13 мин.

Конте напросился на увольнение. Но у Леви нет четкой стратегии – это большая проблема «Тоттенхэма»

Антонио Конте больше не тренер «Тоттенхэма». Сезон команда закончит с ассистентом Конте Кристианом Стеллини, его помощником будет Райан Мэйсон.

Что это конец, стало понятно после шумной пресс-конференции. «Тоттенхэм» упустил преимущество в два мяча против аутсайдера АПЛ «Саутгемптона». Рассерженный итальянец прошелся по всем: особенно досталось игрокам, но перепало и клубу: «За 20 лет при этом руководстве (бизнесмен Дэниэл Леви – Sports.ru) клуб ничего не выиграл – почему? Виноват только клуб или же каждый тренер, который тут работал? Я видел, какие люди возглавляли команду. Вы пытаетесь очернить тренеров и замять другое».

Конте заявил, что каждый должен взять на себя ответственность. «Мы не выглядели как команда», – еще одна фраза Конте с пресс-конференции, но эти «мы» были лишь мостиком к обвинениям игроков в эгоизме. О клубе Конте говорил в третьем лице и не ассоциировал себя с клубом («Они не выигрывали», «Если «Тоттенхэм» хочет что-то изменить»).

Это особенно показательно на фоне недавних слов самого Антонио. Отвечая на выпад Ришарлисона, Конте сказал: «Я говорю игрокам, что если мы хотим построить что-то важное и выиграть трофей, мы должны говорить «мы», а не «я» – в противном случае вы думаете только о себе».

Эффект от такого выступления Конте на пресс-конференции попытались смягчить: Алистер Голд, журналист football.london, сообщил, что Антонио разъяснил руководству резкие комментарии, заверив, что в первую очередь они были направлены на игроков. 

Игроки порыв не оценили. Первым отреагировал Кристиан Ромеро, написавший в инстаграме о единении с партнерами: «Я люблю игроков в моей команде, люблю их и клуб, а время и совместная работа покажут, куда мы придем».

После высказался Пьер-Эмиль Хейбьерг. Датчанин подчеркнул, что понимает разочарование тренера. Но пожелал, чтобы тренер был конкретнее в требованиях: «Для построения успешной команды нужны 11 человек, которые преданы проекту и культуре клуба. Но я думаю, что он [Конте] должен подробнее говорить о своих чувствах, прежде чем ты, как игрок, сможешь все оценить. К счастью, не мне судить [прав ли Конте]. Если он видит это так, то нужно быть точнее, чтобы игрок мог принять это во внимание».

Хотя Мэтт Доэрти, который проработал с Конте год и ушел из «Тоттенхэма» зимой, сказал: «Я надеюсь, что «Тоттенхэм» поддержит его и он останется как можно дольше, он один из лучших менеджеров всех времен».

Часть болельщиков наверняка оценила выпад Конте. Претензии к руководству и игрокам есть давно, их нельзя назвать беспочвенными – заявленные амбиции и действия порой не соответствуют друг другу, тренера могли бы поддержать и получше, а состав недостаточно хорош, чтобы бороться за трофеи (а хочется). 

Правда он и не настолько плох, чтобы команда выглядела так невыразительно, как в последние месяцы. В любом случае, такая реакция Конте – показатель того, что внутри все очень плохо. 

После пресс-конференции Конте улетел в Италию и уже оттуда общался с боссами.

Яростная пресс-конференция – взрыв, но к ней вел весь этот паршивый сезон

Все шло к такой развязке. 

Конте сказал, что относительно прошлого сезона «Тоттенхэм» сдал – и это правда:

Источник – телеграм-канал «Футбол в цифрах»

У спада комплекс причин – внешние и внутренние. Накопились неудачные выступления: слабые и по результату, и по игре. «Тоттенхэм» вылетел из ЛЧ от проблемного «Милана», из Кубка Англии – от полурезервного состава «Шеффилд Юнайтед», сильно подкосил шансы на четверку одной ничьей в трех матчах с андердогами – «Лестером», «Вулвз» и «Саутгемптоном». Пока «Тоттенхэм» остается четвертым, но у соперников меньше сыграно (по потерянным «шпоры» шестые), а в апреле предстоят матчи с «Брайтоном», «Ливерпулем», «МЮ», «Ньюкаслом».

