9 мин.

Штирийская идиллия

После сумасшедшего Баку, всего этого хаоса, в котором летели искры и творилось черт-знает-что, уик-энд в австрийском Шпильберге выглядел прямо идиллически. Вот и после квалификации Льюис Хэмилтон и Себастьян Феттель пожимали друг другу руки и говорили, что былое осталось в прошлом. Видно атмосфера этого чудесного места, раскинувшегося в альпийской долине настраивала. Но это не значит, что в Шпильберге не было борьбы. Она была и даже довольно интересная. Но все при этом происходило достаточно спокойно, чинно и благородно.

Главным же героем австрийского уик-энда стал безусловно Валттери Боттас. Финн на этот раз сумел собрать результаты по ходу всего уик-энда, в субботу одержав победу в квалификации, а в воскресенье на этом базисе выиграв гонку. И поул, и победа были для Валттери вторыми в карьере, после, соответственно, Бахрейна и Сочи. В целом же, подводя итог австрийскому выступлению Боттаса, должен сказать, что Валттери превосходит ожидания относительно того, что ждали от него, когда с ним заключили контракт в Mercedes. Все-таки тогда многие предполагали, что Боттас будет в Mercedes явным вторым номером, что ему не удастся на равных конкурировать с Хэмилтоном. Но вот почти полсезона прошло, и у Боттаса есть в активе и два поула, и две победы, и счет по квалификациям с Льюисом очень даже достойный. Финн и на титул еще вполне претендует, хотя здесь, чтобы опередить Льюиса и стать основным претендентом от Mercedes, все же должно произойти нечто экстраординарное. Валттери с одной стороны и не "лезет в бочку", не занимаясь не своими делами, вроде политики и психологических игр. За что его, кстати, очень хвалит Льюис, говоря что с Боттасом атмосфера в команде стала намного лучше и гармоничнее. Валттери ведет себя в меру скромно и как бы знает свое место. Но именно как гонщик он выглядит очень хорошо, и Mercedes в полной мере может рассчитывать на него. И если что не заладиться у Льюиса, у Mercedes есть гонщик, который может вести борьбу на самом высоком уровне.

В этом отношении надо сказать, Валттери Боттас на настоящий момент один из двух гонщиков, чье развитие карьеры складывается наиболее сильно. Второй такой - Даниэль Риккьярдо, и не случайно, что в двух гонках подряд сначала одержал победу один, а потом другой. Кстати, тут сразу можно вспомнить, что нынешний сезон пока складывается так, что ни один гонщик не одержал двух побед подряд. Сравните с прошлым годом, когда то Хэмилтон, то Нико Росберг выдавали суперсерии. И ведь и тот, и другой сюжеты выглядят одинаково интересными!

Что касается Льюиса Хэмилтона, в Австрии он лишился надежд на поул еще до начала квалификации. Его коробка передач стала вызывать подозрения на возможный отказ по ходу тренировок, и в Mercedes решили от греха подальше заменить ее. Соответственно минус пять позиций на стартовом поле. Может быть стоило все же рискнуть? Но в случае схода гонщик получает ровно 0 очков. Стартуя ниже первых рядов, даже если пилот не выигрывает, у него остаются значительные шансы на хороший результат. Особенно если это Хэмилтон за рулем Mercedes. Особенно на достаточно обгонной трассе в Шпильберге. Учитывая, что Льюис пока проигрывает в чемпионате Феттелю, учитывая, что Себастьян выступает очень стабильно, каждый сход для Хэмилтона - это большой удар по шансам на чемпионство. Так что все в Mercedes сделали верно.

Но потеряв даже теоретический шанс на поул-позицию в гонке, Хэмилтон и на деле не смог показать лучшего времени квалификации. Льюис был третьим, в то время как Валттери Боттас проехал свою попытку просто превосходно. Себастьян Феттель также смог превзойти время Льюиса, на деле, а не из-за штрафа, в очередной раз по ходу сезона пробившись на первый ряд.

Хэмилтон в квалификации сделал и еще один интересный ход. Вторую сессию, в которой гонщики, пробившиеся в Топ-10, выступают именно на тех комплектах шин, на которых затем стартуют в гонке, Льюис провел на более жестком компаунде SuperSoft, и таким образом, именно на них стартовал в гонке. В то время как практически все его оппоненты стартовали на самых мягких UltraSoft.

