10 мин.

Микель Артета в «Рейнджерс» и его пенальти, который принёс титул: «Он использовал своё положение над каждым»

В 90-е годы картинг был для "Рейнджерс" регулярным занятием по сплочению команды, однако в 2002-м произошло одно необычное зрелище, которое заставило хорошенько призадуматься остальную часть команды.

«Микель Артета вёл карт одной рукой. Мы не могли в это поверить», - говорит бывший фуллбэк "Рейнджерс" Морис Росс. «Тогда мы его отругали, но если говорить о крутости и умении держать всё под контролем, таков в двух словах был Микель».

Он сразу же произвёл впечатление своей скромностью, но стоит перенестись к 25 мая следующего года, когда на Артете и его качествах сосредоточены самые пристальные взгляды.

В преддверии последнего игрового дня сезона 2002/2003 "Рейнджерс" и "Селтик" шли ноздря в ноздрю. У обеих команд по 94 очка, у обеих в графе забитые/пропущенные мячи по +68. Единственное различие в том, что "Рейнджерс" забили 95, а "Селтик" 94. Преимущество у команды "Артеты" незначительное.

На таймере 2-я добавленная к основному времени матча минута. "Рейнджерс" уничтожают "Данфермлин Атлетик" на "Айброксе" 5-1, "Селтик" гонится за ними на "Регби Парк", 4-0. Ещё один гол и вертолёт с кубком развернётся на запад, в Килмарнок.

93-я минута. Пенальти. Но в ворота "Данфермлин". Теперь всё внимание на том, кто же станет героем. Двадцатилетний Артета. Он небрежно бьёт вправо, отправляя голкипера соперника в противоположный угол. И бежит в сторону трибун, отмечая гол и создавая культовые образы своим празднованием.

Он яростно трясёт над головой своими руками, растопырив пальцы словно хищник. В пятидесятый раз в своей истории "Рейнджерс" становятся чемпионами Шотландии.

«Мой шурин подарил мне ту фотографию, увеличив её. Она стоит в рамке дома. До сих пор слышу тот шум, смотря на неё», - признаётся Алекс Маклиш, в тот момент наставник "Рейнджерс".

Мистика? Как испанец с детским лицом оказался с мячом в руках?

Он был в команде с такими личностями, как Лоренцо Аморузо, Артур Нюман, Барри Фергюсон, Клаудио Каниджа, Шота Арвеладзе, Роналд Де Бур, Майкл Молс. На поле в тот момент не было только Каниджи и Молса, но даже у тех, кто вышел на поле вместо них, Нил МакКанн и Стивен Томпсон, было больше причин для того претендовать на удар.

Да, месяцем ранее Фергюсон смазал два своих удара с точки в ворота "Данди", когда Артета взял на себя ответственность за третий и забил. Но под таким давлением было бы нормальным вернуться к более авторитетному варианту.

 «Он использовал своё положение над каждым. Роналд, должно быть, подумал: "Дайте ему пробить, он закроет эту игру"», - добавляет Маклиш.

«Кто? Я? Нет, он просто взял мяч. Это кое-что говорит о его личности», - отвергает предположение Маклиша Де Бур.

«Никто и не спорил. В нашей команде ему доверяли. Мы не сомневались в том, что он забьёт», - добавляет бывший центральный защитник команды Крейг Мур.

За год Артета заслужил доверие старших, а также оставил своё имя в фольклоре "Рейнджерс".

Как шотландцам удалось заманить полузащитника к себе, удивляло даже тех, кто заключал сделку. Однако, то, что его время в Шотландии было ограничено всего двумя сезонами, огорчает бывших одноклубников Микеля.

Его переход случился из-за того, что в ноябре 2001 года в третьем раунде Кубка УЕФА шотландский клуб сошёлся с "ПСЖ". Менеджер "Рейнджерс" Дик Адвокат запросил отчёт об игроке у главного скаута команды Юэна Честера. Юэн дважды вылетал, чтобы проследить за молодым испанцем и вернулся с сообщением о том, что нет нужды смотреть на гламурные имена французов. «Молодой Артета их самый влиятельный игрок», - говорилось в отчёте.

После двухматчевого противостояния, в которых Артета показал невероятную игру, "Рейнджерс" по пенальти прошли дальше. Это был настоящий подвиг. Однако не смотря на то, что в следующем месяце на пост менеджера пришёл Маклиш, разговоры о парне с угольными волосами и краснеющими щеками всё не утихали.

«Он выглядел зрело. Можно было заметить, что за его плечами было барселонское прошлое. Я тогда подумал, что это за парень такой», - говорит Де Бур.

