11 мин.

Презентацию болидов запустил еще Карл Бенц: раньше машины представляли в гараже под виски, а теперь – в интернете и театрах

Традиции больше сотни лет.

В «Формуле-1» полноценно стартовали предсезонные тесты – и все презентации новых болидов остались позади. Есть ли среди них те, что вспомнят хотя бы через пару дней? Ярче выделилась «Альфа Таури» – команда Даниила Квята устроила настоящий модный показ. Отличилась и «Феррари» с театральным представлением и параллелями между новой SF1000 и произведением искусства.

Презентацию машины Квята для 2020-го превратили в показ модной одежды – фанаты задислайкали трансляцию. Мы провели онлайн

Презентация болида «Феррари» 2020 года для «Формулы-1». Онлайн

А что остальные? Большинство просто выложили фото в соцсетях.

Просто в наше время презентации утратили былое значение. Виноват технический прогресс: сейчас прогресс болидов ускорился до невероятных темпов. Команды могут по два-три раза поменять машину даже между презентациями и тестами.

Раньше все и правда было по-другому: новинки внедрялись лишь раз или два за сезон, а некоторые команды не меняли болид в течение нескольких лет.

С чего все начиналось

Впервые автомобиль с ДВС представил миру в 1889 году Карл Бенц на Всемирной выставке в Париже (если что, для нее возвели ту самую Эйфелеву башню). Творение немецкого конструктора заняло почетное место в галерее технических изобретений – просторном зале, в центре которого представляли достижения инженеров. Только тогда Бенц окончательно доработал запатентованный еще в 1886-м Benz Patent-Motorwagen, но люди видели творение Карла и раньше: немецкий изобретатель разъезжал на нем по городу, пугая местных жителей и лошадей.

Автомобиль Бенца оказался революционным, однако обществу поначалу не хватало доказательства преимущества новой техники. Поэтому в 1894 году издатель газеты Le Petit Journal Пьер Жиффар организовал первую в истории автогонку. Тогда люди впервые увидели технику участников лишь перед стартом соревнования, поскольку самой идеи презентации болидов не существовало. Рождения новой традиции пришлось ждать все 00-е и 10-е года XX века, пока участники не стали искать пути демонстрации превосходства машин над серийными.

В 1920-х одной из самых влиятельных спортивных команд была «Альфа Ромео», а позже рядом встала и отделившаяся от нее же «Феррари». Именно в те времена владельцы конюшен стали больше заботится о презентации: торжественно демонстрировали новую машину и знакомили зрителей и прессу с гонщиками. К слову, создатель Скудерии Энцо Феррари уже тогда выделялся: перед церемонией его команда сперва медленно открывала гараж, придавая происходящему нотки театральности. К сожалению, до наших дней дошло очень мало фотографий тех лет.

С 20-х традиция почти не поменялась. К примеру, первое публичное появление «Порше» 360 Cisitalia F1 1949 года, разработанного специально для нового чемпионата – «Формулы-1»: ее презентация – обычное командное фото.

«Порше» Cisitalia

Хотя не всегда все ограничивалось общим снимком. Яркое доказательство – болид «Альфа Ромео» 158 Alfetta (первый чемпионский болид «Ф-1»): для знакомства с машиной зрителей и журналистов пригласили в специально отведенную зону рядом с «Сильверстоуном».  

Alfetta на Сильверстоуне

Еще один пример из далекого прошлого – «Хонда» RA273 1966 года. Презентация – все то же общекомандное фото. Разве что засветился на нем только один болид вместо двух.

«Хонда» RA273

Когда же пошел креатив?

Впервые настоящий презентационный шум устроил «Хескет» в 1974 году. Владелец команды Александр Хескет не умел рационально тратить деньги и жил максимально рок-н-ролльно: катался на «Роллс-Ройсе» и веселился любым возможным способом, пока конструктор Харви Постлтуэйт ночами работал над машиной в особняке лорда.

