8 мин.

Криминальное чтиво. Ужасы околофутбола

В последние годы футбол все чаще сравнивают с шоу-бизнесом. Красивые презентации, яркие открытия, помпезные пресс-конференции и сумасшедшие гонорары соседствуют с интригами, лицемерием, ложью и безнравственностью. В рубрике «тема» Павел Городницкий вспомнит самые вопиющие случаи беззакония в околофутболе.

Сестра бомбардира 

Для бразильского нападающего петербургского «Зенита» Живанилду де Соузы вторая половина 2012 года получилась нервной и трудной. Перейдя в питерский клуб за фантастические деньги, он не смог сходу вписаться в сыгранный состав чемпионов России. Постоянное желание Халка пойти в обводку и взять игру на себя высоко ценилось в «Порту». К неудовольствию новобранца, сине-бело-голубые до прихода звездного легионера играли преимущественно в пас, и Лучано Спаллетти долго ломал голову над наиболее правильным использованием 26-летнего голеадора. Адаптация затянулась, и «Зенит» попал в зону турбуленции, неуверенно выступая в чемпионате России и Лиге Чемпионов. В конце октября так и не заигравший в полную силу Халк получил небольшое повреждение, а в начале ноября информагентства раструбили новость о похищении сестры знаменитого футболиста.

Раздосадованный Живанилду отпросился у руководства питерцев и рванул на родину, чтобы скорее присоединиться к взволнованной семье. Тем временем, пронырливые южноамериканские журналисты уже выяснили все подробности преступления. 22-летнюю Анжелику Апаресиду Виейру похитили средь бела дня возле ресторана. Машину встречавшего ее молодого человека заблокировали, а саму Анжелику насильно посадили в автомобиль и увезли в неизвестном направлении. Друг бразильянки, Элио Перейро, тут же сообщил о происшествии в полицию.

Как оказалось, сестру Халка держали взаперти почти сутки. Родственнице серебряного призера последней Олимпиады помогла широкая огласка инцидента. Испугавшись повышенного внимания прессы, похитители судорожно и боязливо начали спорить о том, какую сумму попросить за жизнь девушки. Кроме того, недальновидные (мягко говоря) нарушители закона не сумели грамотно поделить шкуру неубитого медведя и распределить куш между собой. В результате, один из киднэпперов разозлился, выпустил пленницу и убежал сам.

Уже через несколько часов полиция обнаружила Анжелику Апаресиду Виейру, шагавшую по дороге неподалеку от города Кампина-Гранди. Недавняя жертва преступления показала служителям правопорядка дом, где ее удерживали. Как выяснилось в ходе расследования, одним из организаторов «мероприятия» был помогавший следствию свидетель похищения, работодатель сестры Живанилду де Соузы.

Интересно, что уже в конце ноября в прессе появились слухи об афере, которую, вполне возможно, провернули агенты Халка. По словам некоторых инсайдеров, тренерский штаб сборной Бразилии получал деньги за то, что победитель Лиги Европы 2010\2011 регулярно выходил в стартовом составе «селесао». Представители футболиста, само собой, хотели продать подопечного как можно дороже. Для этого импресарио понадобилось, чтобы их «товар» обладал фирменным и звучным ярлыком «игрока основы сборной Бразилии». План сработал даже не на сто, а на двести процентов: сумма трансфера Халка составила баснословные 60 миллионов евро. Вряд ли кто-то из агентов спортсмена почувствовал себя обделенным.

 

Полоса похищения 

«Нет предела человеческой мерзости» - констатировал однажды незабвенный Анатолий Федорович Бышовец. И пусть лучи ненависти известного наставника по прозвищу Светоч не были обращены к кому-то конкретному, эта фраза очень органично вписывается в рассказ о киднэпперах, возжелавших нелегально разжиться на талантах и заслуженной обеспеченности других людей.

