Любопытная история о Формуле 1 №6: Джоди Шектер

Оригинал статьи: блог Джо Сейварда.

Южноафриканец Джоди Шектер выйграл Чемпионат мира Формулы 1 в 1979, за рулём Феррари. Это был очень ровный сезон для прежде буйного Шектера - он взял титул несмотря на то, что победы у него были только в Бельгии, Монако и Италии. В Монце его всю гонку преследовал Жиль Вильнёв, который повиновался приказу команды и не попробовал его обогнать. Джоди в итоге выиграл титул прямо посреди гонки, когда Жак Лаффит сошёл из-за проблем с двигателем, а только Жак единственный по очкам ещё мог побороться в оставшихся гонках. 

Джоди Шектер

Джоди Шектер

В течении зимы 312 T4 были разобраны и перестроены как 312 T5, c немного перерабоннаным шасси и изменениями в точках крепления подвески. Также была обновлена аэродинамика и улучшены знаменитые оппозитные 3-литровые двигатели. Новые машины были быстрее, нежели T4, но соперники Феррари сделали ещё больший скачок благдаря магии граунд-эффекта. Феррари опустилось ниже ЛижьеУильямсБрэбем и Рено. Шектер только однажды приехал пятым в 1980 и закончил чемпионат на 19-м месте, в то время как Вильнёв добился большего, но всё равно смог лишь четыре раза финишировать в очковой зоне. В конце года Шектер завершил карьеру навсегда. Очарование Ф1 ушло, дело было кончено.

Шектеру было всего 29, но он был богат и не многим обременён. Некоторое время он пытался собрать международную серию, на базе серии BMW M1 Procar, которая служила гонкой поддержки на Гран-при в 1979 и 1980-х годах Его идея была поместить двигатель Cosworth в Ford Capri, но сделка не состоялась и он начал смотреть по сторонам. Тогда то он и увидел в журнале рекламу огнестрельного тренировочного симулятора. Он был заинтригован. После некоторого изучения вопроса, Шектер решил, что способен сделать нечто лучшее при помощи лазера и телеэкранов. Он придумал симулятор более привлекательный, нежели полигоны для боевой стрельбы, как в плане цены, так и безопасности.

В 1984 он отправился в Соединённые Штаты, где поселился в Хилтон-Хед-Айленде, в Южной Каролине, и начал пытаться продавать свою систему. Компания стала называться Firearms Training Systems Inc или FATS, и с той же энергией, которую он показывал будучи гонщиком, и работая с новыми технологиями, также, как когда-то в Ф1, Шектер начал строить бизнес. Это не был немедленный успех. Компания переехала в тихий город Савани, к северу от Атланты, где Джоди постепенно расширялся и улучшал свои продукты. Были сделки с ФРБ, полицией Лос-Анджелеса, а затем и с другими правительственными службами, такими как Управление по контролю за производством и оборотом алкогольных напитков, табачных изделий и огнестрельного оружия и Почтовая служба США. За этим последовал интерес военных, включая Армию Соединённых Штатов, Военно-Воздушные силы и Морскую пехоту. Бизнес вырос и в международном масштабе. Компания сняла в калифорнийской пустыне Мохаве несколько тренировочных фильмов, которые армия США активно использовала в 1990 при подготовке к операции в Ираке "Буря в пустыне". Рост в середине 90-х был значительным, как за счёт ещё большего количества госконтрактов, так и за счёт новых симуляторов для охотников. К 1996 оборот FATS достиг 65 миллионов долларов в год, и Шектер решил, что это хорошее время, чтобы продать бизнес частному Нью-Йоркскому инвестиционному фонду Centre Partners. В том же году акции Firearms Training Systems Inc были размещены на бирже.

Джоди и его семья вернулись в Великобританию. Недостатка в деньгах не было, и, уже попробовав себя в роли фермера в США, он решил строить новую империю в области органического земледелия. Он купил Laverstoke House, виллу 18 века в палладианском стиле, долине Тест-Вэлли, близ Уитчёрч в Гэмпшире, с весьма обширными садами. Площадь владений составила 2 кв. км, но вскоре он понял, что этого недостаточно, чтобы сделать ферму коммерчески выгодной и приобрёл прилежащие территории, увеличив территорию до 10 кв. км. На сегодняшний день это самая известная органическая ферма в в Британии, имеющая в хозяйстве огромные стада азиатских буйволов и овец и производящая широкий спектр продуктов, включая пиво и вино.

