5 мин.

Super GT: что это за гонки?

  В свете нарастающего интереса к японскому чемпионату Super GT, можно сказать, к японскому аналогу немецкого DTM, возникла потребность в объяснении этой, безусловно, яркой серии, в которой у производителей нет коммерческих целей.  

  В 1993 году был создан Всеяпонский чемпионат GT, в нём всё сводилось к тому, что вся техника была построена по лекалам тогдашней Группы А и японских спортивных седанов (JSS), а серия была ближе к турингу. Организаторы в лице Японской автомобильной федерации и Ассоциации GT сделали всё возможное, чтобы уравнять машины, добавив весовые балласты и воздушные рестрикторы. Это было сделано с целью создать больше борьбы на трассе, чего и добились. В своё время здесь гонялись известные пилоты "Формулы-1": Ральф Шумахер, Педро Де Ла Роса. Сейчас выступает Хейкки Ковалайнен, а в 2018 и Дженсон Баттон. В 1995 году было создано два класса машин: GT500 и GT300 - они отличались по мощности (500 и 300 л.с.) и по весу, хотя до наших дней такое деление не дожило. По факту сейчас машины GT500 способны выдать 530-600 л.с., а GT300 - 340-400. Две категории можно различать по цветам фар и номеров: в GT500 - белый, в GT300 - жёлтый. Чемпионат проводится по марафонскому принципу, в квалификации есть два сегмента для каждой категории: первые - совместные (15 минут), вторые - нет (по 12 минут). Длина гонок варьируется от 250 до 500 километров, до 2017 года была "1000 км Сузуки". В основном, этапы чемпионата проводятся на автодромах Японии, но есть и выездные раунды, в 2017 - Чанг в Таиланде, поэтому чемпионат проводится под эгидой FIA. Super GT является чемпионатом для тех гонщиков, основная известность которых уже позади или ещё впереди, но, участвуя в нём, эти пилоты могут создать себе славу.

  GT500 - старшая категория Super GT, в ней соревнуются силуэт-прототипы (машины, имеющие внешний вид серийных версий, но "начинку" от других, а также обладают линией силуэта, ниже которой инженеры вольны работать с аэродинамикой, отступив от серийной версии). В этом зачёте присутствуют три производителя: Toyota (Lexus LC500), Honda (Acura NSX) и Nissan (Nissan GT-R). С 2014 года категория использует техрегламент Класса 1, который был принят совместно с DTM, чтобы одни и те же производители могли выставлять технику в обоих сериях, а также с целью создания объединённого чемпионата, хотя немцы отложили внедрение этого регламента до 2019 года. Организаторы трудятся над совместной гонкой, но силуэты двух чемпионатов имеют некоторые отличия, одним их которых является двигатель. GT500 оснащены рядными четырёхцилиндровыми  турбомоторами объёмом 2 литра (DTM - атмосферные V8), дорабатывать его можно лишь раз в сезон. Системы DRS в GT500, в отличие от DTM, нет, конфигурацию аэродинамического обвеса по ходу сезона менять нельзя. Но и без этой системы гонки GT500 очень зрелищны. В категории нет единого поставщика шин (Bridgestone, Yokohama, Dunlop и Michelin), из-за чего конкуренция возрастает, а шины и шасси с разными особенностями создаются практически друг для друга. Машины GT500 на совместных заездах с DTM в Хоккенхайме ехали быстрее примерно на 2 секунды, не имея всего того запаса информации, что есть у Mercedes, Audi и BMW, поскольку последние не имеют той инженерной свободы, что имеют производители в Super GT, способные доработать шасси. Это главная изюминка категории и серии. 

 GT300 - младшая категория, куда допускаются автомобили классов JAF-GT (силуэт-прототипы, схожие c GT500), GT3 и "материнские шасси". В JAG-GT выступают две машины: Subaru BRZ и Toyota Prius - производство и создание этих же силуэтов обходится немногим дешевле, чем для GT500. Допускается любая форма кузова и любое местоположение двигателя, как правило, атмосферного. Кстати, в 2017 году Prius был оснащён мотором для LMP2 и системой рекуперации кинетической энергии, в GT500 гибридные технологии запрещены. В "материнских шасси" действует единое шасси Dome и двигатель Nissan LMP2 предыдущего поколения, они предоставляются частным командам, которые на этой базе создают тот же силуэт-копию серийной машины при одном условии - двигатель должен быть расположен так же, как и на дорожной версии (используются Lotus Evora MC, Toyota MC). Эту подкатегорию используют не так часто, как GT3, но с технической точки зрения она очень интересна, в ней могут найти своё призвание многие любительские гонщики и способные инженеры, которым здесь создано большое поле для деятельности. Группа FIA GT3 - это практически дорожные автомобили с некоторыми изменениями: массой 1200-1300 кг, двухдверной или четырёхдверной комплектацией, мощностью 500-550 л.с., уменьшенной рестрикторами до 340-400, расположением двигателя, как и на серийной модели, но кузов усилен алюминиевым каркасом, а для достижения большей прижимной силы построен задний диффузор и антикрыло из углеродного волокна. Используются машины: Bentley, BMW, Lamborghini, Aston Martin, Ferrari и Nissan. Данная подкатегория является наиболее популярной во всей GT300. 

  Для уравнивания сил существует весовой гандикап, создаваемый совместно с Организацией Стефана Рателя. В первой и последней гонке сезона балласт не присуждается, со второй по предпоследнюю 1 очко=2 кг балласта, в предпоследней 1 очко=1 кг балласта. Такая система используется в GT300. В GT500 принцип тот же, но после 50 кг балласта в силу вступает ограничение на расход топлива, которое используется вкупе с 50 кг для безопасности более быстрых автомобилей (больше балласт - меньше расход). 

  Таков японский чемпионат Super GT, который сейчас является чуть ли не самым инженерным во всём мире, но также в Японии на самых разных автодромах происходит очень много красочной борьбы как и на асфальте трассы, так и на стратегическом поле. Каждая гонка пользуется популярностью у зрителей, а на трассе сражаются гонщики с известными именами на автомобилях, сопоставимых по скорости даже с LMP1. Хотелось бы, чтобы так было и в будущем, а интересы компаний не стали коммерческими.  

Заезды Super GT в Германии:

Заезды DTM в Японии: