9 мин.

Мир Жозе Моуриньо/Проблемы Арсенала/Выдумка Зидана

Утро. По крутой лестнице шикарного бегхауза спускается мужчина лет 48-ми в дорогом костюме и направляется в сторону высоких ворот, откуда выезжает на BMW 1996-го года в направление Вальдебебас. Нельзя сказать,  какая на улице погода, но мужчину во время поездки будет сопровождать необычный божественный солнечный свет после зенита. Чем необычен свет? Если мы как зрители можем абстрагироваться от картины, то заметим, как ряд высоких деревьев и ровная дорого, по которой едет человек, похожий на Николаса Ван Ортона, где-то в далеке натыкаются на затуманенные границы божественного света. Вообще туман - это логичное завершение картины или расплывчатые очертания на горизонте, где красиво заканчиваются наши фантазии. Или миры. 

Медленная плавная езда..На лицо потихоньку взбирается теплый божественный свет и виднеется равнодушный взгляд на хмуром лице. Скорее всего это привычка. Или быть может состояние души. Кажется, наш зрительский опыт предлагает нам чуть отдалиться от плывущего автомобиля. Кажется, картина наполнена божественным светом, падающим на одинокий мир человека, имеющего всё. 

На первый взгляд нам может показаться атмосферное начало фильма «Игра» Дэвида Финчера 1997-го года и главный герой повествования Николас Ван Ортон. Но кто же это на самом деле? Ответ я нашел в одной книге испанского публициста Диего Торреса. И правда, какая же невероятная внешняя схожесть и эмоциональное состояние героя Финчера с этим человеком.. Это поразительно. 

В Мадриде в своём офисе в Вальдебебас к этому человеку захаживают гости. Одного из них нашёл журналист Диего Торрес и попросил описать происходящее в кабинете на самом высоком этаже здания и даже смог узнать, кто этот человек. Парень, который побывал гостем в этом кабинете был самым обычным сотрудником, а вот к кому он заходил - нет. Когда самый обычный парень зашел в этот кабинет, он увидел сидящего за столом человека португальской национальности с абсолютно ненормальной жестикуляцией. Он сидел за столом без малейшего движения. Как сфинкс. Как йог. Он поднимал глаза на входящего и смотрел, не моргая. двигал только губами или языком, говорил металлическим голосом. Любое его высказывание начиналось с эффектного воспоминания о своей власти, о том что он - повелитель..

Я - Жозе Моуриньо...

Ксенофонт из Афин рассказывает, что когда король Крез пришел просить совета  у дельфийского оракула,  ответ бога был однозначным: 

«Если ты человек, думай о земных вещах »

 Жозе Моуриньо никогда не обращался к земному. Он жил в возвышенном, как дома и нисколько не чувствовал в этом фальши. Жозе Моуриньо любил высокое. Жозе любил кино. Из книги Диего Торреса «Моуриньо. Особенный» описывается любимый актер Жозе - Энтони Хопкинс. Особенно ему понравилась игра Хопкинса в фильме «Молчание Ягнят». Моуриньо пытался подчинять своему влиянию столько сфер деятельности и различных объектов, что в нём развивалось трагическое раздвоение личности, которое он искусно в себе культивировал.  Постепенно он смог выступать в роли разных персонажей, у каждого из которых был свой сценарий и своя задача. 

Театральные постановки Жозе устраивал в каждом из своих клубов, начиная с Мадридского Реала. Мало того, что Моуриньо всегда находился в оторванной реальности, так он ещё погружался в новую. Трагизм Жозе Моуриньо есть в каждой из его реальностей и даже в той, в которой он существует с нами - в настоящей. В недавнем интервью после увольнения из Тоттенхэма он подчеркнул, что ждёт не только предложения из клубов, но и подходящую культуру.  Я же сразу понял: Моуриньо поедет в Италию. Англия, Испания, Италия эти страны объединяет распространившаяся когда-то на этих землях культура Барокко. Черты эмоциональной выразительности, сложности композиции - то, что любит такой сложный, наш любимый Жозе Моуриньо. Отстаньте вы от него, он живёт в высоком. И вам советую. 

Высокое Возрождение, выпуск пятый. 

Ну а мы переходим к разбору матчей еврокубков и начнём с Лиги Европы. Рому смотреть смысла было мало, поэтому обратимся к Лондону. 

Арсенал Вильярреал

 За первые 23 минуты игры я понял причину стагнации защитников по всему футбольному миру. Слушайте, да практически весь первый тайм команды пытались выйти из под прессинга. Первый момент к Арсеналу пришёл после несуразного вынеса игроков вилярреала из своей штрафной площади и мяч удачно лёг под правую Абумеянгу. ДО этого Арсенал был озадачен высоким прессингом игроков в жёлтых майках и провёл максимум две неудачных позиционных атаки. Кстати, по-моему Абумеянг невзрачно проведет в целом матч, но у него во второй половине второго тайма будет момент после навеса с правого фланга и в отличии от остальных канониров это было ещё неплохо. Может быть это связано с большим дисбалансом в составе. Тот же Пепе лучше пользуется дриблингом на более свободном фланге. Хорошо, допустим Эмери опустил глубоко вниз линии и поставил автобус. Кто из полузащиты Арсенала способен доставлять сквозь или отрезать соперника? Может Томас Парти? Не смешите.  

Не будем забывать минусы Артеты. Давайте признаем, за такую выстроенную позиционную атаку его надо увольнять. На старте был вариант начать выстраивание игры с автобуса, защиты, контратак и потом уже плавно переходить к гвардиоловским основам. Но ведь нет же, Артета взял высоту и не справился. Но я сейчас получаю типичную информацию, которую только можно получить от близких источников к Кронке. Говорится вот что: Руководство «Арсенала» разочаровано результатом в Лиге Европы, однако по-прежнему будет поддерживать Микеля Артету. Такое ощущение, что руководство Арсенала живёт в далеком прошлом. Надо признать, что время когда Фергюсену выделялось 5 лет на строительство команды, этого больше нет. 

Сегодня время бежит ещё быстрее и Кронке за ним явно не успевает. Я не берусь критиковать людей за отсутствие каких-то человеческих качеств или управленческих, но у Кронке многие из них отсутствуют и это факт. Наверное, ведение бизнеса в случае с Арсеналом, первопричина превращения одной из трёх лучших команд мира образца 2005 года в это недоразумение. Очевидно, что с проблемами в составе нельзя было брать таких котов в мешке, как Одегард и Себальос. Если несколько лет назад претензии к Арсеналу заключались в отсутствии характера, то теперь разношерстный состав, непонимание Артеты, как раскрывать таких как Одегард и откровенно говоря промах, который не ждали - Виллиан. Виллиан самый мой любимый игрок из того созыва Челси. Если рассматривать выходы на замену бразильца и его роль.. Я не понимаю, как можно решать исход игры с такой ролью. Единственное, чем занимается Виллиан - занимает зону и переводит мяч поперёк. Если Артета пересмотрелся бейсбол, где важно, кто может занять ту или иную зону, то я его поздравляю. В случае футбола эту зону может с таким же успехом занимать любитель. 

В итоге финал Лиги Европы мы получаем не английский и это хорошо. Пусть против Ман Юнайтед сыграет осторожный Эмери, но с выстроенным прессингом, чем Арсенал без организации. Надо признать, поколения Пирло, Артеты и Лэмпарда, сама идея назначения на тренерскую должность великого поколения великих игроков 2010-х провалилась. Хотя все смотрели на пример Зидана. И здесь многие стали забывать путь Зидана через Моуриньо, обучение у Карло Анчеллоти, Кастилью. Так что форма игры Реала не пришла к Зидану неожиданно во сне. Это был постепенный процесс с небольшими корректировками Зидана. 