Маклиш понимал, что летом придётся подойти к трате ресурсов очень разумно, поэтому он обратился за советом к двум людям. Его помощник Энди Уотсон дал положительный отзыв, но затем Маклиш грустно вздохнул, прочтя о том, что Артету описывают как опорника.

«Я сразу понял, что это будет проблемой, поскольку у нас был феноменальный игрок в лице Барри Фергюсона», - говорит Маклиш. «Могли бы они играть в паре? Энди считал, что нет. Он ответил, что это отличный футболист и у него в игре никогда не возникало проблем, но в Шотландии ему наверняка было бы тяжело. Поэтому я пригласил в офис Роналда и спросил, может ли он по его собственному мнению играть на других позициях. Он ответил, что мог бы играть везде и это будет потрясающий трансфер».

Первый раз "ПСЖ" отказали. Но затем "Рейнджерс" дали за Артету 6 млн. фунтов. Они хорошо завершили последний сезон, выиграв оба внутренних кубка, но "Селтик" стал чемпионом дважды к ряду.

Тем не менее, не было большого количества трансферов в попытке отобрать титул. Единственным новичком был Кквин Мускат. Но и он перешёл как свободный агент. Всё поставили на одного человека. Микель Артета.

Так что стоило испанцу забить через 6 минут в своём первом дерби "Старой Фирмы", руководство выдохнуло с облегчением. Именно в таких матчах зачастую решалось, хороший ли был трансфер или нет. «Это как будто ты в стиральной машине на тысяче оборотах», - описывал Микель Артета самое свирепое дерби, в котором он участвовал.

«Я пытался диктовать игру, но в подобных матчах ты этого не можешь. Даже не утруждайтесь. Касание, бам! Следующее касание, бум! Подкат, угловой, удар. Всё сначала. Безумие».

Помощник Маклиша Ян Воутерс был ключевой персоной, убедившей Артету. Хотя и сказал тому готовиться, что в течение 90 минут его будут неустанно преследовать.

«Он играл в свой футбол, одно-два касания», - вспоминает Воутерс. «Иногда вам не нужны слова, чтобы понять, насколько важен может быть игрок. Он взял на себя лидерство, показав то, как мы хотим играть, в комбинационный футбол. Это дар. Вы можете учиться, но только если у вас есть талант к этому. Игроки вокруг видели, что он был фантастическим, поэтому они с лёгкостью воспринимали то, что он говорил. Игроки жёстко с ним обходились, но он мог разозлиться, если это было необходимо».

Собственные партнёры хотели проверить его характер и посмотреть, готов ли он к котлу шотландского футбола.

«Он был довольно худым, поэтому на первой же тренировке я попытался отобрать мяч», - рассказывает Морис Росс. «Но у него была такая способность, как у баскетболиста, который показывает действие одной рукой, а затем переводит мяч в другую, чтобы вы не могли этот мяч отобрать. Именно тогда мы и поняли, насколько сильны были его ноги. Грубость считалась нормальной. Особого отношения не было ни к кому».

Благодаря своим способностям, Артета быстро завоевал уважение новых партнёров. Однако, они настаивают, что Микель полностью осознавал иерархию в клубе.

«Он почти ни с кем не разговаривал. Кроме тех, с кем был близок. Он был тихим парнем. Но у него был такой пристальный взгляд», - вспомнил Росс. «Это приводило к тому, что люди считали его таинственным, отстранённым, он был погружён в свои мысли. Может, он не хотел с нами разговаривать? Но на деле он просто не погружал свою голову в ненужные вещи. Поэтому я им восхищался».

Артета дружил с аргентинским вингером Клаудио Каниджей, поскольку оба говорили по-испански. А грузинский защитник Зураб Хизанишвили говорил, что он с женой часто ходили ужинать с Микелем и его (уже) женой в популярные заведения Глазго. Зураб и Артета таким образом привыкали к вниманию и давлению.

«В "Рейнджерс" нужно выигрывать каждый матч. Всё, что ты слышишь перед игрой в раздевалке, это «три очка». Алекс Маклиш говорил: "Мне всё равно как, но мне нужны три очка". Даже если бы это был "Манчестер Юнайтед"», - говорит Хизанишвили.

Однако, лучше всех Артету узнал де Бур. Проведя в 1999-м сезон в "Барселоне" перед переходом в "Рейнджерс", он чувствовал, что обязан помочь Микелю освоиться в Шотландии.

«У меня была роль отца с сыном», - говорит Де Бур. «Мы с женой брали Микеля и его девушку везде. Мы очень хорошо ладили, поэтому я взял его под своё крыло. Он был отличным сыном. Скромный, всегда хотел учиться и слушать».

