5 мин.

Фунты Стерлинга. Сколько на самом деле должен получать лидер «Ливерпуля»?

Вадим Лукомский разбирается в ситуации вокруг контракта самого перспективного футболиста Англии.

Какой зарплаты заслуживает Стерлинг?

Есть несколько методов оценить примерную ценность Рахима Стерлинга для «Ливерпуля». Самый простой – сопоставить его требования по зарплате с зарплатами других игроков. Проблема в том, что таким образом можно доказать все, что угодно, в зависимости от выбранного аргумента.

Если Глен Джонсон зарабатывает 90 тысяч фунтов в неделю, Стерлинг заслуживает, как минимум, [вписать любую цифру до миллиона в неделю]. Или: 21-летний Харри Кейн по ходу этого сезона подписал долгосрочный контракт с «Тоттенхэмом» на 45 тысяч фунтов в неделю, неужели Стерлинг так сильно его превосходит, чтобы просить порядка 180 тысяч. Стерлинг может быть в 10 раз важнее Джонсона для «Ливерпуля», но завышенная зарплата Глена не означает, что он обязательно должен получать в 10 раз больше. Точно так же мерить его по 45 тысячам Кейна становится невозможно, понимая, что на рынке обязательно найдутся готовые предложить ему намного больше.

Поэтому мы опробуем иную методику: спорную, но, на мой взгляд, возможную к применению на звездах, требующих от клубов нарушить структуру зарплатной ведомости. Практически все статьи доходов «Ливерпуля» фиксированы и лишь косвенно зависят от наличия или отсутствия Стерлинга в составе. Доходы от посещаемости стадиона и спонсорских контрактов не завязаны на Стерлинге. Большая часть денег от телеконтрактов фиксирована, но небольшая их часть распределяется в зависимости от места, на котором финиширует команда – именно на это своей игрой частично влияет Стерлинг.

«Ливерпуль» за 7 туров до завершения сезона располагается на 5-м месте, эту же позицию им отводят букмекерские прогнозы на следующий сезон. За последние 59 лет «Ливерпуль» ни разу не финишировал ниже 8-го места – пожалуй, ниже они не окажутся, даже если лишатся Стерлинга и всей удачи на свете. Введем грубое допущение, что именно Стерлинг является разницей между нынешним 5-м и предельным для клуба 8-м местом.

По нынешнему телеконтракту, разница между 5-м и 8-м местами – 3,6 млн фунтов. По сделке, которая вступит в силу с сезона 2016/17, эта цифра составит 6 млн фунтов (при условии, что система распределения средств не изменится). Если всю эту разницу использовать в качестве зарплаты Стерлинга по 5-летнему контракту, то он будет получать 106 тысяч фунтов в неделю, что все равно ниже его запросов. Разумеется, Стерлинг никак не единоличная разница между 5-м и 8-м местом «Ливерпуля». Точно так же эти подсчеты не учитывают маркетинговый потенциал Стерлинга как новой всеанглийской надежды.

Но на один простой вывод они наталкивают: как бы сильно клуб ни оценивал важность Стерлинга, до тех пор пока команда находится в районе 5-го места, требования Рахима будут для клуба эдакой позволительной роскошью. За счет спонсорских денег и увеличения фиксированной части доходов от телеконтракта клуб может обеспечить Стерлингу новый контракт. Но чисто с финансовой точки зрения 5 раз подряд финишировать на 7-м месте и не платить такую зарплату Стерлингу намного выгоднее, чем 5 раз подряд закончить 5-ми со Стерлингом и его новым контрактом.

Все в корне меняется, если рассматривать Стерлинга как один из важных компонентов попадания в Лигу чемпионов. В среднем за сезон английский клуб зарабатывает 38 млн евро от участия в турнире. УЕФА также заключил новый телевизионный контракт (вступает в силу со следующего сезона), по которому клубам советуется ожидать 30% увеличения дохода (11,4 млн евро), но для английских команд прирост должен быть еще большим, благодаря эксклюзивному контракту УЕФА с BT Sport.

Проще говоря, ценность Стерлинга для «Ливерпуля» практически напрямую зависит от амбиций клуба. Если «красные» готовы усилиться настолько, что попадание в Лигу чемпионов станет для них нормой, а не прыжком выше головы, то новый контракт Стерлинга стал бы отличной инвестицией в этот процесс. Если клуб планирует лишь сохранить нынешний статус, то выгоднее продать Стерлинга.

Почему Стерлинг отвергает предложения «Ливерпуля»?

Сейчас Стерлинг зарабатывает, по информации различных источников, 30-40 тысяч фунтов в неделю по контракту, который истекает в 2018 году. По сведениям The Telegraph, «Ливерпуль» начал переговоры о новом контракте Рахима в декабре с суммы в районе 70 тысяч фунтов в неделю. В недавнем нашумевшем интервью BBC игрок подтвердил, что не готов подписать контракт даже на 100 тысяч фунтов в неделю. Он также несколько раз подчеркнул, что дело не в деньгах. По слухам же, Стерлинг хочет зарабатывать около 150-180 тысяч фунтов в неделю.

Что заставляет Стерлинга считать, что он заслуживает явно больше 100 тысяч в неделю? В концовке прошлого сезона Стерлинг, пожалуй, сумел затмить Суареса и Старриджа и на определенном этапе был самым ярким футболистом претендента на английское чемпионство. В этом сезоне он по ряду показателей лучший молодой атакующий игрок Европы. Никто из футболистов моложе 21 года в европейских топ-5 лигах не отдал больше голевых передач (7 штук), не создал больше моментов для партнеров (62) и не совершил больше успешных обводок (89).

Если добавить к этому завидному потенциалу традиционный английский хайп вокруг новой надежды, постоянные комплименты стремительному прогрессу игрока от Брендана Роджерса и банальное желание заработать как можно больше, можно понять, почему Стерлинг уверовал, что стоит более 100 тысяч в неделю.

Почему «Ливерпуль» не готов платить больше?

Аргументы клуба заслуживают сострадания, но легко разбиваются о современные реалии футбола. «Ливерпуль» не желает отступать от текущей структуры зарплат? Похвально, но играет против них, если на рынке есть команды, способные платить Стерлингу больше. Зарплата более 100 тысяч в неделю может повредить развитию 20-летнего игрока? Благоразумно, но редкому 20-летнему игроку удается это понять. «Ливерпуль» считает, что Стерлинг так здорово развился в том числе благодаря шансу, полученному тут, и должен отплатить клубу? Справедливо, но наивно ожидать, что игрок, который в 16 лет выбрал «красных» именно благодаря их способности сделать самое выгодное предложение, будет иначе принимать решения через 4 года.

Фото: Global Look Press/imago sportfotodienst