3 мин.

Несколько слов о размере национальных квот в лыжных гонках

Шесть человек для России и Норвегии - разве этого достаточно? По стопам выступления Ивана Кириллова в Планице.

Вчера на этапе Кубка мира в Планице прошла классическая разделка. Помимо победы Алексея Полторанина над Йоханнесом Клэбо она была примечательна тем, что в первой части финишного протокола добрая половина - представители вторых составов сборных России и Норвегии.

Если быть более точным, то в топ-10 таких было четверо: Иван Кириллов (5-е место), Станислав Волженцев (6), Маттис Стенсхаген (7) и Андрей Собакарев (9). Расширяя десятку до чертовой дюжины - получаем Сергея Турышева (12) и Йохана Хуля (13).

Да, можно говорить, что на этом этапе отсутствовал ряд лидеров. Будь в гонке Колонья, Сундбю и компания, Кириллов и партнеры расположились бы несколько ниже. Однако ключевое слово здесь не "ниже", а "несколько". Неужели те, кто борется на равных с суперспециалистом классической разделки Иво Нисканеном, опережает железного члена шведской основы Йенса Бурмана и лидера сборной Италии Франческо Де Фабиани - неужели они недостойны соревноваться в элите на постоянной основе?

Второй год мы наблюдаем за Кубком мира без главной звезды современных лыж Петтера Нуртуга. Он не попадает в команду. Тем не менее благодаря личной квоте Петтер приезжает на чемпионат мира и сражается там за медали. И вина в этой ситуации лежит не на злых норвежских тренерах. Вина - в излишне усеченной квоте. Будь в стране хоть сотня лыжников, которые сильнее второй половины протокола любой гонки Кубка мира, в первую команду попадают только шестеро. И это - неправильно.

В России сейчас очень многообещающее молодое поколение, результаты которого заслуженно собирают немало восторженных отзывов. Кириллов и Собакарев вчера остановились неподалеку от пьедестала. Но несмотря на такой успех в дебютных гонках, они остаются только пятым и шестым номерами молодежной сборной. Вся шестерка уже успела довольно громко заявить о себе. Последующее развитие каждого из них - отдельная интрига, за которой было бы интересно полноценно понаблюдать. Особенно в соперничестве с лидерами мировых лыж. Но перспективы у сей возможности в нынешних условиях сомнительные.

Каковы пути решения проблемы? Один из первых приходящих в голову вариантов - простое расширение квоты сильнейших сборных. Скажем, до десяти человек. В горных лыжах, в отличие от других фисовских дисциплин, в том числе лыжных гонок, жесткий лимит в шесть-семь участников отсутствует. Да и лимита в чистом виде, насколько я понимаю, там нет - система более гибкая (знающим просьба поправить, если это не так). И увидеть в протоколе десять австрийцев - не просто не редкость, а обыденность.

Однако замена шестерки на десятку - это не решение проблемы, а лишь её смягчение. Более прогрессивные варианты - это вариации на тему индивидуального допуска и/или создания профессиональных команд. Команд, в которых главную роль будет играть сила спортсмена, а национальная прописка не будет значительно препятствовать перспективам выступать на высшем уровне. Это повлечёт более сбалансированное распределение.

В альтернативной Кубку мира марафонской серии Ski Classics команды уже существуют и далеко не первый год. Есть вероятность, что весь элитный лыжный спорт в будущем пойдёт по такому пути и позаимствует ещё одну фишку велоспорта. Но в будущем вряд ли ближайшем.

Вместе с тем это всего лишь размышления. На деле наблюдается обратная тенденция - тенденция уменьшения квот. И ожидать поворота на 180 градусов в процессе собирания из лыжных гонок очередного кубика Рубика - наивно.