3 мин.

24 часа Ле-Мана

24 часа Ле-Мана – старейшая, популярная и самая престижная на планете автогонка на выносливость (финиш и старт разделяют ровно сутки), а зачастую и на выживание (знаменитая трасса унесла жизни 21 гонщика). Как бы то ни было, от желающих принять в ней участие вот уже без малого 90 лет нет отбоя – бытует мнение, что если «Формула-1» служит лицом автоспорта, то 24 часа Ле-Мана – его сердце.

Собственно, и начиналось все как разработанная специально для ведущих производителей ежегодная диспансеризация; если у коллег, соседей и конкурентов в чести была исключительно скорость, то во французском Ле-Мане ценилось умение распределить эту скорость – и собственные силы – на сутки. Фаворитами гонки считались, таким образом, не самые быстрые, но самые надежные машины (по возможности – с оптимальным расходом топлива) – соответственно, и на интерес к автомобильным маркам обывателей успехи в Ле-Мане влияли вполне наглядно.

Трасса де ля Сарт в Ле-Мане включает в себя как общественные дороги, так и ряд специально построенных секций. В 1923 году, когда гонка взяла старт в первый раз, длина ее круга составляла больше 17 километров, но в результате серии модификаций (предпринятых, главным образом, из соображений безопасности) она сократилась до 13,63 км. Самый известный участок трассы – это, безусловно, длинная прямая Мульсанн, скорость отдельных машин на которой развивалась в 1980-х до 400 км/ч и выше (в 1990 году пыл самых шустрых остудили дополнительными поворотами).

Проблема безопасности стоит перед организаторами 24 часов Ле-Мана острее, чем перед другими. В конце концов, это здесь случилась крупнейшая авария в истории автоспорта: в 1955 году «Мерседес» француза Пьера Левежа врезался в трибуну, засыпав ее горящими обломками и устроив пожар. Погиб не только гонщик, но и 82 зрителя, автоспорт оказался вне закона в Швейцарии, а «Мерседес» на 30 с лишним лет ушел из гоночного бизнеса.

Симптоматично, что тот же Левеж двумя годами ранее заснул за рулем на 23-м часу гонки, инициировав появление правила, по которому каждая машина заявляла двух пилотов (к концу 80-х их количество увеличили до трех, а непрерывное время вождения одним гонщиком, напротив, сократили до четырех часов). Сегодня 24 часа Ле-Мана – сложный организм, обязанный уважать массу букв закона и законов собственно гонки: пилотам приходится учитывать меняющиеся погодные условия и наличие на трассе автомобилей различных категорий и классов (в последнее время их четыре), отличающихся и скоростью, и стилем вождения.

Лучше всех соблюдение всех этих правил традиционно дается немцам: «Порше» уверенно держит рекорд по количеству побед (16), а под знаком тотального доминирования «Ауди» прошла большая часть нулевых. Максимальное расстояние - 5335 км - было пройдено в 1971 году пилотами «Порше», развившими среднюю скорость 222,2 км/ч (отметку в 200 км/ч триумфаторы Ле-Мана преодолевают в дежурном порядке, несмотря на два десятка пит-стопов, необходимых для ремонта, дозаправки, замены шин или рокировки водителей).

Само собой разумеется, что за 87 лет (в последний раз проведению гонки препятствовала Вторая мировая война) 24 часа Ле-Мана обзавелись массой традиций, некоторые из которых – например, победный душ из шампанского – вышли далеко за рамки состязаний на выносливость. О Ле-Мане снимались фильмы (самый известный – со Стивом МакКуином), рисовались комиксы и сочинялись видеоигры. Гонка 2010 года обещала стать одной из самых звездных в истории – но совместная заявка легенды «Феррари» Жана Алези и короля мотоспорта Валентино Росси не состоялась, а экс-чемпион «Ф-1» Найджел Мэнселл угодил в аварию на самом старте.

Дебют в Ле-Мане российских гонщиков вышел в свое время чуть лучше, чем у Мэнселла: в 2004 году команда «ЮКОС-Фрайзингер» в составе Алексея Васильева, Николая Фоменко и англичанина Роберта Нирна покинула трассу на исходе пятого часа гонки (за рулем, что важно, был англичанин). Несмотря на неудачу, музыкант и шоумен Фоменко признался тогда, что сбылась мечта его жизни. Сердце автоспорта по-прежнему бьется на зависть всем вокруг.