Конте считал попадание в четверку в прошлом сезоне чудом, потому что удалось провести концовку одним составом в одном турнире. Красной нитью через нынешний сезон проходят травмы и потеря формы у ключевых игроков. Это самый неудачный сезон в АПЛ для Сона и Льориса, очень нестабилен Эрик Дайер. Нельзя сказать, что у «Тоттенхэма» было очень много травм, но вылетали важные игроки: либо несколько сразу, либо один за другим. Иногда даже небольшие повреждения могли привести к длительному ухудшению формы (Ромеро осенью и Кулусевски зимой), а порой травмы нескольких игроков на одной позиции накладывались – осенью в какой-то момент были недоступны Кулусевски, Ришарлисон, Лукас и даже Сон. Зимой одновременно на длительный срок выбыли Бентанкур и Биссума. 

Показательна в контексте «Тоттенхэма» позиция левого вингбэка. Туда подписали хорошо знакомого Конте Ивана Перишича. Хорват действительно был хорошим усилением, а в первой половине сезона левый фланг выглядел значительно сильнее правого. Сейчас травмирован Сессеньон, Перишич после чемпионата мира в ужасной форме. Его вытеснил Бен Дэвис, которого Конте видел на позиции левого центрального защитника. А теперь и валлиец получил травму. Зато на правом фланге мощно спрогрессировал Эмерсон и купили Порро. Где-то густо, где-то пусто. Второе гораздо чаще. И так весь сезон. 

При том, что некоторые игроки проводят откровенно слабый сезон, а у Конте хватает претензий, он продолжал выпускать практически один и тот же состав, не давая шанса ни ближайшему резерву, который брали как раз для усиления глубины и под самого Антонио, ни молодым футболистам. Не все это понимали. После вылета от «Милана» недовольство громко выразил Ришарлисон. 

Это еще одна отличительная черта периода Конте в «Тоттенхэме». На проблемы внутри команды при Почеттино и Моуринью намекали косвенные признаки (продление контракта Алдервейрелда практически сразу после отставки Почеттино) и уже в самом конце их работы, в основном благодаря инсайдам из раздевалки от The Athletic или The Telegraph. Здесь же информация шла от главных действующих лиц – стало понятно, что внутри все плохо. И, видимо, накопилась критическая масса, которая хлынула через край. The Independent называет обстановку в раздевалке токсичной и говорит, что игроки устали от Конте. The Athletic добавляет к этому слово «прогнивший» и утверждает, что ситуация даже хуже, чем в последние дни с Моуринью. 

Эмоциональные всплески, направленные в адрес игроков и руководства, случались у Конте и раньше. После поражения от «Манчестер Сити», когда «Тоттенхэм» после 2:0 в первом тайме получил 2:4, Конте сказал: «Если мои ожидания будут такими же, как в «Ювентусе» или «Интере», то это может быть опасно, потому что разочарование может быть большим».

В последние месяцы Конте закрылся, это признавал ассистент Кристиан Стеллини. В начале января Антонио сказал, что на него тяжело повлияла смерть друзей (Джан Пьеро Вентроне, Джанлуки Виалли и Синиши Михайловича), и добавил, что, возможно, стоит пересмотреть приоритеты и больше времени проводить с семьей. 

Уход Вентроне сильно ударил не только по Конте, но и по клубу. Тренер «Тоттенхэма» по физподготовке был крайне популярен в раздевалке: у него были отличные отношения с игроками, он всегда мог их подбодрить и поднять их самооценку – это аспект, в котором Конте не силен.

Зимой выявились проблемы со здоровьем у самого Антонио: он лег на операцию по удалению желчного пузыря, вернулся раньше положенного срока, из-за чего получил осложнение. 

На пресс-конференции после «Саутгемптона» Конте назвал неопределенность с контрактом «оправданием для игроков». Антонио с самого начала ставил под сомнение свое будущее в клубе. Постоянно возникали вопросы: он уйдет? Останется? Продлит контракт? В прошлом сезоне это еще можно было оправдать не очень понятными перспективами и годом по действующему соглашению, но со временем ситуация не прояснилась, что провоцировало неопределенность и вполне могло передаться игрокам. 

The Athletic написал, что переговоры возобновились 12 декабря, но Конте свой выбор сделал: он не хотел подписывать новый контракт, а намеревался просто хорошо закончить сезон, чтобы его пребывание в клубе считалось успешным. Отсутствие ясности объясняет, почему вместо Николо Дзаньоло, которого так хотел Конте, в команде оказался Арно Данжума. Дело в том, что «Рома» до последнего не соглашалась на аренду и хотела полноценный трансфер, а с «Вильярреалом» удалось договориться на полугодовую аренду. Это привело к печальной ситуации, когда игрок не нужен тренеру и просто сидит в запасе. 

В итоге наложилось слишком многое: травмы и спад ключевых футболистов, смерть друзей, проблемы со здоровьем, недопонимание с игроками. Это привело к игровым проблемам и бесславному вылету из всех турниров. Понимания, как выйти из образовавшегося кризиса, нет ни у кого. И это привело к точке невозврата. 

Мы ведь знали, что так и получится. Почему Леви поставил на Конте?

По ходу карьеры Конте гремел конфликтами с руководством и давил через пресс-конференции. Изначально были сомнения в сочетаемости Антонио с Дэниэлом Леви: тренер, который всегда недоволен и требует под себя определенных игроков, и руководитель, который не был замечен в такой щедрости. Леви сделал клуб здоровым финансово, но по части футбольных решений к нему всегда были вопросы.  

В «Тоттенхэме» Конте атаковал руководство гораздо мягче и реже, подчеркивал, что его задачи сильно отличаются от привычных, он здесь не для трофеев, а чтобы выстроить фундамент. Говорил что Бентанкур и Кулусевски – молодые игроки на перспективу, но такова стратегия клуба, и он с ней считается, иначе уже бы давно ушел. Когда его спросили перед началом зимнего трансферного окна, не хочет ли Конте центрального защитника, итальянец ответил, что «с позицией центрального защитника все в порядке, нам нужно продолжать работать». 

Леви угождал и тратил на Конте больше, чем на любого другого тренера «Тоттенхэма». Не купили только двух игроков, которых хотел Конте: Бастони и Дзаньоло. Защитника «Интера» было нереально вытащить прошлым летом из Милана, он не хотел никуда переезжать. Про вингера «Ромы» сказано чуть раньше. 

The Athletic пишет: когда Конте общался с руководством «Тоттенхэма» впервые, в мае 2021-го, он пообещал Леви вернуть «шпорам» форму и игровую организацию. Взамен Антонио потребовал честности, предупредив: если он почувствует, что его обманывают, то уйдет. Надо полагать, что клуб не обманул Конте в обещаниях. 

Два бескомпромиссных человека шли на небывалые для себя компромиссы. В какие-то моменты даже казалось, что из этого может получится что-то интересное. В крайнем случае Конте тихо уйдет летом, по окончании контракта. Не вышло. 

Если бы Конте в своем стиле давил на руководство раньше, прошлой зимой, летом и даже осенью, то болельщики приняли бы такую пламенную реакцию. Сейчас это выглядело как попытка запрыгнуть в вагон уже давно ушедшего поезда, когда Антонио сам упустил ситуацию и уже ничего не может с ней сделать. 

Последний сезон, который любой тренер «Тоттенхэма» отработал полностью – 2018/19. Тогда «шпоры» дошли до финала ЛЧ вместе с Почеттино. С тех пор было полтора года Жозе Моуринью, полтора года Антонио Конте и короткие отрезки Райана Мэйсона и Нуну Эшпириту Санту. 

Это одна из особенностей Дэниэла Леви, он всегда старался приглашать тренеров с именем. Нуну, конечно, выбивается из списка, а Мэйсон был временным вариантом. 

Символично, что тройка самых успешных тренеров «Тоттенхэма» в эпоху Леви оказалась на своем месте не благодаря, а вопреки. 

В 2005 году Леви назначил спортивным директором Франка Арнесена. Он хотел видеть главным тренером Жака Сантини, а Арнесен предпочитал Мартина Йола. В итоге Сантини назначили главным, а Йола – его помощником. Француз продержался всего 13 матчей, его место занял Йол. Осенью 2008-го Харри Реднапп пришел вытаскивать «Тоттенхэм» из подвала таблицы после провального старта Хуанде Рамоса. Летом 2014-го «Тоттенхэм» объявил о назначении Маурисио Почеттино, потому что главная цель Леви, Луи ван Гал, выбрал «Манчестер Юнайтед». 