Де Бур вспоминает, как Артета и Фергюсон решали, кто считается главным по игре с мячом. Однако, Росс настаивает, что эго футболистов было где-то на заднем плане и оба просто подталкивали друг друга.

Это была интересная головоломка, ведь Фергюсон считался «мистером "Рейнджерс"», сердцем команды, постоянно требующим мяч и олицетворял всё, что связано с клубом.

«В первом сезоне мы поставили Микеля слева, чтобы он мог свободно смещаться внутрь и взаимодействовать с Барри, одновременно поддерживая атакующих игроков», - говорит Маклиш. «Для нас это сработало просто потрясающе. Барри рулил шоу, Артета был плеймейкером и правой ногой Барри. Он стал открытием. Играй он за нас в центре полузащиты, его бы всегда били».

«Тогда игра была жёстче. Судьи позволяли тебе немного больше. "Селтик" был большой и сильной командой, поэтому, возможно, это могло бы быть чересчур, играй он в опорной зоне. Мы использовали его на необходимой для того момента позиции».

"Рейнджерс" взяли внутренний требл, а Артета отыграл 35 матчей, забив 5 мячей и выглядел как суперзвезда, на которую они могли надеяться. Тем не менее, Де Бур считает, что это решение, всё же, не было оптимальным.

«Люди говорили, что он терпеть не может физическую составляющую игры, но я сказал людям, дать ему время, поскольку я и сам узнал, что такое на самом деле футбол только в 20 лет. Он был неогранённым алмазом», - говорит нидерландец.

«Поначалу 60% игры должно было принадлежать Фергюсону, а Артете 40%. Но покуда его уровень рос, к концу уже он (Артета) должен был играть плеймейкера на 60%, поскольку у него больше навыков. Барри был потрясающим игроком, бокс-ту-бокс, но настоящим художником был Микель. Они хотели дать эту роль Фергюсону. На мой взгляд, это было ошибкой».

Что же касается второго сезона, это вопрос уже спорный. Микель Артета оказался в совсем иной команде.

Все хорошо понимали, что "Рейнджерс" были необходимы средства, и Маклиш решил распустить свою команду. Фергюсона и Аморузо продали в "Блэкберн", МакКанн отправился в "Саутгемптон", Каниджа улетел в Катар, Нюман завершил карьеру.

Половина игроков первой команды ушла, а на обновление состава "Рейнджерс" потратили менее 1 млн. фунтов, так как на фоне растущих долгов сэр Дэвид Мюррей стремился сократить зарплатный фонд. Артета даже публично опроверг заявления руководства о том, что он просил возвращения в Испанию.

«Я заблаговременно забеспокоился о реакции фанатов, я люблю их», - сказал Артета в августе 2003 года после прекрасной игры против "Килмарнока". «Я никогда не говорил, что хотел бы отсюда уйти. Лишь однажды я сказал, что хотел бы вернуться в Испанию, но желать когда-нибудь возвращения домой - это нормально. Однако, я не тороплюсь. Сейчас уйти было бы нереально».

Он остался и взял на себя роль Фергюсона в сердце полузащиты. Тем не менее, "Рейнджерс" были тенью той команды, что существовала в предыдущем сезоне. Они закончили сезон с отставанием от "Селтика" в 17 очков, проиграв все 4 дерби и не смогли выйти ни в один из кубковых финалов.

«Это был его шанс сыграть в центре полузащиты, но я поставил туда молодого культурного игрока, не прошедшего войн, а он учился справляться сам», - признаётся Маклиш. «Мы выдвинули его на ведущий план. Он и Стив Хьюз (22-летний игрок из академии) играли в центре против "Манчестер Юнайтед" в Лиге чемпионов. Тем вечером им преподали небольшой урок Рой Кин и Пол Скоулз, но они играли полезно. В первом сезоне мы дали ему идеальное решение, но не очень удачное во втором. С истощённым составом. Ему не на кого было опереться».

В конце второго сезона Артета уехал домой, перейдя в "Реал Сосьедад" за сумму ниже той, что заплатил за него "Рейнджерс". Де Бур считает преступлением тот факт, что шотландцы не удержали игрока таких талантов. Они могли бы, сделай клуб его более важным игроком. Или, по крайней мере, они могли бы извлечь выгоду в виде прибыли.

Официальная версия в то время заключалась в том, что Микель Артета затосковал по дому, но прощание с молодым игроком, который выдал лучший из дебютных сезонов, было коротким. Если бы испанец оставался дольше, он пользовался таким же уважением, как и его менее талантливые партнёры, но после первых нескольких тренировок Крейг Мур понимал, что этому парню суждено играть в топ футбол.