Рельефное кольцо в Шпильберге отличается скоростным характером. Здесь несколько достаточно протяженных прямых, требовательных к мощности двигателя. Есть и скоростные повороты. Которые не протяженные, и скорее напоминают углы, а не дуги. Здесь, в Шпильберге ярко должен был проявиться характер машин нового поколения, с их высокой прижимной силой и большим механическим сцеплением. И действительно, рекорды трассы по ходу уик-энда бились неоднократно, а перегрузки значительно возросли. Пока в этом сезоне подобный рост скорости был отмечен разве что в Барселоне. Но неделей спустя после Австрии, в Сильверстоуне все должно было быть еще круче.

На скоростное кольцо в Шпильберге Pirelli привезла самые мягкие компаунды: UltraSoft - SuperSoft - Soft. И пожалуй, впервые в сезоне шины Pirelli испытывали экстремальные нагрузки. Ближе к финишу на шинах у многих гонщиков появились полосы, выглядевшие довольно угрожающе. Особенно это касалось Льюиса Хэмилтона, который проехал довольно протяженный стинт на UltraSoft до финиша. Льюис выступил по тактике в противоход основным соперникам, но, честно говоря, принесло ли это ему какое-либо преимущество, я не увидел.

Старт блестяще выиграл Валттери Боттас, и это еще один эпизод, приносящий ему титул "Гонщик дня". Конкуренты даже заподозрили его в фальстарте, стюарды все тщательно проверили, и фальстарта не зафиксировали. Боттасу удалось сорваться с места практически мгновенно, как только погасли стартовые огни. Если бы он тронулся еще мгновеньем раньше, действительно был бы фальстарт. А так Боттасу удался просто идеальный старт.

Старт - это еще и повод для рассказа о уик-энде Даниила Квята. Совершенно неудачном уик-энде, будем откровенны. Безусловно, Шпильберг был не самой подходящей трассой для моторов Renault, и все партнеры-клиенты французских мотористов так или иначе с проблемами сталкивались. Но квалификацию Даня провел совершенно бледно, показав 14 время и уступив даже паре McLaren-Honda, - у тех то проблем с мощностью силовых установок намного больше. В то же время Карлос Сайнс на такой же Toro Rosso-Renault пробился в Топ-10 квалификации, пусть там и остался на десятой позиции.

Именно Сайнсу и любимцу Хельмута Марко Максу Ферстаппену старт удался хуже всего. Оба сдвинулись с места заметно медленнее остальных. Мимо Карлоса справа сначала промчался Фернандо Алонсо, а затем Даниил Квят. Тем не менее, для Сайнса старт не обернулся чем-то худшим, чего не скажешь о Максе. Когда гонщик плохо стартует впереди, это создает гораздо большие проблемы для пелотона. Большее количество вынуждено обходить его с той или иной стороны, и стартующие сзади зачастую не видят медленную машину. Квят стартовал довольно резво и агрессивно, в первом повороте Даня намеревался атаковать Алонсо, но в итоге перетормозил, заблокировал шины и врезался в McLaren испанца. Фернандо, в свою очередь, на неуправляемом болиде вынес с трассы Ферстаппена. Для Макса и Фернандо гонка на этом была закончена. Квят продолжил борьбу, но учитывая пит-стоп после первого круга и последовавший пенальти, гонку он проводил в тестовом режиме, находясь на последнем месте и все больше проигрывая лидерам.

Конечно, Даниил заслуживает критики за "кегельбан" на старте (кстати, не редкое явление в Шпильберге), порой, проигрывая, он действительно слишком рискует и пилотирует излишне агрессивно, этого не отнять. Но мне видится, что в столкновении на старте есть косвенная вина и Ферстаппена. Макс был слишком медленным, и это внесло свое деструктивное влияние в пелотон, на старте, когда свою роль играет каждая мелочь. В итоге Макс уже в который раз не финишировал в гонке. Но его будущее выглядит безоблачным, в то время как Даниилу кровь из носу нужно показывать результат для продвижения своей карьеры. И ведь такие позитивные примеры развития карьеры в нынешней Ф1 есть, их не так уж мало.