Похищение сестры Халка — далеко не единственный подобный случай, произошедший за последние несколько лет. К примеру, в 2005 году злоумышленники украли мать Робиньо, в ту пору выступавшего за «Сантос». Темнокожий нападающий рос в неблагополучных районах Сан-Паулу, но, перейдя в клуб элитного дивизиона, приобрел жилье в более безопасном месте. Криминальные авторитеты посчитали, что отныне Робиньо способен выкладывать круглые суммы не только за квадратные метры, но и за здоровье родных.

Мать форварда, пренебрегавшую требованиями службы безопасности «Сантоса», похитили прямо с уютного пикника. Женщину отвезли в один из бедных и грязных кварталов Сан-Паулу, где держали в течение 40 дней. После освобождения матери встревоженный Робиньо резко ускорил переговоры о переходе в европейский клуб. Транзитом через «Реал» и «Манчестер Сити» Робсон де Соуза попал в «Милан», где забивает в среднем один гол за три матча.

Комичным получилось похищение брата колоритного нигерийца Джозефа Йобо. Родственника опытного центрального защитника удерживали в плену критические две недели. Норума Йобо отпустили после получения выкупа. Как признался позже участник чемпионата мира 2002 года, киднэпперы не только поблагодарили его за своевременную финансовую поддержку, но и извинились, узнав, что ненароком украли брата любимого футболиста.

Похитители вмешивались в жизни Эммануэля Эменике, Рикарду Оливейры, Джона Оби Микела и Кристиана Ободо. Как правило, получив деньги, преступники возвращали жертву живой, пусть и со следами от побоев или нервным потрясением.

К сожалению, далеко не все похищения венчаются хэппи-эндом. В 2001 году жестокие тбилисские мафиози прямо на улице схватили брата защитника «Милана» Кахи Калазде. Похитители повели себя беспринципно и подло. Получив солидный выкуп (600 000$), они не вернули узнавшего одного из киднэпперов Левана Каладзе, а хладнокровно расправились с ни в чем не повинным молодым человеком. К расследованию трагедии были привлечены почти все высшие инстанции. Через несколько лет убийц обнаружили: мерзавцы получили длительные тюремные сроки.

 

Гендиректор отпущения 

90-е годы двадцатого века в российском футболе у большинства отечественных любителей этой игры ассоциируются лишь с одним клубом. «Спартак» царствовал на 1\6 суши практически безраздельно, задолго до финиша обеспечивая себе золотые медали. Лучше всего пресыщение красно-белых победами иллюстрирует фото, сделанное в 2001 году. На снимке запечатлены спокойные игроки, завоевавшие очередное чемпионство. Один лишь Максим Калиниченко не обращал внимание на скупые эмоции одноклубников и радовался, как ребенок, будто подсознательно понимая, что этот титул — последний для того, могущественного и непобедимого «Спартака».

Тем не менее, корни у постепенного разложения москвичей росли аж с 1995 года. Именно тогда новоиспеченный гендиректор красно-белых Лариса Геннадьевна Нечаева пересадила легенду «Спартака» Николая Петровича Старостина с клубного алого BMW на сюрреалистические для личности масштаба основателя клуба «Жигули». Олег Романцев малодушно промолчал, а выдержанный пожилой Старостин печально произнес: «Бог ее накажет». Вряд ли мудрый Николай Петрович предполагал, насколько суровой окажется кара.

Вечером 14 июня 1997 года 43-летняя Лариса Нечаева в компании брата и подруги приехала на дачу — в поселок Таратино Владимирской области. Гендиректор «народной команды» собиралась скромно отметить дежурную победу тогдашних чемпионов России над нижегородским «Локомотивом». На обратном пути из магазина, куда Нечаева отправилась за продуктами, дорогу ее джипу перегородил красный «Москвич». Водитель и пассажир автомобиля весьма доходчиво предупредили Ларису Геннадьевну о том, что им «заказали» убийство генерального директора красно-белых. Киллеры поначалу предложили Нечаевой заплатить за свою жизнь 100 000 долларов, но уже по приезде в коттедж передумали и умертвили жертву и ее подругу. В брата убитой, Геннадия Сорокина, попало две пули, и он стал основным свидетелем по делу, затянувшемуся на долгие годы.

