10 мин.

Лифт. Made in Europe

«Лифт -  вертикально движущийся подъемник с кабиной для перемещения людей, грузов».

(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова)

«В лифте может всякое случиться, лифт нам укорачивает путь…»

(из дворового творчества подонков)

 

«Команда-лифт» - сомнительный комплимент для футбольного клуба, обозначающий бесконечные его перемещения из низшего дивизиона в высший, и наоборот. Впрочем, несмотря на всю обидность такого прозвища, в Европе существуют команды, которые сделали «лифтёрство» смыслом своего существования. О самых надежных «производителях лифтов» в футбольной Европе поведает текст ниже.

Сразу отмечу, что при подсчете «пробега» каждой команды-лифта учитывались только перемещения из первого (самого высшего) дивизиона страны во второй по силе и обратно. Малоизвестным путешественникам по низшим лигам места в списке не нашлось.

Отменные, качественные лифты производят на родине футбола. Вот наиболее производительная модель:

Бирмингем Сити

 

Основан: 1875 год (136 лет).

Пробег: 24 цикла (12 вверх, 12 вниз).

Лифтеры:

Альфред Джонс – 6 (3 подъема, 3 вылета) 1892-1908

Самый первый менеджер в истории клуба (с момента его вступления в Футбольную Лигу) не ведал усталости – трижды он выводил «Бирмингем» в элиту и столько же раз вылетал. Последний раз стал фатальным – энтузиазм тренера иссяк и он покинул свой пост, оставшись в клубе бухгалтером на полставки.

Стив Брюс – 3 (2 подъема, 1 вылет) 2001-2007

 

Простой британский монтажник Стив Брюс гонял кабину с жутким скрежетом, но безостановочно и временами на приличной скорости. В сезоне 2007/08 руководители бирмингемского ЖЭКа (читай, владельцы клуба) уступили его коллегам из «Уигана» за 3 миллиона фунтов.

Алекс Маклиш – 3 (1 подъем, 2 вылета) 2007-2011

 

Сменивший Брюса шотландец пришел в «Бирмингем» со скандалом, а ушёл – с ещё бОльшим – в стан «заклятых»,  проклинаемый фанатами «синих» и сразу отвергнутый болельщиками «вилланов». Подъемы при нем стали куда круче (были и выигрыш Кубка Лиги, и рекордная для «синих» беспроигрышная серия), но и регулярность вылетов не уменьшилась. Память о себе Брюс оставил в клубе не сказать, чтобы добрую, но дело свое знал исправно – движение «вверх-вниз» «Бирмингем» проделывал регулярно.

В настоящее время «Бирмингем» не собирается никому уступать звание самого надежного лифта на острове и вовсю борется в Чемпионшипе за право в очередной раз испытать себя в Премьер-Лиге.

Известные пассажиры (игроки, вылетавшие или поднимавшиеся с клубом):

Эмил Хески, Никки Батт, Энди Коул, Никлас Бендтнер, Иржи Ярошик, Гарри О*Коннор, Александр Глеб, Мартин Йиранек.

Главные конкуренты:

Лестер Сити

Основан: 1884 год (127 лет).

Пробег: 22 цикла (11 вверх, 11 вниз).

Последний раз «Лисы» вылетели в 2004 году и с тех пор кнопку «вверх» в клубе нажать решительно некому. Сейчас «Лестер» барахтается в глубинах Чемпионшипа и все указывает на то, что отрыв «Бирмингема» в ближайшие годы наверняка увеличится.

Манчестер Сити

Основан: 1880 год (131 год)

Пробег: 21 цикл (11 – вверх, 10 – вниз).

В 90-ые команда со свистом рассекала различные слои футбольных лиг Англии, но однажды в кабину погрузились арабские шейхи с огромными денежными мешками. Такой нагрузки лифт не выдержал и намертво застрял где-то на самых верхних этажах. Дальнейшая работоспособность в качестве лифта под большим вопросом.

 

Перенесемся через Ла-Манш: французские лифтостроители, безусловно, уступают британским, но не намного.

Страсбур

 

Основан: 1906 год (105 лет)

Пробег: 20 (10 – вверх, 10 – вниз).

Достижение французской инженерной мысли уступает английским аналогам в производительности, но превосходит их по диапазону действия: «Страсбур» избороздил огромное количество этажей сверху донизу. В 1979 году он стал чемпионом страны, а ныне лишён профессионального статуса  и обитает в 5-ом  по счету футбольном дивизионе. Надежд в скором будущем вернуться к привычному курсированию «вверх-вниз» немного, и причиной тому финансовые неурядицы. В 1997 году муниципальные власти продали контрольный пакет акций клуба столичному концерну International Management Group, который уже спустя 5 лет отказался от идеи вкладывать в страсбургский футбол и передал управление команды местным инвесторам.