Вернемся к лидерам. Начало гонки целиком и полностью было в пользу Боттаса, который отрывался от идущего вторым Феттеля. При этом, хотя Австрия стала гонкой одного пит-стопа, тактика лидеров немного отличалась. Про другую тактику Хэмилтона уже было сказано выше, он провел гонку, начав на SuperSoft и перейдя ближе к середине дистанции на UltraSoft, чем вызвал сначала подозрения даже на возможные два пит-стопа. Но это было бы проигрышным решением дл Льюиса. В то же время Кими Райкконен провел очень долгий стартовый стинт на UltraSoft, так что перед пит-стопом его шины окончательно пришли в негодность. Благодаря такому отрезку Кими даже сумел ненадолго возглавить гонку, но вряд ли его тактику в целом можно назвать успешной. Райкконен долго опережал Хэмилтона, при этом Ferrari и Mercedes шли довольно плотно, но после пит-стопа Кими оказался позади Льюиса, и уже был далек от того, чтобы навязать ему борьбу.

Борьба в лидирующей группе резко обострилась ближе к финишу. Этим гонка в Шпильберге сильно напомнила происходившее в Сочи. Феттель вновь взвинтил темп после пит-стопа и стал нагонять лидировавшего Боттаса. В то же самое время Хэмилтон в очень быстром темпе приближался к Даниэлю Риккьярдо, который большую часть гонки провел, занимая третью позицию.

Развязка здесь наступила буквально перед самым финишем. Конечно, преимущество Mercedes над Red Bull-Renault, особенно в части двигателя, говорило в пользу Льюиса. Год назад он также догонял Росберга, лидировавшего в той гонке, и на последнем круге смог совершить успешную атаку. Атака на Риккьярдо за третью позицию произошла на 70 круге, за один круг до финиша. Льюис атаковал снаружи, и, казалось, уже вышел вперед, но Риккьярдо блестяще позиционировал машину на выходе из поворота и отлично разогнался, отбив атаку. На последнем круге Хэмилтону уже не удалось совершить что-то настолько же убедительное. От Даниэля эта оборона потребовала многое. Учитывая дефицит скорости относительно Mercedes, он должен был не допустить ни малейшей оплошности на торможении и затем, на разгоне. Часто, даже слишком, говорится о том, что именно обгоны украшают гонки. Да, но порой красивая оборона позиции стоит иного обгона. Так было в случае этой дуэли Хэмилтона и Риккьярдо. Здесь красота обороны Дэна превзошла красоту возможного обгона Льюиса.

Среди пары лидеров все было все-таки не настолько жарко, зато вызывало устойчивое ощущение дежавю от Сочи. Феттель к финишу догнал Боттаса, но совершить попытку атаки, даже обозначить ее сколь-нибудь настойчиво, не успел. Вторая победа Валттери получилась очень похожей на первую. А на подиуме были представители трех разных команд. Прекрасный итог уик-энда в Шпильберге.

Стоит также упомянуть об успешных выступлениях представителей средней группы. Здесь главным героем Шпильберга стал Роман Грожан. Накануне он блестяще квалифицировался седьмым, а из-за штрафа Хэмилтона стартовал и вовсе шестым. Так высоко видеть Haas в этом году еще не приходилось. На старте Роману удалось даже опередить Райкконена, ненадолго выйдя на четвертую позицию. Затем он постепенно уступил позиции Кими и Льюису, но финишировал на высоком шестом месте и стал последним, кто не уступил лидерам круг.

Уже стандартно выглядело то, что пилоты Force India вновь в десятке. Они оба были в Топ-10 квалификации, и спокойно и уверенно приехали в очках в гонке, на седьмой и восьмой позициях. Причем Серхио Перес вновь был впереди Эстебана Окона, и в квалификации, и в гонке.

Наконец десятку замкнули пилоты Williams. Накануне они полностью провалили квалификацию, не выйдя из первого сегмента. Это было удивительно, особенно от Фелипе Массы. Шпильберг явно подходящая для Williams с мощными моторами Mercedes трасса. Еще три года назад команда блестяще квалифицировалась здесь на первом ряду, тогда Фелипе Масса выиграл свою последнюю поул-позицию. И вот теперь такой расклад, хотя принципиально с тех пор ничего не поменялось. Но в гонке Williams реабилитировался. Причем гонщики очень здорово стартовали, пробившись на подступы к десятке еще на первом круге. И это касалось не только опытнейшего Фелипе Массы, который словно обрел очередную молодость, но и юного Лэнса Стролла, который в последних гонках просто поражает своей уверенностью. Оба гонщика уверенно довели гонку до финиша на, соответственно, девятой и десятой позициях. Стролл замкнул десятку лучших, и это была уже третья гонка подряд, в которой канадец набрал очки.

Так Red Bull Ring открыл серединный летний отрезок сезона, в котором нас ждут также традиционные гонки в Сильверстоуне и на Хунгароринге. И борьба в чемпионате закручивается все с большей силой.