Трибуна
10 мин.

Ради «Астон Мартин» миллиардер сбыл яхту, пентхаус, коллекцию спорткаров и гоночный трек. Выручил $450 млн, а долг – еще $1 млрд

Тяжести инвестиций в «Ф-1» и автопром.

От редакции: Привет! Вы в блоге «Формула жизни» – здесь регулярно появляются мощные истории о современной жизни «Ф-1». Автор постоянно попадает в точку и появляется на главной и в разделе, и два года подряд выиграл титул лучшему блогеру раздела – поддержите его плюсами, чтобы тексты выходили еще чаще!

Одно из главных событий нового сезона «Формулы-1» –  громкое возвращение «Астон Мартин» в Гран-при после пятидесятилетнего перерыва. Канадский миллиардер Лоренс Стролл вложил в английскую компанию огромные деньги, заявил о намерении покорить быстрейшую серию мира и авторынок, заодно превратив сына Ланса (гоняющего здесь четвертый год) в чемпиона.

Амбиции – невероятные, однако хватит ли у бизнесмена средств достичь мечты? Ведь старая шутка о пожирающей деньги «Ф-1» по-прежнему правдива: здесь легко стать миллионером... если вы – миллиардер.

Кажется, успешный бизнесмен с состоянием в $3,2 млрд на февраль 2021 года сильно забеспокоился о расходах: провернул несколько необычных сделок в надежде выручить дополнительные средства. Со стороны они выглядят как вступление на путь обанкротившегося предыдущего владельца команды из Сильверстоуна – индийского авиа- и пивного магната Виджая Малльи (прошел путь от состояния в $8 млрд до банкротства) – или все-таки нет?

Стролл попрощался с яхтой за $200 млн и выставил на продажу трассу и пентхаус

В августе 2020-го Стролл продал 96-метровую яхту «Фэйт», на обслуживание которой уходило $15 млн в год. Джакузи на палубе, тренажерный зал, место для 36 000 литров пресной воды и мебель высшего класса – вот лишь несколько фактов о бывшем судне Лоренса. За него он получил $200 млн.

Кроме того, следом за пилотом «Астон Мартин» Себастьяном Феттелем канадец распродал коллекцию автомобилей «Феррари» – хотя когда-то признавался в особой любви к итальянской марке. Старинные суперкары должны принести Лоренсу $220 млн.

Среди них модель 512m стоимостью $25 млн (раньше принадлежала Роджеру Пенске – владельцу легендарной американской команды: она 15 раз выигрывала «500 миль Индианаполиса» и даже пробовала силы в «Ф-1» – там американцы дважды побывали на подиуме и даже одержали победу).

412 P, которая в 1964-м забронировала весь подиум в «24 часах Ле-Мана». Она стоит $35 млн:

Другая выдающаяся машина коллекции – 250 GTO за целых $45 млн. В свое время ее покупателей одобрял сам Энцо Феррари:

Еще одна гордость Стролла – 275 GTB. Бизнесмен приобрел ее на аукционе за $27,5 млн:

$4 млн стоила его 330 Р4:

Стоимость всей коллекции потянула на космические 220 миллионов долларов – ценник кажется завышенным, но Стролл именно потому и слывет успешным бизнесменом.

Почти полмиллиарда за яхту и автомобили? – Строллу этого мало. В декабре 2020-го он выставил на продажу пентхаус в южной Флориде за $20 млн. Здесь и высочайшие арочные потолки, и покрытие цвета слоновой кости, а также четыре спальни и шесть ванн.

А теперь Лоренс избавляется от гоночной трассы «Мон-Тремблан» (некогда принимавшую Гран-при Канады), купленной еще в 2000 году. Автодром хоть и старый, но после капитального ремонта: трек при Стролле расширили на два метра, установили барьеры и обновили медицинское оборудование. Сегодня он соответствует стандартам ФИА, хотя «Ф-1» принимать не может.

Продажа «Мон-Тремблан», наверное, самая понятная в этом списке – с давних пор возня вокруг автодрома миллиардера сильно утомляет.

Местных жутко раздражали постоянный шум (на трассу подали 150 жалоб) и сам бизнесмен. Один из жителей отмечал высокомерие Стролла: «Он никому не позволяет приближаться к себе. Как будто неприкасаемый. Только и твердит: «Обращайтесь к моим юристам»

Полицейские регулярно пытались посетить объект, но никто не отвечал даже на крики. Дошло до нового городского закона, по которому шум от гонок не ограничивался только 52 дня в году.  

Вряд ли трек стабильно приносил Лоренсу деньги (с момента приобретения там прошло всего семь гонок), а с новым проектом любые дополнительные издержки несут еще больше вреда. Потому теперь Стролл продает «Мон-Тремблан» за $10 млн.

«Астон Мартин» – теперь приоритет. Похоже, Стролл хочет настоящую империю

Английский бренд сейчас переживает сложнейшие  времена.

В 2018 году фирма проводила IPO (первичное публичное предложение акций на бирже) вслед за «Феррари», которая совершила подобное на три года раньше. Однако вместо успеха у «Астон Мартин» упала выручка, появились проблемы с финансами и, как следствие, цена на акции обвалилась на 75%.

Спасти положение планировали первым в истории марки внедорожником DBX: «Астон Мартин» рассчитывал на расширение клиентской базы, но интереса к новинке публика не проявила.

