9 мин.

История одного трансфера. Часть 11

alt

Когда вернулся домой, рассказал об этом безумстве в одной хорошей компании. И через пару дней получил по интернету вопрос от приятеля одного из моих друзей, с которым тот поделился услышанным. Он долго жил в КНДР и, насколько я могу судить, знает реалии тамошней жизни значительно лучше меня. А вопрос в письме был такой: "Выдают ли еще централизованно плавки корейцам, приведенным строем поплавать в водно-спортивный комплекс на улице Чхангванвон, или благосостояние людей выросло настолько, что у каждого уже имеются свои?"

Спросил бы кто другой, даже я счел бы это откровенным и неприкрытым глумом. Но, похоже, можно не сомневаться: распределение плавок среди трудящихся - это серьезно.

И можно лишь гадать, сколько еще таких же невыдуманных историй, что совершенно невозможно воспринимать всерьез, могут рассказать крайне немногочисленные знатоки процветающей северокорейской действительности, которым за это ничего не будет...

Парочку таких картинок, явно не предназначенных для посторонних, довелось увидеть и мне. Одна из них попалась на глаза во время одной из самых забавных экскурсий по Пхеньяну. У нас родилась идея попросить о безобидной поездке по спортивным сооружениям северокорейской столицы. Мы, конечно, понимали: утвержденной экскурсии такой направленности нет, но вдруг наши друзья смогут пройти все необходимые согласования?

alt

Экскурсия, к нашему удивлению, состоялась. Однако что это была за поездка!

- Вот – дворец тяжелой атлетики, - Мун показал на величественное сооружение, находящееся на противоположном конце огромной пустынной площади. – Можете выйти из автобуса, но фотографировать можно только отсюда..

Подобным образом мы «посетили» еще несколько стадионов и Дворцов спорта. Примерно на втором пункте программы стало ясно, что вовнутрь мы не попадем нигде. Отмазки были все время разными – где-то шел ремонт, где-то, напротив, прямо сейчас был аншлаг, где-то, напротив, усердно готовились к началу соревнований и по этой причине не могли нас принять...

Так и вернулись в гостиницу почти ни с чем. Но все равно поняли, что Пхеньян – очень спортивный город.

Но главное впечатление было другим: вся площадь около одного из стадионов оказалась буквально усыпанной женщинами, которые стояли на коленях и, такое впечатление, перебирали рис, рассыпанный по всей "парковке". Когда Мун увидел, что мы проявляем ко всему этому нездоровый интерес, он сказал шоферу что-то резкое, и наш автобус вдруг развил такую скорость, с которой по Пхеньяну перемещаются, наверное, только самые серьезные кортежи.

Ну, а вторая сценка была единственной за все поездки в КНДР, когда мне было не смешно или грустно, а по-настоящему страшно.

Мы ехали по вечернему Пхеньяну, причем не по самым туристическим его районам. Нас пригласили поужинать в ресторане, который находится на верхотуре телебашни. Район это стратегический, так что у различных КПП нас тормозили несколько раз. Темнота вокруг казалась почти кромешной, но то, что мы увидели, заставило слегка содрогнуться.

Площадка была заполнена людьми в военной форме. У солдатиков явно настало свободное время – некоторые сидели на бордюре, другие просто болтали. Но большинство продолжало заниматься самовоспитанием. Парни что-то дружно и ожесточенно скандировали, и многие подкрепляли это резкими воинственными жестами. И такая от них исходила энергетика - ух, что они сделали бы с врагами Родины, если бы могли до них дотянуться!

Я впитывал в себя корейскую народно-демократическую действительность с удовольствием. Но в эту минуту как-то особенно остро захотелось домой...

alt

Вернувшись в Россию, я стал ждать развития событий с особым нетерпением. Ведь эта эпопея обещала стать даже более масштабной и увлекательной, нежели мужская. Было ясно, что Цой Мин Хо пока готов играть только за дубль. А тут - моим новым подопечным предстояла борьба за медали чемпионата, "Россиянку" ждали еврокубки, да и о контактах на уровне сборных мы в Пхеньяне говорили тоже.

Но...

Примерно в это же время в "Россиянке" поменялся главный тренер и генеральный менеджер. И новые люди убедили Олега Шляпина, распоряжавшегося в клубе финансами, что ставка на кореянок себя не оправдает. Ну, вот не глянулись им эти футболистки - смотрели-смотрели, мол, привезенные из Северной Кореи диски, да так и не увидели никого оттуда в составе своей команды.

Разумеется, причина такого решения была далеко не футбольной. Российско-корейские связи подкосило то, что игроки из КНДР достались бы "Россиянке" бесплатно. А когда никому ничего не надо платить, то ни у кого ничего и не получится украсть. Ну, представьте себе: вот сейчас появится некий изобретатель и придет в министерство дорожного строительства - или как там оно называется - с идеей, как раз и навсегда отремонтировать все магистрали, трассы и даже переулки. Чтобы и осчастливленного человечества наконец-то появилась возможность навеки забыть про эту статью расходов. И вот как вы думаете, что ждет этого чудо-изобретателя и его замечательную новинку в эпоху развитого коттеджестроительства за бюджетный счет?

И тут получилось точь-в-точь то же самое. "Россиянка" заключила хорошие контракты с двумя безвестными футболистками из Нигерии - наверное, к большой и осязаемой радости всех, кто был причастен к этому увлекательному процессу. Еще пригласили одного учителя физкультуры из Болгарии, названного лучшим специалистом по физподготовке Восточной Европы - новым генеральным менеджером "Россиянки" тогда стал как раз гражданин этого государства. И все благополучно кончилось тем, что команда, на тот момент считавшаяся самой богатой в мире, за два года не выиграла ни одного турнира не то что в Европе, но даже и в России...

А я оказался в совершенно идиотском положении. Ладно, если бы они сказали обо всем правду - пусть даже без деталей, только выводы. Но Шляпин сначала говорил что-то невнятное, а потом и вовсе перестал брать трубку. Хорошо еще, что на протяжении всего этого времени прекрасно знал, что происходит в "Россиянке" и понимал, как отвечать на звонки из посольства КНДР. Ведь корейцы, которые в других ситуациях и сами всегда были готовы уйти в несознанку, на этот раз ждали конкретики. А я очень быстро понял, что никакой конкретики не будет.

Что ж, пришлось поделиться с северокорейскими товарищами сокровенным: глубокими и искренними разочарованиями по поводу руководителей "Россиянки". Когда я назвал их "перерожденцами", "оппортунистами" и "казнокрадами", меня поняли...

Так завершилась одна часть моей северокорейской саги. Олег Шляпин, который одно время даже руководил департаментом женского футбола всего РФС, продолжал трудиться на благо "Россиянки" вице-президентом клуба под руководством человека по фамилии Безбабных. Людей, которые работали с ним в те времена, нет не только в Подмосковье, но, кажется и в футболе вообще. Во всяком случае, в заметных клубах они не работают точно. Несколько северокорейских футболисток играют по контрактам в китайских клубах, но в Европе, если ничего не упустил, никто из них так и не появился.

Зато Цой Мин Хо и товарищ Чен, пусть и с опозданием, но все же прибыли в тренировочный лагерь "Крыльев Советов" и начали самоотверженную подготовку к чемпионату России 2007 года.

alt

Тот сезон получился для Цоя, которому только летом исполнилось девятнадцать, хорошим, полновесным. Он сыграл за дубль «Крыльев» 29 матчей, пропустив одну-единственную игру из-за дисквалификации, забил пять мячей и с огромным отрывом победил в голосовании болельщиков, выбиравших лучшего игрока резервного состава. В июле он впервые сыграл и за основу «Крыльев», которые послали на кубковый матч в Набережные Челны, как это называется, смешанный состав - то есть не только ведущих игроков, но и тех, кто на подходе.

Забив гол в ворота дублеров «Ростова», Цой Мин Хо заявил, что посвящает его Дню Солнца - как раз через несколько дней после этого матча все прогрессивное человечество должно было отметить этот северокорейский праздник, самым счастливым образом совпадающий с днем рождения товарища Ким Ир Сена.

Солнечными выглядели и перспективы самого Цоя. Летом в Самару по его душу пожаловала съемочная группа одного японского телеканала, и их переводчица - немолодая кореянка - рассказала мне потом, что, по ее ощущениям, ей давно не доводилось общаться с такими счастливыми людьми, как Цой.

Визит японцев заслуживает особого описания. Они готовились к приезду в Самару месяца два, не меньше. И почти каждый день уточняли по телефону какие-то детали. Долбили и долбили, расписывая каждый свой день буквально по минутам. Мало того: они подгадали свою поездку так, чтобы вернуться в Москву поездом вместе с дублерами «Крыльев», которым как раз предстояла там очередная игра. И - не поверите, но это истинная правда - заплатили кучу денег администрации Казанского вокзала, чтобы перрон, на который прибудут «Крылья», оградили от посторонних, а на нем был установлен помост для телекамеры. Интересно, как же они готовят съемки руководителей государства и лидеров партии «Единая Япония»?..

Да, я же ведь о главном же чуть было не запамятовал: в результате всех этих титанических усилий в эфир вышел самый обычный 40-секундный сюжет, в который не вошло и сотой доли отснятого материала. Даже на меня места и времени не хватило, хотя мы говорили на камеру около получаса. Причем, по словам японских телевизионщиков, никакого развития темы они больше не планировали.

Наверное, больше всего этому порадовался товарищ Чен. Узнав о том, что в гости к его подопечному едут японцы, он напрягся так, словно бы речь шла, по меньшей мере, о перевербовке. А потом очень долго выяснял, можно ли отменить съемки. Или, в самом крайнем случае, хотя бы сделать так, чтобы съемки прошли без его участия.

Японцев фигура товарища Чена, к его радости, не заинтересовала. Но зато их переводчица оказалась единственным человеком в Самаре, которой удалось пообщаться с Цоем без его участия. Мы довольно упорно искали человека, который находился бы в Самаре, владел корейским языком и при этом не был бы товарищем Ченом, но так и не нашли. У нас - довольно большая корейская диаспора, и некоторые ее представители даже говорят между собой на некоем иностранном языке, который они сами называют корейским. Мы привозили их на базу "Крыльев", но Цой их не понимал, да и они его тоже.

В этом, на мой взгляд, не было ничего удивительного - ведь наших корейцев ровным счетом ничего не связывает с их исторической родиной в течение многих поколений. Мудрено ли, что языки, на которых говорят представители двух совершенно разных ветвей одного народа, почти никак не пересекаются? Рано или поздно, если в нашей жизни ничего не изменится, и северяне с южанами понимать друг друга перестанут.

... Неделя бежала за неделей. Цой усердно тренировался, здорово играл, а по вечерам читал привезенные с собой книги и играл на гитаре. Товарищ Чен делал зарядку, летал вместе с командой по стране и находился на постоянной связи со своим посольством. Сейчас я, конечно, поругиваю себя за то, что одному задал не все вопросы, а другому, может, недодал какого-то внимания. Но жизнь - штука суетная, сами ж понимаете. А в том, что все еще успеется, особых сомнений-то и не было.

Как-то раз мы с женой зазвали их к нам в гости, и я поставил диск с записями тех самых матчей, сыгранных в пхеньянском National Training Center, после которых Цой и стал игроком «Крыльев». Вы не представляете, какими глазами он смотрел на экран - мальчишка чуть не расплакался от тоски по Родине.

Увы, пройдет совсем немного времени, и она заключит его в свои пожизненно крепкие объятия...

Продолжение следует

alt