7 мин.

Шведское наследие. Кем были предшественники Маркуса Эрикссона в «Формуле-1»

Йоаким «Йо» Боннье

Родившийся в Стокгольме Йоаким Боннье – более известный как Йо – оттачивал свои навыки в гонках на льду на родине, после чего начал карьеру в «Формуле-1», которая растянулась на три десятилетия и включила в себя участие более чем в сотне Гран-при. Его первая гонка «Формулы-1», – и первая для шведов – состоялась в 1956 году, когда Йо занял место в кокпите болида «Мазерати» 250Т вместо Луиджи Виллорези. На протяжении двух сезонов Боннье продолжил выступать за «Мазерати» с переменным успехом, после чего, в конце 1958 года, перешел в «БРМ». На следующий год Йо вписал свое имя в историю «Формулы-1», завоевав для британской конюшни первую в истории победу в Гран-при, выиграв гонку в Зандворте. Тем не менее, хотя Боннье и продолжал выступать в «Формуле-1» вплоть до 1971 года, та победа так и осталась для него единственными финишем на подиуме. К сожалению, на следующий год после завершения карьеры в «Формуле-1», Боннье погиб в аварии, участвуя в гонке спорткаров на «Ле-Мане».

Ронни Петерсон

Ведя себя чрезвычайно тихо и спокойно за пределами трассы, Ронни Петерсон больше предпочитал, чтобы за него говорили его результаты на трассе, чем собственные слова. Считавшийся многими быстрейшим гонщиком 70-х годов прошлого века, блондин предпочитал зрелищный стиль пилотирования с боковым скольжением болида, который сделал его любимцем болельщиков. К сожалению, Петерсону так и не удалось завоевать титул чемпиона мира, чего определенно заслуживали его гоночные навыки. Петерсон впервые появился на арене «Формулы-1» в 1970 году вместе с командой «Марч», но по-настоящему его звезда начала сиять, только когда в 1973 году Ронни перешел в «Лотус». В тот год за рулем грозного болида «Лотус»-72 Ронни удалось выиграть четыре Гран-при, а еще три победы швед добавил в копилку результатов сезоном позже.

Когда конкурентоспособность «Лотуса» снизилась, Петерсон вернулся в «Марч» в начале 1976 года, после чего сумел одержать блестящую победу в Италии. Но очередного триумфа Петерсону пришлось ждать вплоть до возвращения в «Лотус» в 1978 году – сезон-1977, который Ронни провел за рулем шестиколесного «Тиррелла». Несмотря на то, что Петерсон занял роль, предполагавшую поддержку Марио Андретти, в конечном счете, выигравшего титул, шведу удалось одержать победы на этапах в ЮАР и Австрии. К сожалению, спустя всего две гонки после своей победы на «Остеррайх-ринге» (нынешний «Ред Булл Ринг», прим Sports.ru), на Гран-при Италии Петерсон попал в тяжелейшую аварию на первом же круге гонки и скончался от полученных травм в возрасте всего 34 лет.

Рейне Виселль

Являясь ровесником Петерсона, карьера Виселля прошла в тени более прославленного соотечественника, несмотря на то, что первым реального успеха в «Формуле-1» добился именно Рейне. Прорыв Виселля случился при печальных обстоятельствах, когда в конце 1970 года швед получил свой шанс в «Лотусе» после трагической гибели Йохена Риндта. В своей первой гонке на «Уоткинс Глен», являясь напарником по команде восходящей звезды «Формулы-1» Эмерсона Фиттипальди, Виселлю удалось финишировать третьим – чего оказалось вполне достаточно для того, чтобы получить постоянное место в команде Колина Чепмена в сезоне-1971. К несчастью для Виселля, ему так и не удалось превзойти результат, показанный в дебютной гонке. В 1971 году его легко переиграл Фиттипальди. Не помог изменить фортуну и переход в «БРМ» годом спустя, после чего карьера Виселля в «Формуле-1» пошла на спад. Гран-при Швеции 1974 года стал для него 22-м и последним в «Королевском классе».

Бертиль Рос

Сделав себе имя в Европейской «Формуле-2» и в «Формуле-Атлантик», в 1974 году Рос был приглашен командой «Шэдоу» для участия в домашнем Гран-при Швеции. Но союз не вышел счастливым – Рос неудачно выступил в квалификации, после чего сошел с дистанции гонки из-за отказа коробки передач. Та гонка стала для Бертиля единственной в «Формуле-1».

Торстен Пальм

Как и в случае с Бертилем Росом, единственное появление Пальма в «Формуле-1» пришлось на домашний для пилота Гран-при Швеции – в 1975 году гонщика пригласила команда «Хескет». Не сумев пройти квалификацию к Гран-при Монако, в Швеции Пальму удалось таки справиться с задачей. Однако в гонке шведский пилот сумел финишировать лишь десятым.

