8 мин.

Философию не сдал. Почему у Ди Марии не получается в «МЮ»?

Вадим Лукомский разбирается в проблемах рекордного приобретения «Манчестер Юнайтед».

Почему ван Гал до сих пор не нашел подходящей роли для Ди Марии?

Самый простой ответ на этот вопрос – потому что голландец получил совсем не того игрока, который сыграл ключевую роль в лигочемпионском триумфе «Реала»-2013/14. Он утратил свою работоспособность.

Путь Ди Марии к статусу игрока мирового уровня сопровождался постоянным прогрессом в игре без мяча. На ЧМ-2010 Ди Мария сыграл во всех матчах сборной Аргентины, но очень критично оценил собственную игру: «Я совсем недоволен тем, как провел турнир. Я должен научиться лучше обороняться». Как по заказу, тем летом Анхель перешел в «Реал» Жозе Моуринью.

Работа с португальцем быстро дала свои плоды. «Моуринью изменил мою позицию и научил меня приносить себя в жертву команде. За это я ему очень благодарен, – рассказал однажды Ди Мария. – Он разъяснил мне, что, хоть я и играю в атаке, я все равно должен работать без мяча. Я не мог отдыхать, когда соперник атакует. Ди Мария, который начинал карьеру в «Росарию», и я нынешний – два абсолютно разных игрока с тактической и технической точки зрения».

В прошлом сезоне аргентинец вывел свою работу без мяча на еще более высокий уровень, что по сути позволило ему успешно закрывать две позиции одновременно (центральный полузащитник и левый вингер). «Я не требую много оборонительной работы от атакующих игроков. Я прошу их прессинговать защитников и вратаря, но не более. Страховкой крайних защитников и оборонительной работой должны заниматься Ди Мария и Модрич», – пояснил по ходу прошлой кампании Карло Анчелотти. Учитывая, что ближе к сверхатакующему левому флангу (Марсело и Роналду) действовал именно Ди Мария, его роль зачастую оказывалась самой важной в команде. Он не только не допускал особых провалов, но и многое поспевал в атаке, став с 17 голевыми передачами лучшим распасовщиком Ла Лиги.

После перехода в «Юнайтед» в работе Ди Марии без мяча впервые наметился регресс. Он отбирает мяч в среднем каждые 127 минут (существенное сокращение с прошлогодних 56 и меньше, чем в любой из его сезонов в «Мадриде»). Примерно вдвое сократилось и количество ситуаций, когда он пытается отобрать мяч, но в итоге оказывается обыгран соперником. В три раза – количество совершенных им фолов. Интерпретировать такие данные всегда нужно осторожно, но настолько явное снижение всех показателей не может не подтолкнуть к банальному выводу: Ди Мария просто-напросто стал реже оказываться в позициях для отбора (или хотя бы фола), так как менее усердно работает без мяча.

Поиски Луи ван Галом лучшей позиции аргентинца в значительной степени завязаны на нейтрализации этой слабости. За полгода в «Юнайтед» Ди Мария прошел приблизительно следующий путь: 1) центральный полузащитник в 4-4-2 ромб; 2) левый вингер в 4-3-3; 3) нападающий в 3-5-2; 4) десятка в 4-4-2; 5) снова центральный полузащитник в 4-4-2 ромб; 6) правый вингер в 4-2-3-1.

Справедливости ради, карьера Ди Марии в новом клубе стартовала очень здорово – в первых 5 матчах он забил 3 мяча и отдал 4 голевые передачи. Роль центрального полузащитника в ромбе хорошо знакома ему по «Бенфике», а его функции не сильно отличались от тех, что он выполнял в последний сезон в «Реале». К отходу от этого варианта ван Гала подтолкнули в большей степени сторонние факторы (травма Фалькао и дисквалификация Руни), а не опасения по поводу Ди Марии, хотя вальяжное отношение аргентинца к оборонительной работе было заметно уже тогда.

Скорее всего, именно поэтому тренер так неохотно использовал этот вариант, даже после того, как в феврале он вернулся к схеме 4-4-2 ромб, а Ди Мария был здоров. Когда ван Гал все-таки использовал Ди Марию в «даймонде» снова, мы получили яркий пример его опасений. В победном голе «Суонси» аргентинец явно недоработал без мяча, что сбило команде схему и позволило Шелви свободно пробить:

Похожая проблема преследует в последнее время и Ди Марию-вингера. Олицетворяет ее гол Начо Монреаля на «Олд Траффорд». Фланговые защитники соперников регулярно получали свободу для подключений по краю Анхеля: в матчах с «Арсеналом», «Ньюкаслом» и «Сандерлендом» на этой позиции он совершил всего 1 оборонительное действие.

Как следствие, роли Ди Марии в этом сезоне можно условно разделить на слишком компромиссные (часть его атакующего потенциала приносилась в жертву, чтобы не оголять команду при обороне – нападающий и десятка в ромбе) и слишком рискованные (ставка на то, что он принесет больше пользы в атаке, чем вреда при обороне, – центральный полузащитник в ромбе и вингер).

