4 мин.

Любопытная история о Формуле 1 №21: Рудольф Уленхаут

Источник: блог Джо Сейварда.

Рудольф Уленхаут - главный конструктор знаменитых в 1930-х и в 1950-х машин Mercedes Grand Prix - был англичанином.

 

Рудольф Уленхаут со своим сыном Роджером за рулём Mercedes 300 SLR

Рудольф Уленхаут со своим сыном Роджером за рулём Mercedes 300 SLR

Но также он был и немцем... что значительно усложняло его жизнь, поскольку две страны имели привычку воевать друг против друга, что в свою очередь означало необходимость принятия непростого решения в 1914, а затем вновь в 1939. А правильного выбора не существовало, поскольку, вне зависимости от того, что бы он сделал, нашлись бы люди, подозревающие его.

Эта история начинается в Эссене - промышленном сердце Германии, где в наши дни можно обнаружить улицу Уленхаутштрассе в районе Фронхаузен. Вы можете решить, что она была так названа из-за заслуг Руди, но это не так. Улентхаутштрассе названа в честь его деда - Макса, инженера из города Брюнсвик (он же Брауншвейг) близ Ганновера. Макс был широко известен в сталелитейной индустрии и в итоге занял управляющий пост в компании Krupp. Сын Макса, также носящий имя Макс, стал банкиром и был назначен на должность представителя Deutsche Bank в Лондоне.

А затем в 1904 Макс Уленхаут женился на Хильде Брайс. В течение 10 лет у них родилось четверо детей: Джон, Рудольф, Анна и Оскар. Семья жила в северном пригороде Лондона Мазвелл-Хилл, где юный Руди посещал школу Толлингтон. Он свободно разговаривал и по-английски и по-немецки, по праздникам навещал немецких родственников и до 8 лет жил жизнью довольно типичного английского школьника, пока летом 1914 Макс и Хильда не вынуждены были были бежать по причине начавшейся войны. Они переместились в Бельгию в Брюссель, где Макс занимал пост заместителя директора отделения Deutsche Bank в течение следующих 6 лет, а Руди научился говорить по-французски. В 1920 его семья переехала в Бремен, близ Гамбрга, где Руди посещал среднюю школу до тех пор, пока в 1926 не переехал в Мюнхен, чтобы изучать инженерное дело в Мюнхенском техническом университете, а также много кататься на лыжах в Баварских Альпах. Он выпустился в 1931 и устроился в Mercedes, работать в Экспериментальном отделе Фрица Наллингера над разработкой Mercedes-Benz W136, выпуск которого должен был быть начат в 1936 под именем Mercedes 170. Руди не проявлял интереса к автогонкам в то время, хотя его работа означала регулярные тесты дорожных машин на трассе Нюргбургринг. Это стало одной из причин, по которым он в 1936 был назначен техническим директором Rennabteilung - нового департамента, заведующего всеми гоночными активностями компании. Он тестировал одну из довольно непростых машин Mercedes W25 Grand Prix, заключив в итоге, что с ней было не так, а затем сконструировав новую машину, окрещённую W125 и участвовавшую в Гран-при в 1937 году. Машина получилась весьма удачной и выигрывала гонки в руках Рудольфа Караччиолы, Манфреда фон Браухича и Германа Ланга, а также принесла Караччиоле европейский титул 1937 года. В 1938 регламент изменился, поэтому Уленхаут создал новый W154, а Караччиола снова взял титул в 1938 за рулём одной из новых машин.

 

Mercedes W154 1938-1939 гг. выпуска

Mercedes W154 1938-1939 гг. выпуска

Снова пришла война, и в 1940 ему поручили разработку авиационных двигателей Daimler-Benz, которые широко использовались Люфтваффе. Однако его английское прошлое всё-равно вызывало подозрение у нацистов. За свой труд Уленхаут закончил войну в качестве военнопленного, в лагере под управлением американцев. Ему повезло, что британский полковник Майкл МакИвой, до войны конструировавший гоночные машины, и отбывавший службу в Королевском корпусе электромеханических инженеров, прознал про его несчастье и добился освобождения. После чего нанял его для работы над гоночной машиной с 0,5-литровым двигателем. Она так никогда и не была построен, а Уленхаут занялся транспортировочным бизнесом, используя старые военные грузовики Вермахта. В 1949, тем не менее, он вернулся в Mercedes, в качестве главы отдела тестирования легковых автомобилей. Вскоре он опять вернулся к гонкам, участвуя за рулём W194 в Ле-Ман в 1952, на основе которой была разработана дорожная машина дверьми типа "крыло чайки". Компания финишировала в Ле-Ман на первых двух местах, что в свою очередь привело к возвращению в Гран-при в 1954 с W196 - машиной Формулы 1, одновременно выступавшей и с открытыми и закрытыми колёcами. Она была конкурентоспособна с самого начала, а Хуан Мануэль Фанхио в тот же год взял титул чемпиона мира. Затем Уленхаут построил спортивную 300 SLR, выигравшую в 1955 Милле Милья, Tourist Trophy в Дандроде, а также Targa Florio, что означало победу Mercedes в чемпионате World Sportscar. В то самое время Мосс и Фанхио доминировали в Формуле 1, однако летом того года гонщик заводской команды Пьер Левег попал в аварию в Ле-Ман, вследствие которой погибло более 80 человек. В конце года Mercedes ушла из автоспорта. Уленхаут остался в компании, разрабатывая дорожные автомобили до выхода на пенсию в 1972.

 

Mercedes SL30 W194 1952 года выпуска

Mercedes SL30 W194 1952 года выпуска