Джоди Шектер и молодой буйвол

Джоди Шектер и молодой буйвол

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Любопытные истории о Формуле 1
+8
Популярные комментарии
+2
de Ruyter
На самом деле в истории Джоди (на африкаанс - Йоди) Шектера очень интересна и по-своему необычна.

..очень ровный сезон для прежде буйного Шектера.. на самом деле Шектер был буйным очень недолго..на старте карьеры - в 1973-м..

эту репутацию он заработал на ГранПри Франции и Британии. На Поль Рикаре Джоди Шектер боролся за лидерство и вынес с трассы Эмерсона Фиттипальди. Эмерсон тогда сказал: "Этот сумасшедший несет угрозу и себе и всем остальным, он не для Формулы 1". И как в воду глядел. На следующем Гран При, в Сильверстоуне, Джоди устраивает стартовый завал, стоивший карьеры Андреа де Адамичу. Профсоюз пилотов выступает с резким заявлением, о том, что Джоди Шектер должен быть лишен гоночной лицензии. Однако, в McLaren сами решили что временно не будут выпускать Шектера на трассы. Джоди вернулся за руль только в турне по Северной Америке. В Канаде шел третьим, но столкнулся с Севером. А перед ГранПри США, было объявлено, что на следующий год, напарником Севера в Tyrrell и станет именно Шектер. И по слепому стечению обстоятельств именно Джоди оказался первым человеком, кто подбежал к болиду Франсуа Севера, после трагического вылета француза в квалификации на Уоткинс-Глен. "Я подошел к кокпиту и нагнулся, чтобы отстегнуть ремень и тогда я увидел, что в этом нет никакого смысла. Это было страшно ... это было первый раз, когда я видел мертвого человека".

Шектер не признавал, но смерть Севера сломала его психологически. От "Дикого ребенка" как его прозвали в начале карьеры, не осталось и следа.

Про сезон 1979.. Принято считать, что Джоди Шектер стал чемпионом мира, из-за командной тактики, что мол угробили чемпионство Вильнева из-за медленного, но стабильного Шектера. Это не совсем так. Во-первых, командная тактика за сезон была лишь раз, в Италии, где Вильнев специально пропустил Шектера вперед, дабы в Монце у Феррари уж был свой чемпион. Во-вторых, Джоди Шектер победил Вильнева в квалификациях, а в гонках Жиль хоть и был быстрее, но был не так стабилен. Все помнят, как любил, периодически канадец излишне рисковать, за что его и любят до сих пор. Просто не всегда риск был оправдан. Ну и сам Вильнев, ещё по ходу сезона, признавал, что может быть пока не готов активно бороться с Шектером, ибо чувствует, что немного не хватает ему опыта и что, все его чемпионские титулы впереди.

"Думаю, между мной и Вильневым была разница. Он пытался выиграть каждый круг".

"После финиша в Монце, ко мне подбежал один из механиков и крикнул, «титул пропал, машина не прошла тех осмотр и тебя дисквалифицировали», а затем «я пошутил». Я готов был его убить, настолько мне его шутка показалась не смешной. Многие говорят, что та машина 1979 года была страшная и плоская. Не знаю, каждый раз как я вижу её фотографию, я в душе восклицаю «Какая это красавица».

Интересно, что Коммендаторе даже на поздравил своего пилота: "Помню, когда я выиграл чемпионский титул, он не сказал мне не слова. Не прислал письмо, не позвонил, ничего. Только несколько недель спустя, когда мы встретились во Фьорано, он шел позади и окликнул, «Эй, чемпион!». Это было единственное слово о моем титуле, когда либо услышанное от него. В конце сезона команда проводит ежегодный банкет и огромная толпа – механики, испытатели, инженеры, просто куча народу – получает призы. Мне достался вздыбившийся жеребец на деревянной подставке. Одна нога у него была сломана и была просто припаяна на место".