Разговоры о том, кому перешла дорогу Лариса Нечаева, не прекращаются до сих пор. Кто-то уверен, что смерть одного из руководителей «Спартака» связана с чрезвычайно активной деятельностью Ларисы Геннадьевны, пытавшейся скрестить собственный бизнес и футбольный клуб. Другие уверены, что причина убийства кроется в трансферной политике гендиректора, пригласившей в команду вратаря Руслана Нигматуллина. Простодушные жители Таратино сообщают, что погибшая обожала пафос и лоск, за сигаретами ездила исключительно на иномарках, продукты выбирала только импортные и дорогие, а приобретала их целыми ящиками. По мнению обитателей поселка, неумеренность аппетитов гордой Нечаевой сослужила ей дурную службу.

Несколько лет назад сыну Ларисы Геннадьевны Андрею Лукину позвонили и предложили за внушительную мзду выдать личности преступников, но денег для выкупа информации в семье убитой не нашлось. Сам Андрей косвенно намекает на причастность к делу Григория Есауленко, вице-президента «Спартака», с которым у Нечаевой отношения сразу же не сложились. Лукин рассказывает, что в стане красно-белых царила обстановка тотального лицемерия. Олег Иванович Романцев, к которому сын Ларисы Геннадьевны проникся симпатией, вскоре после похорон оплатил трехлетнее обучение Андрея в юридической академии и прекратил всякое общение с семьей экс-гендиректора.

Примечательно, что на телефон Ларисы Нечаевой часто поступали звонки с угрозами, но властная и самолюбивая бизнес-леди предпочитала игнорировать ультиматумы. Правда, за несколько суток до трагедии она все же назначила встречу с представителями крупной охранной организации. 43-летняя женщина опоздала с наймом телохранителей всего лишь на два дня...

 

Высшая мера 

В начале девяностых футболиста московского «Торпедо» Юрия Тишкова считали одним из самых одаренных нападающих своего поколения. Атлетичный форвард долгое время даже был лучшим российским евробомбардиром: в одном из розыгрышей Кубка УЕФА он забил шесть мячей, в том числе в ворота мадридского «Реала». В старейший коллектив Старого света, британский «Шеффилд», Тишков не перешел только из-за недостаточного количества игр за сборную.

Карьера Юрия оборвалась нелепо и грустно. В июле 1993-го, в матче 1\16 финала Кубка России против коломенского «Виктор-Авангарда» жесткий защитник противника Сергей Бодак въехал двумя ногами в лодыжку Тишкова. Открытый перелом малой берцовой кости едва не превратил снайпера в инвалида. Через год изнурительного лечения нападающий перешел в «Динамо», но за 4 сезона не отыграл за этот клуб и полсотни встреч. Финальным аккордом в карьере Юрия стал казанский «Рубин». В Татарстане Тишков прочувствовал на собственной шкуре все прелести первого дивизиона. Руководство будущих двукратных чемпионов России отказывалось выполнять контрактные обязательства, но принципиальный форвард дошел до Верховного суда России и добился всех полагающихся выплат. Поняв, что на прежний уровень ему уже не выйти, Тишков пошел учиться на юриста, дабы бороться с коррупцией и обманами в футболе. В начале нового тысячелетия ставший профессиональным агентом Юрий попробовал себя в роли телекомментатора, за что даже получил престижную премию «Стрелец» в 2002 году.

11 января 2003 года труп 31-летнего Юрия Тишкова был найден в подъезде дома на Дмитровском шоссе. Многочисленные (их было около 30) ножевые ранения свидетельствовали о рьяном желании убийц поскорее расправиться с импресарио молодых футболистов, потянувшихся к светлому, принципиальному и удивительно порядочному мужчине, ставившему во главу угла не собственную выгоду, а интересы клиента. Конечно же, расследование вскоре спустили на тормозах, праздно подискутировав, что мотивом для убийства могло стать решение КДК, по которому игрок «Торпедо-ЗИЛ» Дмитрий Смирнов бесплатно достался «Спартаку». Вскоре скоротечное цунами домыслов сошло на нет, оставив память о скромном, честном и открытом человеке.