Запаса прочности хватило ещё на несколько лет, в основном за счет продажи игроков, например, Мамаду Ньянга в «Марсель». В 2008 году «Страсбур» начал свой пока последний спуск, который уж слишком затянулся, летом прошлого года клуб был объявлен банкротом и переведен в любительскую лигу, в которой преимущественно выступают молодежные команды больших клубов страны.

Главные лифтеры.

С лифтерами в клубе не церемонились. Поразительно, но факт – в истории команды-лифта не было ни одного наставника, которому удалось бы проделать с ней полный цикл (повышение/вылет или наоборот). В такой ситуации стоит, пожалуй, отметить разве что коренного страсбуржца Жильбера Гресса, которому удалось победить с командой в двух сильнейших лигах Франции.

Известные пассажиры: Хосе Луис Чилаверт, Валерьен Исмаэль, Даниэль Любойя, Александр Фарнеруд, Пеги Луиндула.

Кроме того, нельзя не отметить, что одной из причин того, что в середине  90-ых годов «Страсбур» перестал быть лифтом, является Александр Мостовой. «Царь» два сезона стопорил страсбургский подъемник в середине таблицы Лиги 1. Вволю покуражившись над французской техникой, Мостовой отправился в Испанию, где продолжил безжалостно ломать ещё одну команду-лифт, причем на пару с хулиганом-соотечественником. Отправимся и мы за ним.

Конкуренты:

Ренн

Основан: 1901 год (110 лет)

Пробег: 16 циклов (8 – вверх, 8 – вниз, принял участие в первом розыгрыше французской Лиги 1)

Последний маршрут (выход в элиту) «Ренн» совершил аж в 1994 году. После этого красно-черные обленились и ныне ведут сибаритский образ жизни в Лиге 1. Судя по нынешнему сезону, возвращаться к романтическому житью «команды-лифта» в Ренне не собираются.

Валансьен

Основан: 1913 год (98 лет)

Пробег: 15 циклов (8 – вверх,  7 – вниз)

Вдоволь покувыркавшись в 70-ых и 80-ых, с 2006 года «Афиняне» выступают в элите. Клуб обладает довольно скромным составом и вполне вероятно, что по количеству заездов в скором времени «Ренн» они догонят.

 

На Пиренеях лифтовое дело характеризуется не столько качеством, сколько количеством.

До показателей Англии не один клуб не дотянул, зато на первенство претендует сразу несколько клубов. Лидер пока:

 Малага

 

Основан: 1948 (63 года)

Пробег: 25 циклов (13 – вверх, 12 – вниз)

История нынешней «Малаги» сложна и запутана. Основана команда была как фарм-клуб «Депортиво Клуб Малага» и носила название «Малагуэньо». Впоследствии их пути со «старшим братом» разошлись, но когда в 1993 году «Депортиво Клуб Малага» почил в бозе, в качестве его правопреемника выступила как раз «Малагуеньо», переименованная в «Малага Клуб де Футбол».

22 взлёта-вылета относятся как раз к периоду истории «Депортиво Клуб Малага».

В 2000-ых клуб, руководство которым взял на себя его бывший защитник и сын  тогдашнего президента мадридского «Реала» Фернандо Санс, торчал в яме финансового кризиса, но недавно команду приобрел член катарской королевской семьи шейх Абдулла Аль-Тани, благодаря которому вопрос денег (вернее, их отсутствия) на повестке дня для "Малаги" стоять перестал. Клуб пополнили именитые ван Нистелрой и Тулалан, и, в общем, можно констатировать, что ещё один классный лифт накрылся.

Выдающиеся лифтеры:

Первым тренером, при котором клуб (тогда ещё «ДК Малага») совершил путешествие «туда и обратно» стал легендарный Рикардо Самора. Великий в прошлом вратарь вывел «Анчоусов» в элиту и через год рухнул вниз. 

В 21 веке в команде на управленческих должностях заправляет клан коренных малагасийцев Йерро. Сам символ «Реала» - Фернандо - трудится в должности спортдира, а его старшие братья Маноло и Антонио на протяжении длительного времени работали в различных административных и тренерских должностях, Маноло в должности менеджера самолично приложил руку к вылету в сезоне 2005/2006.

