5 мин.

Не до Жиру. Почему Франция была беспомощна

Фото: Fotobank/Getty Images/Lars Baron

Незадолго до игры в заметке на нашем сайте я осторожно предположил, что Лоран Блан знает, как противостоять испанцам. Я не ошибся: Блан действительно знал. Но у Франции на поле не было ни одного Блана. Это ее и подвело.

Дель Боске на Евро-2012 использует один и тот же состав с единственной корректировкой: то у него на острие играет Торрес, то – чуть в оттяжке – Фабрегас. Для самих испанцев смысл от этой перестановки почти не меняется: за спины и в разрез оба открываются одинаково, разница лишь в том, что на Эль Ниньо чаще пасуют по воздуху, а на Сеска низом, да и она лежит в пределах статистической погрешности. Разница есть для защитников соперника: Торрес постоянно вертится у них перед глазами, и его проще опекать, а Фабрегас носится где-то вдалеке, возникает на передней линии неожиданно, и нужна очень четкая подстраховка, чтобы реагировать на его неожиданные выныривания из глубины.

Стиль Испании тоже давно набил оскомину: вязь коротких и средних передач. Главная особенность испанцев – они открываются для приема мяча не в ту секунду, когда партнер принял мяч и приподнял глаз, чтобы увидеть их перемещения, а секундой раньше, отскакивая от опекунов. Игрок, получающий пас, заранее знает, что рядом есть 2-3 адресата, а точная передача позволяет ему не тратить время на остановку мяча и вскидывать голову еще до приема. А когда он отдает кому-то пас, испанцы опять открываются. И так до бесконечности. Благодаря этому они всегда в движении и всегда открыты. Тогда как другие команды, как правило, перемещаются по полю порывисто, в рваном ритме.

Бороться с испанским стилем можно только одним способом: атаковать соперника в момент приема, заставляя его опускать глаза в ноги и лишая возможности видеть партнеров. Никаких иных – разрешенных правилами – способов футбол не предполагает.

Было бы любопытно посмотреть, что будет, если испанцев лишить мяча, но соперники почему-то стесняются это делать. Франция могла, но не решилась. Блан предпочел быстрые ответные атаки. Он оставил в запасе Насри, бесполезного в игре «без мяча», выпустил пять защитников, из которых двое должны были перекрыть грозный левый фланг Испании. Вместо чистого разрушителя Диарра Блан использовал Кабая, способного регулировать развитие контратак, а Малуда должен был поддерживать их, либо перемещаясь налево и создавая там с Рибери и Бензема решающий численный перевес, либо замыкая дальнюю штангу.

Всего лишь три или четыре острых эпизода в штрафной площади – отличный показатель того, что соперник не дал испанцам созидать. Но эти эпизоды чемпионы мира и Европы реализовали почти стопроцентно. Два правых защитника и два опорника сами привезли себе гол. Дебюши упустил рывок Альбы, потом и вовсе свалился плашмя, пытаясь его догнать, Ревейер до последнего не верил, что все происходит по-настоящему, а М’Вила и Кабай на пару проворонили Хави Алонсо, сбежавшего от них на дальний угол площади ворот, откуда форварды увели остальных игроков обороны. Если бы не Льорис, забил бы еще и Сеск после проникающего паса, и второй тайм мог вовсе не потребоваться.

Впереди Франция давала петуха. Если не считать спорадических попыток Рибери пробиться слева и кому-нибудь (именно что кому-нибудь, а не прицельно) сделать пас, у нее не выходило совсем ничего. Отобранный мяч французы почти сразу теряли, потому что среди своих отдать его было некому. Тот же Рибери окопался на левом краю, туда же уходил и Бензема, испанцы это быстро поняли и стали перекрывать пути доставки туда мяча. Дебюши старался открываться справа, но взаимодействовать мог только с Малуда, что, конечно, полная ерунда. Только когда Бензема вновь стал предлагаться ближе к позиции центрфорварда, и испанцы по привычке стали фолить (по правилам они мяч отбирать, похоже, не умеют) у «трехцветных» получилось хоть что-то создать: штрафной и угловой. А в остальном сплошь неточные передачи и минимум движения, предельно облегчившие Испании жизнь.

Было ясно, что французам могут помочь только высокий темп и контроль мяча. После перерыва они попробовали так сыграть, и стартовый отрезок второго тайма удался им лучше всего. Тут же Рибери создал момент для Дебюши, затем была неразбериха после углового – в общем, показалось, что Блан вставил парням пистон, и они как будто даже перехватывают инициативу. Но… Франции хватило всего на несколько минут. Потом она снова уступила мяч и территорию.

Изменения Блана были весьма предсказуемы, лично я ждал их еще в перерыве. Насри был нужен для того чтобы связать оборону с нападением, стать пересылочным пунктом мяча от опорников к Рибери и Бензема. Менез должен был добавить подвижности правому флангу, где совсем выдохся Дебюши, да и пять защитников Франции были уже совершенно не нужны.

Знаете, что получилось? Франция перестала играть совсем. То ли она выдохлась, то ли окончательно струсила, кто поймет? Насри сразу стал жаться к своей штрафной, боясь, как бы Бускетс или Алонсо не врезали ему по лодыжке. О Менезе на правом краю не вспоминали вовсе, потому что Альба и Иньеста контролировали всего его передвижения.

Четверть часа спустя Блан пошел ва-банк, перейдя на игру в три нападающих. Но Жиру сыграл еще сквернее, чем партнеры – почти не бегал и не мог нормально обработать мяч.

Так получилось, что весь разбор свелся к французам. Это извинительно: нет никакого смысла разбирать обычную, ничем не выделяющуюся из ряда игру Испании. Передачи вразрез на Сеска упомянуты были, маневр Хави Алонсо, заметившего свободную зону и рванувшего туда, тоже обозначены. Осталось лишь нарисовать структуру испанской игры в заключительные минуты, когда на линию огня отправился Торрес, а Педро заменил Сильву и постепенно поменялся флангами с Иньестой, чтобы сковать свежего Менеза.

Слева Педро и добыл для Испании второй, контрольный, гол.

Автор – редактор журнала PROспорт

Аффективный менеджмент. Почему Россия проиграла