Тогда журналистов шокировало место проведения церемонии – в гараже владельца. Хескет появился перед публикой, выпил стакан виски, показал новый талисман (плюшевого медведя Super Bear), произнес речь и разбил бутылку виски на счастье.

Через четыре года зрителей решили развлечь ребята из «Эрроуз». Команда резко ворвалась в «Формулу-1»: машину построили за 53 дня, а для привлечения внимания представили необычным путем – на заснеженном «Сильверстоуне».

Фееричная смена столетий

Конечно, переход от обыденности к веселью произошел не моментально. В 80-х и начале 90-х команды часто проводили все те же скучные церемонии: показывали машину, пилот проезжал демонстрационный круг, а после все собирались на традиционное командное фото. Однако в 1997 году все изменилось.

«Макларен» устроил предсезонную церемонию в лондонском «Александра-Пэлас» в виде настоящего праздника в честь новых спонсоров. Болид представили популярные в те годы музыкальные группы Jamiroquai и Spice Girls, которые вдобавок ко всему этому раздели удивленного Мику Хаккинена прямо на сцене. Именно тогда зрители впервые увидели «Макларен» в уже легендарной черно-серебристой ливрее.

Презентация стала культовой и благодаря созданной шумихе запустила творческий процесс в «Ф-1».

В 2002 году «Джордан» начал сотрудничать с DHL, известной компанией экспресс-доставки. Для раскрутки альянса придумали настоящее представление в ангаре: Эдди Джордан и пилоты Джанкарло Физикелла и Такума Сато сыграли  сценку, будто им доставили новый болид. Перед публикой висел экран, на котором показали подлет грузового самолета. Джордан даже расписался за «посылку», после чего в ангар вкатился самолет с логотипами DHL, из которого уже выгрузили новый EJ12.

Через три года «Джордан» купил канадский бизнесмен с русскими корнями Алекс Шнайдер. Он занялся активным пиаром команды на территории России и в 2005 году решил здесь же провести презентацию новой машины. Болид показали в Москве прямо на Красной площади: его окружал хор МВД России, исполнявший «Славься, славься, русский царь», пока рядом мерзли пилоты Нараин Картикеян и Тьягу Монтейру. Шнайдер хотел даже пригласить Владимира Путина, но не сложилось.

Болид на Красной площади, случайный подиум и внук Ельцина. Первая российская команда «Ф-1» была очень странной

В 2011 году вновь отличился «Макларен». Британцы устроили настоящее представление: мероприятие организовали в самом центре Берлина и собирали машину при всех! Запчасти приносили специально отобранные ранее люди, а завершили процесс пилоты Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон.

Зачем это нужно командам?

Дело не всегда в привлечении аудитории: просто некоторые компании благодаря презентациям передают свою индивидуальность.

Например, «Макларен» через яркие шоу подчеркнул принадлежность к элите. Церемонии британцев – демонстрация их роли в «Формуле-1». Неспроста самое запоминающееся представление в истории они устроили в честь сделок с крупными спонсорами: так «Макларен» показал преодоление пятилетнего спада и наличие средств для борьбы со флагманами гонок того времени «Уильямсом» и «Феррари».

Говоря о Скудерии, вопрос яркой демонстрации новых творений всегда оставался особенным для Маранелло – это важная традиция итальянцев. О представлениях красного болида авторитетный журналист Лео Туррини сказал следующее: «Я всегда благодарил Небеса за то, что мне доводилось бывать на таких презентациях, ведь «Феррари» – один из символов Италии, и она остается уникальной командой несмотря ни на что».

Презентация нового произведения инженеров из Эмилии-Романьи – всегда большое событие для мира автоспорта. Например, в 2020-м Скудерия устроила настоящее шоу в Театре Реджио Эмилия (месте дебюта Лучано Паваротти и рождении итальянского трколорова) и снова напомнила миру о статусе самой престижной конюшни – гордости страны.