Неслучайно пик критики Ди Марии пришелся именно на тот момент, когда он исполнял рискованные роли, но растерял уверенность, которая позволяла ему атакующим вкладом заставлять всех забыть про оборонительные промахи. Знаменитой цитатой о «вздрагивающей заднице» ван Гал всем четко разъяснил, что он думает об излишних рисках, поэтому также неудивительно, что он пробует все новые варианты, дабы этих рисков избежать.

Уже опробованные компромиссные роли не помогли отыскать оптимальный баланс. Игра Ди Марии на позиции атакующего хава в «даймонде» характеризовалась большим количеством бесперспективных дальних ударов, которым было разумное объяснение – Ди Мария не получал свободного пространства и вариантов продолжения атаки, так как впереди играла пара достаточно медлительных нападающих, неспособных растянуть оборону соперника. Нового Роббена из Анхеля не получилось по еще более банальной причине: большинство соперников оборонялось низко и не оставляло ему свободного пространства, как следствие, не давая ему использовать скорость.

Сумеет ли Ди Мария заиграть при ван Гале?

В одном из лучших матчей в карьере, финале прошлой Лиги чемпионов, Ди Мария совершил 6 обводок (с 14 попыток) и 6 точных навесов (23 попытки) – все футболисты «Атлетико» вместе взятые совершили 7 обводок и 4 точных навеса. Даже Ди Мария лучших образцов добивался успеха высоким процентом брака и постоянными попытками обострять. Такая неугасаемая активность чаще плюс, чем минус, и в упомянутом матче сыграла ключевую роль. Но в некотором смысле она противоречит философии ван Гала.

«Философия ван Гала заключается в том, чтобы удерживать мяч. Владеть им больше, чем соперник. Как следствие, постепенно появятся свободные зоны. Если отдать 3-4 передачи поперек, появится пространство», – пояснил недавно Андер Эррера. Это вполне состыкуется и со словами разъяснявшего в 2006 году свои взгляды журналу Soccer Coaching ван Гала: «Если ты постоянно владеешь мячом, соперник должен сохранять концентрацию. А некоторые не очень сильные команды просто неспособны на это. Быть позиционно организованными все 90 минут – для них просто-напросто психологически слишком трудно».

Ди Мария определенно играет иначе и не спешит меняться: точность его передач – 77,6%, с отрывом самая низкая среди основных полевых игроков «МЮ». В теории один высококлассный риск-тэйкер может быть очень полезен любой команде, даже (или особенно) команде ван Гала.

Сам тренер, похоже, так не считает. После ярчайшего перфоманса Ди Марии против «КПР» (гол+пас в победе 4:0) голландец указал на то, что Анхель «мог бы прибавить, реже теряя мяч». А позже осенью, когда Ди Марию все еще больше хвалили, чем ругали, ван Гал выдал более ярую тираду в адрес своего игрока: «Иногда нельзя идти в обводку. Иногда нужно отдать простой пас, Ди Мария не из тех, кто готов отдать пас каждый раз, когда получает мяч. Но часто нам нужно именно это, а не его обводки. Как следствие, он слишком часто теряет мяч, что плохо для командного баланса».

Ван Гал проявляет к Ди Марии больше терпения, чем к некоторым не совсем подходившим ему игрокам (например, понимая, что ему не переучить Хуана Романа Рикельме, он подарил тому футболку «Барселоны» детского размера со словами: «Твоему сыну она пригодится больше, чем тебе»). У Луи есть несколько вариантов, как сделать Анхеля эффективней (например, покупка скоростного нападающего помогла бы команде лучше растягивать обороны соперников и дала бы больше пространства Ди Марии), но в конечном итоге все упирается в утраченную работоспособность. Можно лишь строить теории о корне проблемы (сезон после ЧМ, адаптация к английскому ритму, избалованность и т.д.), но едва ли есть основания полагать, что это качество потеряно навсегда. 

«Игрок – это не просто человек, который отдает передачу из точки А в точку Б. Окружающая среда сильно на него влияет», – за последние недели Луи ван Гал несколько раз повторил свою старую фразу про футбольную психологию (что забавно, практически не меняя формулировку). Он также рассказал, что предоставляет Анхелю дополнительные выходные и идет на всяческие уступки после болезненной истории с ограблением его дома в январе. Не недооценивать этот фактор призывал и осведомленный о ситуации в клубе Гари Невилл. Да и сам Ди Мария задолго до инцидента, в ноябрьском интервью Daily Mail, подчеркивал важность для него благополучия семьи – каждое сердечко в празднованиях голов посвящает дочери, а вместо просмотра матчей ЛЧ вечерами вторника и среды играет с ней.

Ван Гал также назвал себя «тренером, который все еще находится в поисках баланса». Вряд ли нынешний Ди Мария способен его предоставить и сыграть ключевую роль в плотной гонке за место в четверке, но и низшая точка его английской карьеры, пожалуй, пройдена. Его второй сезон в клубе, вероятно, будет намного более стабильным и сильным.

P.S. Все результативные действия Ди Марии (голы, передачи, заработанный пенальти) в этом сезоне премьер-лиги:

Древо жизни. Возрождение Маруана Феллайни

Фото: Global Look Press/imago sportfotodienst; Fotobank/Getty Images Sport/Christophe Pallot/John Peters/Man Utd