8 мин.

«Приятно видеть, что в «Зените» думают о ближайшем резерве». Интервью с Витаутасом Валиулисом

Тренер по индивидуальной подготовке Витаутас Валиулис пополнил тренерский штаб БК «Зенит». Опыт работы в подмосковных «Химках», краснодарском «Локомотиве», школа жизни от Римаса Куртинайтиса позволили литовскому специалисту получить приглашение поработать с клубом Евролиги. Мы поговорили с ним о переезде в Санкт-Петербург, специфике профессии и возможностях работы в Академии «Зенита».

— Витаутас, какие именно на вас возлагаются задачи в «Зените»?

— Во-первых, хотел бы сказать, что был приятно удивлен, что клуб из Санкт-Петербурга во времена вынужденной паузы пригласил тренера по индивидуальной подготовке. Казалось бы, работы должно быть меньше без соревновательной деятельности, а оказалось, что работа есть и работать есть над чем. Руководство клуба это понимает и использует все возможности для подготовки к вероятному продолжению сезона.

Во-вторых, индивидуальная подготовка игрока - движение на паркете, скорость, реакция и другие элементы — и есть сфера моей профессиональной ответственности. Техника игрока — пас, бросок, дриблинг — не имеют совершенства. Все умеют пасовать мяч, но понимание деталей, тонкостей, штрихов всегда отличали профи от тех, кто к ним стремится. Интернет полон видео, где игроки НБА перед тренировками отрабатывают ведение мяча. Со стороны это выглядит элементарно просто, но по своей сути это очень важные упражнения, которые полны своих секретов. Уверен, что мы сможем продуктивно поработать именно над этими аспектами. Кроме этого, в мои задачи входит работа с резервом, а вместе с тем поставлена и сверхзадача - приблизить игроков резервных команд как можно ближе к первой. Есть те, кто уже на пути к основному составу, и мы с ними будем вместе пытаться как можно чаще попадать в состав и использовать появляющиеся шансы.

— Работать тренером по индивидуальной подготовке — значит многое самому уметь. Как складывалась ваша карьера в этой области?

— После профессионального баскетбола в Литве, который длился всего два года, перешел на совсем «неспортивную» работу — телекоммуникации, интернет, продажи. Со стороны иногда полезно посмотреть на другую область свой жизни. Так и тут получилось. Я увидел, что индивидуальное развитие игроков не всегда идет в правильном направлении. Опыт университета и работа со своим тренером заставили меня вернуться в более привычный мир, но уже с другим пониманием процессов.

Назвать работой это нельзя было: я принимал участие в тренировках, играх, лагерях. Подавал мячи, подстраховывал, подсказывал в движениях — привычный и очень необходимый функционал. Постепенно игроки стали просить совета, остаться поработать над усовершенствованием различных элементов, назначали индивидуальные занятия. В выходные дни работа с молодыми игроками практически не прекращалась. Кроме пятидневной основной занятости у меня появилась загруженность на «дополнительной». В одном из летних лагерей подмосковных «Химок» мне при помощи общих знакомых удалось попасть на целое интервью к Римасу Куртинайтису. Долгая и доскональная беседа с этим специалистом позволила мне получить работу с одной из молодежных команд «Химок». Это был 2013 год, поколение Тайриса Райса, Пола Дэвиса, Марко Поповича.

— Ваше знакомство с Поповичем началось не в «Химках»?

— Марко — первый человек, который тепло встретил меня в той команде. Я только зашел в раздевалку, а он сразу: «Португалец, португалец». Есть такое мнение, что жители Вильнюса, откуда я родом, стараются быть похожими на европейцев. Попович играл в Каунасе, а там ребята более прямолинейные и конкретные, если можно так сказать. Марко сам неоднократно просил поработать с ним во внеурочное время. Когда видишь, что профессионалы такого уровня хотят работать вне тренировок, то и сам начинаешь расти быстрее. Он всегда спрашивал про мои дела, про обустройство в Москве, всегда был отзывчив к любым просьбам, помогал советами. Когда я услышал, что он получил назначение в «Зенит», то одним из первых поздравил его, своего рода вернул «долг».

— Работа с главным тренером молодежной команды «сине-бело-голубых» Рамунасом Цвиркой продолжится и в Санкт-Петербурге?

— Да, в молодежном проекте «Химок» он был главным тренером второй команды. Там же мы выигрывали молодежную Единую лигу ВТБ, одерживали победы в Суперлиге-1 и чувствовали ту разницу, которая позволяет игрокам подниматься на уровень выше. Конечно же, это помогает работать над пониманием слабых сторон игроков, над развитием сторон сильных и, самое главное, над тем, как игрокам из молодежной команды попасть в основную.

— Предложение стало для вас неожиданностью?