Назначения Жозе и Конте отлично вписываются в статусную стратегию Леви, но совсем не подходили клубу на том этапе развития. 

Что «Тоттенхэму» дали полтора года с Конте?

Начальный отрезок с Конте был все-таки позитивным. Те же самые игроки, которые перестали в какой-то момент воспринимать Моуринью и совсем не приняли Нуну, прибавили, выглядели пускай ограниченной, но хорошо организованной командой, убийственной в удобном сценарии. «Тоттенхэм» все же попал в ЛЧ. 

Если говорить о персоналиях, то Сон выдал лучший сезон в карьере. К сожалению, сразу за ним последовал худший. Эмерсон Роял спрогрессировал от игрока, которого в дебютном матче возил Уилфрид Заа, до очень приличного вингбэка, который достаточно надежен в обороне и даже стал попадать по мячу в атаке. Здесь сработала и система Конте, где очень важны вингбэки, и персональная заряженность Эмерсона на саморазвитие. Бразилец потратил 800 тысяч фунтов, чтобы стать лучше: приобрел гипербарическую кислородную камеру для поддержания физической формы на высоком уровне, нанял нейробиолога, чтобы справиться с давлением АПЛ, заказал отчеты по Ашрафу Хакими, чтобы прибавить в игре и системе Конте. 

Один из лучших сезонов прямо сейчас проводит Кейн. Харри снова стал больше игроком штрафной, идет вторым в бомбардирской гонке за Холандом и может превзойти сезоны-2016/17 и 2017/18, когда он забил 29 и 30 мячей. Сейчас у Кейна 21 гол, осталось еще 10 матчей. 

Летом «Тоттенхэм» все-таки ускорил обновление команды. Да, удалось решить далеко не все проблемы с составом. Много работы будет предстоящим летом, куча игроков в арендах. Но уже сделан большой шаг, есть качественные и молодые футболисты (Кулусевски, Бентанкур, Ромеро, Порро), видны очертания, с которыми можно строить новую команду.  

Пресс-конференция Конте – кульминация его полутора лет и логичное отражение происходящего в клубе. Почеттино говорил о необходимости длительной и болезненной перестройки еще весной 2019-го, прямо перед финалом ЛЧ. Сначала выгорел сам Почеттино, потом Моуринью, теперь Конте, а перестройка все еще продолжается. В каждом случае это сопровождалось проблемами внутри: от методов Почеттино игроки устали и считали его тренировки выматывающими, подход Жозе казался слишком легким, принципы Конте – снова слишком тяжелыми и однообразными. К игрокам тоже очень много вопросов, но главная проблема в структуре, планировании и целях клуба. 

То, что до конца сезона командой будет управлять Стеллини, не совсем типично, потому что, как правило, главный тренер уходит со штабом, который привел. Но Конте дал добро, чтобы помощники продолжили работу в «Тоттенхэме». Из команды Антонио ушел его брат Джанлука, который занимал должность аналитика. Остальные (Саворани, Бруно, Коратти и Вио) остались. С другой стороны, назначение Стеллини показывает, что с ключевыми кандидатами договориться не удалось, а значит нас ждет увлекательная сага с поиском главного тренера.

Стеллини неплохо подменял Конте, но самостоятельный опыт Кристиана сводится к двум годам в молодежной команде «Дженоа» и роли главного в команде серии C – «Алессандрии». Стеллини продержался всего 14 матчей, в которых одержал две победы.

Судя по миксу потенциальных тренеров – Энрике, Тухель (а теперь Нагельсманн), Почеттино, Аморим, Де Дзерби, Гласнер – прошлый опыт ничему не научил руководителей «Тоттенхэма». Конечно, возможно, следующий выбор Леви будет удачным, но это будет следствие случайного попадания, а не методичного расчета, когда тренер берется под требования и стратегию развития клуба. Конечно, всегда есть риск и большое количество факторов, которые могут повлиять на успех или неудачу, даже при грамотном подходе, но в «Тоттенхэме» это просто рулетка: повезет/не повезет. 

Телеграм автора

Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram

Фото: Gettyimages.ru/Catherine Ivill, Mike Hewitt; East News/USTIN TALLIS / AFP, AP Photo/David Cliff, Hungary Out UK Out, SHAUN CURRY / AFP, AP Photo/Ian Walton