7 мин.

8 быстрых болидов «Формулы-1», которые не привезли к чемпионству

Иногда пилоты оказывались вторыми даже на лучших машинах.

«Лотус» 25/33

Джим Кларк на доработанном болиде, принесшем ему титул в 1963 году, одержал три победы в первых пяти гонках сезона-1964, но в пяти последующих даже ни разу не финишировал на подиуме! Болид Джима был быстрейшим – Кларк взял 5 поулов в 10 квалификациях, однако подвела надежность шасси.

В «Лотусе» пытались исправить положение, собрав новую версию машины – модель 33. Она была не менее резвой, чем предшественница, но еще более ломкой. В тот год, располагая быстрейшим шасси, «Лотус» проиграл битву и за чемпионский титул, и в Кубке конструкторов более надежной «Феррари» под управлением Джона Сертиза.

«Лотус» 43/33/49

В 1967-м Кларку снова не повезло. Три разные версии шасси, три разных мотора – и снова титул упущен из-за ненадежности техники. Шотландец завоевал четыре победы, шесть поулов, но все они не имели никакого значения, так как Кларк сошел по ходу сезона аж пять раз (и четырежды – из-за технических проблем). Лишь третье место в общем зачете и второе в кубке конструкторов – для команды.

«Феррари» 126C2B/126C3

Удивительная история. В 1983 году за чемпионский титул в личном зачете сражались сразу три пилота из разных команд. Ален Прост на «Рено» долгое время считался фаворитом, но из-за двух отказов турбомотора уступил титул более стабильному Нельсону Пике на «Брэбэме».На самом деле быстрейшей машиной того года была «Феррари» под управлением Рене Арну и Патрика Тамбэ: 4 победы на двоих, 12 подиумов и целых 8 поулов, Скудерия даже взяла кубок конструкторов с 10-очковым преимуществом. Но 10 сходов на двоих аукнулись пилотам итальянской конюшни потерей шансов на титул чемпиона мира.

«Уильямс» FW11

Еще один пример, когда пилоты на быстрейшей машине не могут взять чемпионский титул в личном зачете. На командном фронте «Уильямс» добился успеха – в 1986-м «Макларен» уступил сине-желтой команде целую пропасть.

Для сравнения: «Макларен» – 2 поула и 4 победы, 12 подиумов (11 на счету одного Проста). «Уильямс» – 4 поула, 9 побед, 19 подиумов на двоих. Но ни Пике, ни Мэнселл титул не выиграли – чемпионом стал Прост.

Удивительно, но рекордсменом по поулам в тот сезон оказался Айртон Сенна на «Лотусе» (8 поулов), который… тоже не стал чемпионом, как и его команда.

«Макларен» MP4-20

В 2005-м у Кими Райкконена было все, чтобы взять титул. Нестабильный напарник, быстрая (возможно, быстрейшая машина чемпионата), достойный, но отнюдь не непобедимый соперник. Не было техники, в которой можно было быть уверенным. Сложно выделить уик-энды, в которых у финна не было ни одной технической проблемы. Мотор на старте глох, подвеска ломалась сама по себе, штрафы за смену двигателя отбрасывали Кими в конец стартовой решетки. Удивительно вообще, как у гонщика хватало бесстрашия обгонять соперников по внешней траектории в первом повороте «Сузуки» на такой машине.

Несмотря на все трудности, на финише сезона Райкконен уступил Алонсо всего 21 очко, в то время как другие пилоты проиграли двум лидерам целую пропасть. 10 побед, 8 поулов, 12 быстрых кругов – даже на таком быстром болиде можно не стать чемпионом мира.

«Макларен» MP4-22

Наверное, самый эпичный провал «Макларена» в истории. Нельзя назвать болид конюшни быстрейшим – ни в чем не уступали Уокингу разработки Скудерии. В «Макларене» оказался состав, о котором сейчас мечтают в «Мерседесе». Но в 2007-м Фернандо Алонсо еще не был столь опытен и дальновиден, а Льюис Хэмилтон еще не был трехкратным чемпионом мира.

Машина была как быстрой, так и надежной – пилоты команды ни разу за сезон не сошли с дистанции гонки из-за технических проблем. Авторитетный журнал Autosport даже признал шасси MP4-22 гоночным автомобилем года.

Если в личном зачете борьба шла до последнего поворота, то в Кубке конструкторов титул должен был доставаться Уокингу. Но история с промышленным шпионажем лишила команду чемпионства и 100 млн долларов, а гонщики в пылу борьбы зашли слишком далеко. В год, когда конюшня должна была легко брать сразу два титула, она проиграла на всех фронтах. А в конце сезона «Макларен» покинул и Фернандо Алонсо.

«Ред Булл» RB5

Болид, который стал в будущем основой для создания чемпионских шасси эры доминирования «Ред Булл». Революционная машина поначалу не имела никакого двойного диффузора и даже KERS. Однако именно шасси Эдриана Ньюи остановило победную серию Дженсона Баттона, напугало Росса Брауна и его подопечных.

Увы, чемпионская команда только строилась, новый лидер Себастьян Феттель не отличался опытом и безошибочным пилотажем, да и техника иногда подводила. К концу сезона немец уже не мог догнать Баттона в личном зачете, да и в Кубке конструкторов конюшня также уступила «Брауну». RB5 выглядел угловатым и несовершенным, но Эдриан Ньюи много раз повторял, что все последующие успехи команды связаны именно с болидом 2009 года.

«Макларен» MP4-27

В последние годы чемпионом по провалам общественность считает «Феррари», но список неудач Уокинга позволяет поставить «Макларен» в лидеры рейтинга фаталистов XXI века. У подопечных Мартина Уитмарша была самая реальная возможность остановить гегемонию «Ред Булл». Болид образца 2012 года получился действительно быстрым – 8 поулов, многие из них были добыты с гигантским преимуществом над конкурентами. Но шасси оказалось капризным – плохо работало с резиной в дождь, а в сухую погоду часто ломалось.

Дженсон Баттон уже к середине сезона традиционно отправился «искать баланс», и за команду в одиночку отдувался Льюис Хэмилтон. Но к техническим проблемам добавились тактические ошибки, и англичанин продемонстрировал обидную для амбиций чемпиона статистику. В отличие от Феттеля и Алонсо, гонщик ни разу не смог даже финишировать в гонке после того, как выиграл предыдущую. Уже после Гран-при Японии стало очевидно – титула не будет ни для пилота, ни для команды.

Разочарованный Хэмилтон ушел поднимать «Мерседес» к вершинам, а «Макларен» продолжил скатываться по наклонной. Более чем успешную, но несовершенную конструкцию MP4-27 отчего-то не захотели доводить до ума. Вместо этого инженеры собрали настолько провальное новое шасси, что Мартина Уитмарша, уволенного через год с небольшим, еще долго не мог разыскать ни один журналист на планете.

Фото: globallookpress.com/National Motor Museum/Heritage-Images, David Phipps/Sutton Motorsport Images/Heritage-Images; it.wikipedia.org/Anefo/Antonisse/gahetna.nl; Gettyimages.ru/Simon Bruty/Allsport, Clive Mason (5,7), Mark Thompson, Vladimir Rys