Влияние кризиса 2008 года

К сожалению, долго радовать фанатов необычными презентациями у команд не получилось из-за возникшего финансового кризиса. Вопрос принял особую актуальность после банкротства японской «Супер Агури», потерявшую финансирование от «Хонды».

Процесс вернулся к обычному срыву покрывала и фото болида с пилотами. Даже самые богатые вроде «Феррари» и «Ред Булл» перестали соревноваться в креативности, а ивенты Скудерии проходили намного унылее, чем сейчас.

Например, в 2010 году «красные» просто показали публике машину вместе с гонщиками на фоне стендов. Это была типичная презентация того времени.

Не побоялся кризиса только «Макларен»: речь о той самой церемонии 2011 года. Босс команды Рон Деннис заявил, что в мире «Формулы-1» правят деньги, и отказался сбавлять обороты. Однако в итоге обстоятельства победили: берлинское шоу – последняя яркая презентация «Макларена». Все последующие команда проводила на своей базе по одинаковому сценарию: демонстрация болида после пафосного вступления и позирование для фото.

С другой стороны, обстановка в технологическом центре «Макларена» настолько футуристичная и торжественная, что место получше они бы вряд ли нашли.

Ее оценил даже мировой кинематограф – именно в этом месте базировались главные злодеи спин-оффа «Форсажа» под названием «Хоббс и Шоу».

В то же время произошла настоящая революция в традиции: в 2009 году «Тойота» отказалась первой от живой презентации в принципе. Люди увидели лишь фото на сайте японской компании – это оказалась первая интернет-презентация болида в истории. И произошла она вовсе не из-за проблемам с деньгами: «Тойота» попыталась привлечь аудиторию на свой сайт. Кстати, ход сработал – ресурс даже быстро рухнул из-за чрезмерно большого количества посетителей.

Сейчас подобного рода презентация стала обыденностью: команды в целях экономии денег легко ограничились публикацией фотографий в сети. Но переход к показу машин в интернете в любом случае был просто вопросом времени: технологии улучшались с каждым днем и перехватывали все большую роль в жизни как обычных людей, так и «Формулы-1».

Теперь же команды уделяют презентациям намного меньше времени. Каждый коллектив старается скрыть новинки и сэкономить ресурсы.

Разногласия с «Либерти Медиа»

С 2018 года владельцы «Формулы-1» продвигают идею общей церемонии ради настоящего шоу и зрелища для болельщиков. Однако попытка изменить традиции успехом не увенчалась: участники чемпионата уже дважды отказали «Либерти». «Команды не захотели делиться вниманием», – объяснили в издании Auto Motor und Sport.

В этом году американцы предложили компромисс: групповое фото всех новых болидов прямо перед началом предсезонных тестов. Однако команды не приняли и эту идею: инженеры побоялись,что в таком случае старт тестов отложат на несколько часов, когда каждая минута и без того ограниченного (в 2020-м – 3 дня вместо 4-х) трекового времени бесценна. Именно технические работники заявили, что из-за фотосессии у них не будет достаточно времени для установки всех датчиков.

Существует и другая версия: команды не хотят помогать соперникам рассмотреть новинки и сделать фотографии. Также коллективы не желают делиться аудиторией с конкурентами – и это звучит достаточно логично: сравните презентации «Феррари» и «Рено» в 2020 году. Вряд ли французы без онлайн-трансляции процесса и с сырыми изображениями концепта машины получили (да и заслужили) такое же внимание, как Скудерия.

В наше время ощущение особенности церемонии практически ушло в прошлое. Но все-таки команды вроде «Феррари» или «Альфа Таури» все еще выделяются благодаря следованию традиции – и хоть как-то раскрашивают ожидание старта сезона.

Фото: Gettyimages.ru/Roger Viollet, Handout, Lars Baron; REUTERS/Ferrari Press Office/Handout; globallookpress.com/Panoramic/ZUMAPRESS.com; formula1.com