Давайте поговорим о нормальном футболе. Конечно из еврокубковых матчей больше всего мурашек у меня выбежало от матча Челси Реал. Практически до последней минуты было ощущение, что Реал может пройти дальше. Я говорю не только про выход в финальную пару, но и про третью часть поля. Определенно, многие скажут "Азар сыграл плохо», хотя он опускался очень низко за мячом и испытывал проблемы с тем, чтобы начать атаку с середины поля, раскачивая оппонента один в один. Были у Реала и другие опции, вернее из отсутствие. Вчера пришла новость из Рима: Милинкович-Савич может стать частью сливочных. Выглядит такой трансфер весьма логично, учитывая что Модрич не молодеет и нужно омоложать того же Тони Крооса. Хотя в Лондоне мог бы не пригодиться Савич. Челси полностью закрыл Реалу дорогу на фланг + у Зидан сделал попытку играть шире, отдав предпочтение схеме с тремя центральными защитниками Рамос в центре, Милитао справа и Начо слева. Чуть выше по флангам расположились Менди и Винисиус. Челси ответил на это стандартными позициями Чилуэлла и Аспиликуэты по флангам + ниже опускались Маунт и Хавертц. Да, это означает плотную опеку по флангам. Хорошо, у Зидана в центре поля ещё был ромб, который можно использовать для продвижения мяча.  Каземиро Модрич Кросс и Азар - такая расстановка не сработала при розыгрыше. Каземиро приходилось опускаться вторым центральным защитником к Рамосу при розыгрыше, в результате чего ромб уже был нарушен. Прибавим к этому роль Кроса регулировать темп движения команды и в результате в центре Модрич и несчастный Азар. 

Конечно, для такой игры Реалу нужен Лукас Васкес. В этом случае Винисиус железно занял бы место бельгийца на поле. Мне понравилась идея Зидана. Это выглядит действительно необычно. Поставить схему в четыре защитника, вырвать оттуда одного центрального, оставить Рамоса, Начо и Милитао - это поределенно то, что мне нравится. С одной стороны добавляется один игрок в центр поля и образуется ромб. С другой стороны, Зидан раньше это не наигрывал, поэтому возникли сложности при розыгрыше мяча.  В любом случае есть тренерская мысль и новшейство, что не может не поощряться при более чем 50–десяти травмам за сезон. 

Что касается Челси, игра Канте на топ-уровне без мяча и с мячем это один из четырех факторов прохода Челси в финальную стадию Лиги Чемпионов. Второй - прекрасная работа атакующей тройки Хавертц-Маунт-Вернер. Кстати, Вернер входит в третий фактор победы над Реалом. Сумасшедшая интенсивность при прессинге и разгон атаки по центру из глубины формируют разрыв между Челси и Реалом в плане количества созданных голевых моментов. Очень интересно, как будет выглядеть Челси в игре с Манчестер Сити в финале. И надо говорить об отсутствии негативных качеств Челси, которые сопровождали ПСЖ в этом полуфинале. Летом Париж должен измениться, учитывая что таскать снаряды атакующие игроки не очень любят. А функционал полузащиты весьма ограничен. ПСЖ очень нужен такой игрок, как Пьянич или Тони Кросс. В Париже нет мастера регулировать темп игры, что пригодилось бы в матче с Манчестер Сити.  Да, у ПСЖ есть Вератти, но мне часто приходит в голову мысль, что его не переход в Барселону явно не худший расклад для него, как футболиста. Вератти имеет хорошую передачу, может низко опуститься за мячем и под давлением принять правильное решение, может подняться в линию нападения и отыграться с ними, но функции восьмёрки он на самом высоком уровне выполнять не может. 

Также ПСЖ должен пересмотреть историю с двумя опорными. Современный футбол не согласен с позицией ПСЖ, которая гласит, что два опорных таскают снаряды, а четыре человека в атаке занимаются настолко неконтролируемым творчеством, что не добегают в оборону. Даже к Ди Марии в этом плане были вопросы по последнему матчу. 

Финал Челси - Манчестер Сити справедливый итог Лиги Чемпионов. Самая стабильная команда всего сезона из Манчестера и прибавившая во втором полугодии лондонская команда поспорят за звание лучшей в Европе. Рискнёт ли Гвардиола выпустить хотя бы одного нападающего и, если нет, как Сити с одними полузащитниками и ложной девяткой Де Брюйне будет преодолевать невероятную плотность Челси в центре поля и что смогут сделать с интенсивностью прессинга атакующих Челси, мы узнаем совсем скоро. Любите эту игру, больше думайте и чаще отдыхайте. Спасибо за внимание, до скорых встреч.