Гуннар Нильссон

Общительный Гуннар достаточно поздно начал карьеру в автогонках, но вскоре заслужил место в «Формуле-1», в 1975 году завоевав титул в Европейской «Ф-3» вместе с командой «Марч». На следующий год Нильссон должен был продолжить сотрудничество с британской конюшней уже в «Формуле-1», но его соотечественник Ронни Петерсон инициировал свое возвращение в «Марч», в результате чего Гуннар оказался в испытывавшем проблемы «Лотусе». Несмотря на то, что «Лотусу»-77 не хватало скорости для борьбы с лидерами, в свой дебютный сезон Нильссон смог дважды финишировать на подиуме, благодаря чему многие стали прочить ему будущий чемпионский титул. Колин Чемпен решил продолжить сотрудничество с Нильссоном, и вместе с Марио Андретти швед помог превратить «Лотус» в болид, способный выигрывать гонки. Андретти первому удалось добиться успеха, выиграв два первых Гран-при сезона, но Нильссон не собирался сдаваться и сумел одержать победу в запоминающейся дождевой гонке в Бельгии, главным украшением которой стал его зрелищный обгон «Феррари» под управлением Ники Лауды. К сожалению, ближе к концу года результаты Нильссона пошли на спад, и выяснилось, что у шведа рак. В 1978 году Гуннар подписал контракт с «Эрроуз», но к тому времени болезнь слишком сильно развилась, и за событиями сезона Нильссон был вынужден наблюдать со стороны. Спустя всего пять недель после трагической гибели Ронни Петерсона, ушел из жизни и Нильссон, а Швеция лишилась еще одной звезды.

Конни Андерссон

Родившийся в Стокгольме Андерссон мог подумать, что никогда не получит шанса в «Формуле-1», поскольку провел в «Формуле-3» целых семь лет. Но в итоге, после того, как в 1976 году Конни уступил титул молодому Риккардо Патрезе, Андерссон получил шанс в команде Джона Сертиса на Гран-при Нидерландов. К сожалению, опыт оказался неудачным. Тщетными оказались и попытки выступить в нескольких Гран-при и на следующий год, когда Андерссон сотрудничал с командой «БРМ», чей болид оказался неконкурентоспособным.

Стефан Йоханссон

Побывав в кокпитах болидов сразу нескольких ведущих команд «Формулы-1», Йоханссону так и не удалось по-настоящему воспользоваться ни одной из возможностей. Первые попытки пробиться в «Формулу-1» обернулись катастрофой – все еще являясь совсем неопытным гонщиком, в 1980 году Йоханссон получил предложение попробовать свои силы в «Ф-1» от команды «Шэдоу». Но после того, как Стефан не смог пройти квалификацию к этапам в Бразилии и Аргентины, швед был вынужден вернуться в «Формулу-3». Три года спустя, имея в активе титул чемпиона «Формулы-3» и несколько побед в Европейской «Формуле-2», Йоханссон вернулся в «Формулу-1» с командой «Спирит». Конюшня оказалась неконкурентоспособной, но на следующий год, получив приглашение от «Тоулмен», Йоханссон смог произвести благоприятное впечатление, финишировав на четвертом месте на Гран-при Италии, тем самым заслужив место в «Ф-1» в 1985 году.

К сожалению, команда прекратила свое существование еще до начала сезона, но после разового приглашения от «Тиррелл», Йоханссон неожиданно обнаружил себя в кокпите «Феррари», когда итальянцы расстались с Рене Арну. Стефан сумел воспользоваться шансом, дважды подряд завоевав второе место – на этапах в Канаде и Детройте, а также заработав очки во всех гонках, в которых добрался до финиша. Скудерия решила продолжить сотрудничество со шведом, и хотя Йоханссон регулярно добывал зачетные баллы, в 1987 году он решил перейти в «Макларен». После этого последовали новые подиумы, но в конце года швед потерял место в команде, уступив его Айртону Сенне. С этого момента карьера Йоханссона покатилась по наклонной и после разочаровывающих сезонов, проведенных в «Лижье» и «Оникс», а также нескольких разовых приглашений, Йоханссон ушел из «Формулы-1», решив продолжить карьеру в Американских гоночных сериях.

Томми «Слим» Боргудд

Учитывая то, что Боргудд некоторое время являлся барабанщиком знаменитой шведской поп-группы «АББА», «Слим» начал серьезно заниматься гонками, когда ему уже исполнилось 30 лет – но это не остановило гонщика на пути к двум чемпионским титулам, завоеваннами в 1978-1979 годах в Шведской и Европейской «Формуле-3». В 1981 году Боргудд нашел средства для участия в «Формуле-1» в составе команды «ATS», но сезон получился крайне тяжелым, и единственной наградой для «Слима» стало шестое место на Гран-при Великобритании. Затем, в 1982 году, Боргудд перешел в «Тиррелл», но был заменен на другого гонщика, когда у него закончились деньги.

Источник: Официальный сайт «Формулы-1»

 

Фото: Fotobank/Getty Images/Keystone Features, Tony Duffy, Bob Thomas