страсть к автоспорту и автомобилям. Особенным автомобилям. Именно здесь родились многие выдающиеся личности: мистер Феррари, мистер Ламборгини, мистер Даллара, мистер Дукати — список можно продолжать почти до бесконечности. Очень многие итальянцы стремятся к работе в этой сфере, но проблема в том, что одних лишь хороших идей иногда недостаточно. Нужна поддержка большой группы, большой компании — как в случае с «Феррари» и «ФИАТ», с «Ламборгини» и «Ауди». Нужны крупные инвестиции, если вы хотите развиваться большими шагами. К сожалению, великие люди, которых я перечислил, начинали без такой поддержки. Но у нас есть традиция и есть страсть, поэтому мы никогда не перестанем этим заниматься!

 

Его благословил сам Папа Римский. Так что дела у Доменикали и Lamborghini Huracan точно пойдут в гору)