Тогда-то в игру и вступил Лоренс, ранее спасший от исчезновения «Форс-Индию» (канадец вложил в команду $142 млн, получил 71% акций и переименовал ее в «Рейсинг Поинт»). Теперь он заплатил около $238 млн за 16 процентов акций автокомпании, а позже увеличил пакет до 20 процентов.

«Я верю, что сочетание моего капитала и моего опыта – и в автомобильной отрасли, и в создании мировых брендов – будет означать, что со временем мы реализуем весь потенциал «Астон Мартин», – заявил Лоренс при получении должности исполнительного директора компании.

При этом дополнительные $650 млн вложил консорциум, состоящий из друзей миллиардера: председателя JCB (производитель строительного оборудования и спонсор бывшей «Рейсинг Пойнт») Энтони Бэмфорда, экс-босса Power Corp Canade (международная холдинговая компания) Андре Десмаре, гонконгского инвестора в мире моды Сайласа Чоу и прочих.

К слову, лучшее дело в карьере Стролла связано именно с Чоу. В 2003 году они вместе купили контрольный пакет акций бренда модной одежды Michael Kors, провели ряд изменений в политике компании и сделали упор на аксессуары и рекламу в универмагах. В итоге за восемь лет стоимость компании взлетела со $100 млн до $4,6 млрд. Эксперты из журнала Time связали успех с влиянием семьи Чоу и знаниями Лоренса в области международных продаж и маркетинга.

Нечто подобное Стролл планирует провернуть и с «Астон Мартин». Он уже начал активно заниматься рекламой бренда: начиная с подписания в команду «Формулы-1» четырехкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля и заканчивая введением в чемпионат своих сэйфти-каров и медицинских машин (как раз тех самых DBX).

Однако ситуация с британской фирмой сильно отличается от прошлого опыта. Автопром оказался намного дороже одежды, и теперь Лоренсу приходится вкладывать гораздо больше: хоть с 2020-го состояние канадца увеличилось на $800 млн, в то же время прошлой осенью он влил в «Астон Мартин» еще $1,3 млрд, и дополнительные $25 млн пошли на постройку новой базы для команды «Ф-1».

Потому, по слухам, у канадца и появился долг размером в $1 млрд – причем под огромную кредитную ставку в 16 процентов. Отсюда, возможно, и следуют многочисленные распродажи роскошных, но некритичных для жизни и развития активов.

А еще серьезной проблемой может стать «игра акций». Канадец раньше не имел дел с торгующимися на бирже компаниями.

Раньше милиардер либо сразу забирал всю фирму, либо покупал как минимум контрольный пакет в 50 процентов. Сейчас же остальные ценные бумаги распределены следующим образом (согласно информации портала Simply Wall St): 7,1% - европейская группа инвесторов Investindustrial; 5,6% - американский инвестор Invesco; 4,77% - босс «Мерседеса» Тото Вольфф. Еще 30 процентов распределены между неназванными 13 бизнесменами. Также акциями «Астон Мартин» владеет Себастьян Феттель – правда, гонщик не признался, сколько именно купил. И еще почти (!) 20 процентов держит «Мерседес» – немецкий бренд получил их в обмен на поставки двигателей и моторных технологий, выбив право назначения неисполнительного директора в совет директоров.

Не исключена попытка Стролла укрепить положение в компании путем скупки на бирже или у миноритарных держателей. Вероятно, потому канадец и распродает дорогое имущество: ради усиления позиций в новой организации.

По контракту с брендом команда миллиардера в «Ф-1» получила шильду «Астон Мартин» на ближайшие 10 лет – следовательно, как минимум в этот период новый владелец никуда не уйдет и у британской компании впервые за долгое время будет стабильное руководство. Сам канадец явно готов идти до конца и в гонках, и в автопроме:

«У «Феррари» отличная бизнес-модель, и между нами много общего. Но «Астон Мартин» – британская компания, и у нас культовая 108-летняя история. Если не ошибаюсь, это на 50 лет дольше истории «Феррари»! Возвращение «Астон Мартин» в «Формулу-1» спустя столько лет –  знаменательное событие в истории спорта. Все знают, кто мы и что из себя представляем, но выступления в гонках позволят открыть бренду новые дороги. Команда «Ф-1» для меня – главное. Она принесет новую энергию в этот спорт. «Астон Мартин» будет привлекать как старых, так и новых болельщиков».

А для люксовой автомобильной компании «Ф-1» – лучшая платформа в мире. Насколько мне известно, для любой компании самое главное – ее бренд. «Астон Мартин» – это легендарный бренд. Весь опыт, который я накопил, создавая люксовые бренды по всему миру, я привнесу сюда».

Новый сэйфти-кар «Ф-1»: роскошный «Астон Мартин» за $150 тыс мощностью 528 л.с. Поделит гонки с переодетым в красный топовым «Мерседесом»

Кажется, Феттель формально – №2 в «Астон Мартин». Выяснили по цвету камеры на болиде

Рейтинг дизайнов машин новой «Ф-1»: у Феттеля и Алонсо – красивейшие болиды, «Феррари» и «Уильямс» – на дне

Фото: yachtharbour.com/Riva Ariston via Dutch Yachting; wearecurated.com; motor1.com; mansionglobal.com; commerciallistings.cbre.ca; astonmartin.com; globallookpress.com/Dppi/Antonin Vincent, Dppi/Florent Gooden, Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com