— Я верю в силу работы, а особенно — умной работы. К такому повороту карьеры пройден долгий путь. Всегда хотелось быть тренером на уровне Евролиги, и я 7-8 лет шел к осуществлению этой мечты. Однажды я был близок к этому, когда мы с «Локомотивом» играли в финале Еврокубка. Но мы тогда проиграли «Дарушшафаке». После того случая я сделал очень много выводов. Еще большая работа над собой - и в итоге эти усилия увенчались приглашением в «Зенит», хотя я и прекрасно понимаю уровень ответственности и количество работы, которой мне придется приложить. Цели и задачи в клубе ставятся самые высокие.

− Контракт подписан до конца сезона 2020-2021. Почему именно такой срок закладывается?

− Мне кажется, что этого достаточно для того, чтобы доказать и со своей стороны качество работы, и позволить игрокам самим почувствовать это развитие. Индивидуальная работа не может дать результат за месяц или за два, или даже за лето. Игроки должны для начала поверить в то, что они делают, понять, что ошибки — это путь к росту. Думаю, что через полтора года мы увидим результаты работы молодежного проекта БК «Зенит». Тренеры настроены решительно и работают на перспективу. Прекрасная база, опытный тренерский штаб, большое желание у игроков — что еще нужно?

— Вы же еще до переезда в Санкт-Петербург знали многих игроков?

— Конечно. В «Локо» я пересекался с Андреем Зубковым, с Дмитрием Хвостовым, с Матеушем Пониткой. Когда я в УНИКСе был индивидуальным тренером у Артураса Милакниса, познакомился с Антоном Понкрашовым. Более-менее был знаком с Холлинзом, Томасом, Альбиси.

— Кто из игроков технически больше всего одарен?

— Сложно сказать, потому что у всех игроков есть какой-то навык, который позволяет им играть на таком уровне. Выделить кого-то достаточно тяжело. Просто нужно понимать, что не всегда помогает побеждать то, что приносит больше аплодисментов от зрителей. Победу приносит именно командная работа. Видно, что с новым тренером в «Зените» все пытаются по-новому понять друг друга, Хавьер Паскуаль помогает игрокам и их талантам раскрываться. Думаю, что после перерыва мы увидим еще более качественную игру.

— Какой игрок самый требовательный к себе?

— Наверное, Понитка. В Краснодаре я несколько раз после тренировок заходил в тренажерный зал и часто видел, как он занимался дополнительно. После двухчасовой тренировки он устраивал себе кардио на беговой дорожке, делал упражнения для укрепления тела. Мы с ним долго и часто бросали трехочковые после тренировок. Уверен, что его требовательность к себе не изменилась и в «Зените». Я бы, наверное, его выбрал.

— Что в вашей профессии самое главное?

— Хороший вопрос. Конечно, важно следить за тем, какую нагрузку получают ребята, особенно в игровом ритме. Нужно понимать, как баскетболисты себя чувствуют, в каком они находятся состоянии, на что они способны. После этого нужно добавлять что-то или что-то убирать. Я слежу по компьютерным программам за общей ситуацией, за восстановлением. Важен личный контакт, индивидуальный подход к игрокам. Нужно найти оптимальный путь развития и поддержания навыков. На это требуется много сил и профессионализма.

— Как вам Академия «Зенита»?

— Условия просто замечательные. Зал в круглосуточном доступе, есть все нужное оборудование для качественных тренировок. Видно, что клуб проделал огромную работу и смотрит в будущее в правильном свете. Приятно видеть, что в «Зените» думают о ближайшем резерве.

— Из-за паузы в чемпионатах сейчас у вас будет очень много работы…

— Да, это правда. Первая команда сейчас работает в закрытом режиме, и я больше времени уделяю молодежи, знакомлюсь с ребятами. Мы уже начали с ними работать над тем, чтобы развить их навыки и подтянуть к основе.

— Какие у вас ожидания от работы в «Зените»?

— Здесь собрано много интересных игроков, все они высокого уровня. Мы будем смотреть с ними видео их игры, обсуждать их действия, будем пытаться понять, где можно было сыграть лучше, чтобы добиться поставленных целей. Нужно каждый день поддерживать профессионализм и держать себя в форме, чтобы игроки лучше чувствовали контакт, лучше боролись.

Из остальных ожиданий… Хочу освоиться в городе. У меня растет дочка Олия, ей полтора года, жена со мной переехала. У нас очень удобное расположение, до арены 7-8 минут на самокате. Так что будет больше времени на работу с игроками.

— Успели увидеть достопримечательности Петербурга?

— Это очень старый город, здесь красивые здания, вокруг все дышит культурой. Если раньше я видел все это только через YouTube, то теперь есть возможность посмотреть самому. Как будет возможность, обязательно с семьей пройдемся по самому длинному маршруту. Пока что были в Исаакиевском соборе на Адмиралтейской, и эта прогулка оставила хорошие впечатления. Думаю, что мы еще не раз там побываем, потому что энергетика у места просто невероятная. Ну и во всем остальным историческим местам тоже хотим пройтись.