К оружию Джоди приобщился выступая на соревнованиях суперзвезд, где Шектер в 1981 году стал чемпионом мира.

en.wikipedia.org/wiki/Superstars
+1
Sofa
Шикарное дополнение к статье!
Ответ на комментарий de Ruyter
На самом деле в истории Джоди (на африкаанс - Йоди) Шектера очень интересна и по-своему необычна.

..очень ровный сезон для прежде буйного Шектера.. на самом деле Шектер был буйным очень недолго..на старте карьеры - в 1973-м..

эту репутацию он заработал на ГранПри Франции и Британии. На Поль Рикаре Джоди Шектер боролся за лидерство и вынес с трассы Эмерсона Фиттипальди. Эмерсон тогда сказал: "Этот сумасшедший несет угрозу и себе и всем остальным, он не для Формулы 1". И как в воду глядел. На следующем Гран При, в Сильверстоуне, Джоди устраивает стартовый завал, стоивший карьеры Андреа де Адамичу. Профсоюз пилотов выступает с резким заявлением, о том, что Джоди Шектер должен быть лишен гоночной лицензии. Однако, в McLaren сами решили что временно не будут выпускать Шектера на трассы. Джоди вернулся за руль только в турне по Северной Америке. В Канаде шел третьим, но столкнулся с Севером. А перед ГранПри США, было объявлено, что на следующий год, напарником Севера в Tyrrell и станет именно Шектер. И по слепому стечению обстоятельств именно Джоди оказался первым человеком, кто подбежал к болиду Франсуа Севера, после трагического вылета француза в квалификации на Уоткинс-Глен. "Я подошел к кокпиту и нагнулся, чтобы отстегнуть ремень и тогда я увидел, что в этом нет никакого смысла. Это было страшно ... это было первый раз, когда я видел мертвого человека".

Шектер не признавал, но смерть Севера сломала его психологически. От "Дикого ребенка" как его прозвали в начале карьеры, не осталось и следа.

Про сезон 1979.. Принято считать, что Джоди Шектер стал чемпионом мира, из-за командной тактики, что мол угробили чемпионство Вильнева из-за медленного, но стабильного Шектера. Это не совсем так. Во-первых, командная тактика за сезон была лишь раз, в Италии, где Вильнев специально пропустил Шектера вперед, дабы в Монце у Феррари уж был свой чемпион. Во-вторых, Джоди Шектер победил Вильнева в квалификациях, а в гонках Жиль хоть и был быстрее, но был не так стабилен. Все помнят, как любил, периодически канадец излишне рисковать, за что его и любят до сих пор. Просто не всегда риск был оправдан. Ну и сам Вильнев, ещё по ходу сезона, признавал, что может быть пока не готов активно бороться с Шектером, ибо чувствует, что немного не хватает ему опыта и что, все его чемпионские титулы впереди.

"Думаю, между мной и Вильневым была разница. Он пытался выиграть каждый круг".

"После финиша в Монце, ко мне подбежал один из механиков и крикнул, «титул пропал, машина не прошла тех осмотр и тебя дисквалифицировали», а затем «я пошутил». Я готов был его убить, настолько мне его шутка показалась не смешной. Многие говорят, что та машина 1979 года была страшная и плоская. Не знаю, каждый раз как я вижу её фотографию, я в душе восклицаю «Какая это красавица».

Интересно, что Коммендаторе даже на поздравил своего пилота: "Помню, когда я выиграл чемпионский титул, он не сказал мне не слова. Не прислал письмо, не позвонил, ничего. Только несколько недель спустя, когда мы встретились во Фьорано, он шел позади и окликнул, «Эй, чемпион!». Это было единственное слово о моем титуле, когда либо услышанное от него. В конце сезона команда проводит ежегодный банкет и огромная толпа – механики, испытатели, инженеры, просто куча народу – получает призы. Мне достался вздыбившийся жеребец на деревянной подставке. Одна нога у него была сломана и была просто припаяна на место".

К оружию Джоди приобщился выступая на соревнованиях суперзвезд, где Шектер в 1981 году стал чемпионом мира.

en.wikipedia.org/wiki/Superstars
+1
Sofa
Спасибо, всё время ошибаюсь с этим словом;) Ещё ошибки есть?
Ответ на комментарий Primus525
ВыЙграл.

Спасибо, на этом чтение про Джоди Шектера закончил.
Написать комментарий 4 комментария
Реклама 18+