Известные пассажиры: Сесар Навас, Франсеск Арнау, Фернандо Санс, Сальва.

В главных конкурентах у малагасийцев – «Мурсия» (22 цикла), «Бетис» (21 цикл), «Сельта» (20 циклов) и «Депортиво» (19 циклов). Мурсийцев можно пока не опасаться, они надежно встали на капремонт в Сегунде (и судя по зимнему кризису, ремонт обещает быть долгим), а вот остальные преследователи наяривают по-полной: «Бетис» шагнул вверх прошлым летом, однако, полон намерений в этом сезоне поехать обратно. В конце 90-ых пара русских хулиганов Карпин и Мостовой поломали до этого стабильно работающий лифт в Виго, но после ухода вандалов все стало на свои места и «Сельта» снова начала беспрерывно перемещаться по вертикали. Нынче клуб уверенно пилит по Сегунде вверх вместе с «Депором», который год назад вылетел из Примеры, занеся себе в личный зачет 1 пункт, а весной по-видимому прибавит ещё один, на этот раз за повышение.

Столь же плотно идет пелотон лидеров и в Италии.

Аталанта (Бергамо)

 

Основан: 1907 год (104 года)

Пробег: 23 цикла (12-вверх, 11-вниз).

В 50-ых годах прошлого века бергамаски считались грозной силой в серии А и даже именовались «провинциальным ужасом». Но вскоре последовал затяжной кризис, за время которого клуб доехал до самых подвалов итальянских лиг. Второй период активной езды «вверх-вниз» случился в конце 80-ых и продолжается поныне. В текущем сезоне итальянская Федерация футбола решила не пускать предназначение «Аталанты» на самотек и существенно облегчила их миссию, обязав  начать чемпионат с «минус 6 очками». Подарок бергамаски не оценили, в настоящее время в зоне вылета они не находятся. Но шансы заработать балл в зачёт «турнира лифтеров» в этом сезоне есть!

Лифтёры: 

Экспансивные итальянцы порулить от души никому не давали. Стоило кабине начать спуск, как в шахту лифта летели головы тренеров. В такой ситуации достижения Джулио Корсини, Баттисты Роты, Недо Сонетти и Джовани Вавассори, которые имеют по два маршрута (по разу вверх и вниз) выглядят довольно солидно.

Известные пассажиры: Деметрио Альбертини, Даниэле Фортунато, Кристиано Лукарелли, Кристано Дони, Усман Дабо, Маурицио Ганц, Риккардо Монтоливо, Массимо Таиби.

На хвосте у бергамасков сидят «Бари» и «Брешиа» - по 22 балла. Прошлой весной клубы пополнили свой баланс, синхронно вылетев из серии А. В нынешнем сезоне сюрпляс продолжается – команды идут плечо к плечу в середине таблицы серии Б.

А вот скрупулезные и рукастые немцы делать футбольные лифты так и не научились. В нашем зачете у лучшей немецкой команды – ростокской «Ганзы» всего 14 баллов, да и те преимущественно набраны во времена коммунистической ГДР. Оправданием для немцев может служить, правда, тот факт, что другие страны проводят свои чемпионаты уже более или без малого по сто лет, а Бундеслига ещё даже «полтинника» не разменяла. Сейчас ганзейский лифт сбоит – последнее место во второй бундеслиге. 

Напоследок не могу не сказать о делах в отечественном лифтостроении. Как и многое другое, лучшее в этой сфере мы взяли у Советского Союза. Московский «Локомотив» все свои рекордные 14 ходок «туда и обратно» совершил в советские времена. Правда, последняя попытка  в 1991 году пропала втуне – распался союзный чемпионат и железнодорожников оставили в элите.

А вскоре мужичок в петушке, управлявший лифтом, зачем-то взялся за его капитальный ремонт, загнал кабину на самый верх, да там и оставил, сбежав заведовать лифтовым хозяйством всей страны.

В новой России появилась и перспективная поросль – краснодарская «Кубань» (8 баллов) и ярославский «Шинник» (7 баллов). На протяжении почти 20 лет краснодарцы оставались наиболее эффективным и надежным механизмом, пока в этом сезоне румынский гастарбайтер не поломал безупречный доселе подъемник – теперь «Кубань» может курсировать только с 1 по 8 этаж.

Зато радует конструкторское бюро из Ярославля – каждый сезон местный «Шинник» начинает в качестве одного из фаворитов второго по значимости дивизиона страны. А значит, «лифтовое дело» в нашей стране живет!