4 мин.

Ярмарка тщеславия. Почему план Ö важен для Венгера

Переход Месута Озила в «Арсенал» стал самым громким событием английского трансферного окна. Блог «Англия, Англия» задается вопросом: был ли трансфер имиджевым ходом Арсена Венгера.

Я не люблю трансферное окно. Странно слышать подобное заявление от человека, чья команда два дня назад провернула самый громкий трансфер в своей истории, не правда ли? Тем не менее: виртуальная оценка стоимости игроков, отслеживание важных фактов в горах информационного мусора, поиск неочевидных связей напоминает наблюдение дилетантов за каким-то очень скучным процессом, вроде биржевых торгов или игры в покер на топ-уровне. Движение графиков, динамика изменения чисел, подсчет чужих денег, наконец, очень возбуждают воображение, но едва ли картина в нашей голове совпадает с реальностью хотя бы на четверть. Трансферный рынок превратился в шоу, и, что хуже всего, не только для болельщиков.

Джонатан Уилсон верно подметил очевидную, в общем, мысль, что громкие покупки многих клубов являются для них самоцелью (мне действительно интересно, как можно одновременно использовать Кавани и Ибрагимовича). Что делает клуб, на который внезапно свалились большие деньги? Он ведет себя, как бедный родственник, которому досталось неожиданное наследство, отчаянно желающий попасть в элитный клуб. Это, в общем, история из анекдота о двух новых русских, ищущих галстук подороже (ну ты лох, за углом такой же на сотку больше). Что характерно, в футболе все как в жизни: сначала нуворишам смеются в глаза («Монако»), потом начинают уважительно шептаться за спиной («Манчестер Сити»), а потом и вовсе ставят в пример, как нужно вести дела («Челси»).

Или взять, например, Дэвида Мойеса и «Манчестер Юнайдед». Насколько я понял, основные претензии болельщиков состояли не в том, что он оставил какие-то позиции неукрепленными, а в том, что он вел себя на трансферном рынке, как провинциал в столичном бутике. Мойес пришел туда с конкретной целью и полным кошельком, потом долго приценивался ко всему, чему только можно, поражаясь дороговизне, а в итоге взял то, что хотел с самого начала, но дороже из-за своей нерешительности. Но Мойес удержался от другой крайности: скупать все, что движется, при солидном запасе средств. А говорить о том, какие из проблем он смог решить покупкой одного лишь Феллаини, можно будет только через несколько месяцев.

Однако самое эмоциональное отношение к трансферам в последние годы у болельщиков «Арсенала». Взаимоотношения Арсена Венгера и суппортеров клуба напоминают общение прижимистого мужа и требовательной жены. Каждый трансфер воспринимается гунерами и как подарок их внутреннему ребенку, который хочет праздника, и как уступка тренера их просьбам. До последнего дня окна все было скучно и скромно: традиционный букет на 8 марта (Саного), и бэушный пылесос, который сами когда-то подарили знакомым (Фламини). И вот Озил. Рекорды побиты, шок, праздник, фейерверк, и, что чуть ли не самое главное, болельщики других клубов нам завидуют. Пусть не говоря этого вслух, но завидуют.

Вопрос «нужен ли Озил «Арсеналу»?» звучит абсурдно – такой игрок нужен любой команде мира за исключением, может быть, двух (в одной он имел несчастье оказаться до этого). Но главный вопрос: решил ли «Арсенал» свои главные проблемы в это трансферное окно? Если имиджевые – да, безусловно, часть стереотипов покупкой Озила Венгер разрушил. Чтобы понять это, достаточно почитать удивленные интервью игроков «Реала». Более того, сам Озил в интервью однозначно сказал, что его привлекли не трофейные перспективы «Арсенала» (давайте не будем себя обманывать, ОК?), а то, что Венгер будет строить игру вокруг него. И мне очень хочется верить в то, что эти слова тренера были правдой, а не тем, что хочет услышать игрок.

Приход Озила не сможет решить главные игровые проблемы «Арсенала». Более того, в ситуации, когда в команде играет один из лучших плеймейкеров лиги (а статистически и фактически Касорла им является), но по другим позициям есть вопросы, приглашать еще более сильного креативщика – значит, только усиливать дисбаланс в команде, из-за которого «Арсенал» уже проиграл не один титул 5-7 лет назад. Венгер все лето искал нападающего, более разнопланового, чем Жиру, это не секрет. Он был готов выложить серьезные деньги за Игуаина, Суареса, Бензема, но эти трансферы сорвались в основном из-за того, что клубы запрашивали за форвардов сумму, которую они, по мнению Венгера, не стоят. В ситуации, когда не сработал план A, B и C, он обратился к плану Ö. Недавно Вадим Лукомский критиковал действия «Тоттенхэма», приводя в пример охоту за Бентеке, которая закончилась покупкой Сольдадо. Озил еще меньше похож на Суареса, Игуаина и любого другого нападающего.

Реклама 18+

И я очень хочу верить, что Венгер с его опытом действительно понимает, зачем ему нужен турконемец, как использовать на поле одновременно двух плеймейкеров, как заменить Жиру, не используя Бендтнера и Саного, как играть в пятнашки своими игроками, двигая Фламини на край защиты, Санья в центр, Гиббса на позицию вингера и так далее… Иначе рекордный трансфер «Арсенала» так и останется имиджевым ходом, уступкой Венгера своим принципам, бессмысленным фейерверком на ярмарке тщеславия.

Больше текстов автора на goonerdiary.com, передать привет или написать пару ласковых слов можно в твиттере.

Другие материалы блога: