3 мин.

Болельщик халков болельщику Зенита не брат.

Я хочу поговорить о Зените. Не потому, что сегодня петербургский клуб - возможно, главный ньюсмейкер в российском футболе, но потому, что это - мой родной клуб, и все, что происходит вокруг него, я воспринимаю особенно остро. А происходит нынче много чего, и вы сами знаете, о чем речь. Но я хочу поговорить не о самих переменах в клубе конкретно, с ними все предельно ясно, а о том, что есть эти перемены для Зенита; как они меняют его облик; в каком свете предстает с ними Зенит в глазах футбольных болельщиков. Прежде всего - своих собственных.

Я родился в Петербурге и всю жизнь болею за Зенит - довольно банальная история преданности фаната клубу из своего родного города. Я видел всякий Зенит - тот, для кого медали чемпионата (любого достоинства) были сказкой; затем тот, который стал робко заявлять о себе в Европе; наконец тот, что сосредоточил в своих руках власть в российском футболе. Власть абсолютную - Зенит стал не только сильнее всех непосредственно на поле, но и за его пределами: протолкнуть команду в дивизион выше, закрыв глаза на все спортивные принципы - теперь не вопрос.  

И я болел за всякий Зенит. За Зенит начала/середины нулевых - болел с детской наивностью и восхищением, за Зенит конца нулевых/начала десятых - с фанатской безбашенностью, за сегодняшний Зенит - я болел лишь потому, что это - Зенит. В нем (то есть в команде образца последнего сезона) Зенита, как это ни парадоксально, было мало. Имя, цвета, и Шава с Кержом на лавке - вот и весь Зенит. Халк, Витсель? Кого вы обманываете?  

Никогда не понимал глупые высказывания в духе "Зенит - великий клуб". Помилуйте. Великие - это "Реал", "Барса", "Ливерпуль" и так далее. Те, на ком дух футбола держался и держится веками. Мы не из таких. Мы всегда были озорными выскочками, посмевшими бросить вызов московской элите. И не раз дававшие этой элите смачный щелчок по носу. Но не более. В этом и есть наша истинная культура, история. В этом наша душа - своей непокорностью, молодежным азартом показать всем, что мы достойны нашего славного города; что мы способны вознести его имя на вершину. Это и есть - Зенит.  

Кто из сегодняшних игроков Зенита понимает это? Малафеев, Кержаков (тот, что младший). Добавил бы к ним Анюкова. Шатова, Смольникова, Лодыгина - пока лишь с натяжкой. И, пожалуй, Ломбертса; этот парень, хоть и из Бельгии, давно уже все понимает. Но не на них держится команда; не на их плечах строится новый, напыщенный, грандиозный Зенит. Ему бы халков побольше, которые вряд ли слышали такое слово, например, как Ленинград.  

И пусть Халк, Витсель, прочие - прекрасные футболисты, я не намерен оспаривать это. Они достойны играть в славных клубах Европы. Да-да, именно в тех, на ком держится дух футбола. А Зенит, как мы знаем, не из таких. Но как же Лига Чемпионов - сейчас посыпятся вопросы - как же чемпионаты, ты что, мол, не хочешь их выигрывать?! Вы знаете, отвечу я, мечтаю, мечтаю их выигрывать. Но чтобы эти трофеи поднимали над своей головой аршавины и кержаковы. И я буду плакать от счастья - с ними, от радости за них. От гордости за мой родной, питерский футбол.  

Я не болею ни за португальский, ни за бразильский футбол, ни за тоголезский - у них и своих поклонников полно. Мне все равно, что могут на поле показывать халки и витсели. Я болельщик Петербурга, и не стоит упрекать меня в том, мол, раз я не болею за Халка и не буду болеть за Дзюбу, значит я не истинный фанат. Я фанат поистиннее многих, просто истинный триумф... Его нельзя купить за евро, его можно только прожить. А жизнь - это не деньги, это годы, годы труда и работы. Вот что заставит нас плакать от счастья в конце.