4 мин.

Крылья и хвосты. В чем секрет нового «Макларена»

Фото: Fotobank/Getty Images/Andrew Hone

На самом деле, в новостях новинку назвали задней подвеской, однако, как и всегда в таких случаях, мы имеем комплексное и весьма сбалансированное решение всей задней части болида.

Напомним, что с этого года работать с выхлопными газами по схемам 2013 года запрещено. Теперь патрубок выхлопной трубы расположен за корпусными элементами, он находится на центральной осевой линии болида гораздо выше прошлогоднего и, по идее, не может иметь сильного влияния на диффузор.

«Макларен» первым из лидеров представил свое решение, законно обходящее «запрет» ФИА. Давайте глянем на рисунок.

Работа MP4-29 на высоких скоростях

Он показывает движение воздушных потоков в задней части болида на высоких скоростях. 

Тонкими синими стрелками указаны места взаимодействия струй воздуха, которые сначала забрались под нос болида, потом попали на сплиттер и обогнули боковые понтоны. На этом стояла и стоит аэродинамика болида – эти струи добрались до диффузора(4) и закрыли его сверху и с боков. Заметим, в этом году произошел возврат к тем решениям, которые «правили бал» до двойных и выдувных диффузоров.

Кроме того, эти струи дополнительно хорошо «причесываются», проходя под гребенкой из двух новых лопастей задней подвески(2). Это позволяет усилить энергию потоков за счет его уплотнения в нужных местах.

Разница плотности воздуха в камерах диффузора и над ним оказывается более существенной при возрастании скоростей и машина становится чуточку устойчивей на дороге...

Стоп! Мы кажется говорим и о высоком прижиме на высоких скоростях? Но это же приведет к ускоренному истиранию шин, скажет технически «подкованный» читатель!

Да, действительно, если бы решение было таким половинчатым, то так бы и произошло. Но инженеры «Макларена» не бросили дело на полпути и... вспомнили о возможностях управляемых воздуховодов «F-duct» –  пропуская под заднее антикрыло дополнительный воздух, снижать его эффективность (то есть уровень генерируемого прижима).

Для этого над патрубком, в разрешенной зоне была установлена двухуровневая заслонка, по образу и подобию «обезьяннего седла»(1)

На высоких скоростях поток воздуха, огибающий машину сверху(толстая синяя стрелка), перестает срываться в стороны и скользя по конструкции вверх и в прорезь(это важно), попадает под антикрыло(3). Чем выше скорость, тем струя больше отклоняется вниз, проходя под крылом и разгружая его.

Параллельно снизу струя раскаленного газа, истекающая из патрубка выхлопной трубы (толстая красная стрелка)  начинает подниматься кверху, заново перечитывая брошюрку с описанием закона Коанда (следуя потоку из прорези заслонки и далее – более верхнему потоку). На пике скорости эффективность антикрыла стремится к нулю, крыло разгружается и прижим от него падает.

Разгруженное антикрыло в метре от земли косвенным образом смещает центр тяжести вниз, ведь прижим это есть давление книзу. И выбор точки создания прижима однозначно влияет на баланс болида по линии «перед-зад». 

Однако при низких скоростях и в медленных поворотах аэродинамика MP4-29 начинает работать по другому, сохраняя и в этих режимах высокую эффективность.

Работа MP4-29 на низких скоростях

Воздух, попадая на заслонку(1) и в ее прорезь, не столь энергичен – он лениво скатывается по бокам и создает над выхлопной трубой двигателя уплотненную подушку. Мы знаем, что раскаленный воздух стремится к расширению. А если кверху расширяться особо не получается, то он находит себе другой путь – туда, где до этого его стабильно отсекала плотная струя, проходящая и над и под верхней лопастью инновационной подвески. Горячий газ «стекает» к кромке диффузора и взаимодействует с ним, усиливая прижим по всей верхней кромке(толстые желтые стрелки). 

Заднее антикрыло в свою очередь также увеличивает свою эффективность, ведь под него искуственно не закачивается воздух.

Новинка действительно не создает лобового сопротивления – перед ней на всей протяженности присутствуют другие корпусные элементы – понтоны, воздухозаборники и кожух двигателя.

На скоростных прямых и в медленных поворотах машина британской конюшни показывала на тестах хорошую управляемость. Эксперты подчеркивали и хороший темп при резкой смене направления движения. Лишь работа переднего антикрыла вызвала вопросы – но это решаемо, ведь никто не демонстрирует боевую аэродинамику еще в январе... 

Кстати о своевременности показа новинки – я считаю, что для первого тестового испытания, где важно проработать вопросы надежности и просто обкатать болид, можно было бы обойтись и без демонстрации «лопастей». Возможности для этого, по моему мнению, были. 

Так или иначе, но дело уже сделано и у конкурирующих команд будет более чем достаточно времени для внедрения песпективной новинки.