Трибуна
11 мин.

«Миллуолл» подписывал Юрана и Кулькова, чтобы порвать АПЛ, но вместо этого вылетел в третий дивизион

От редакции Sports.ru: вы в блоге «Англия, Англия», это территория британского футбола на Трибуне. Если вы еще не подписаны, то это странно, но поправимо! Плюсуйте, подписывайтесь на один из самых мощнейших блогов Трибуны. 

Первое место после 20 туров и катастрофа по итогам сезона.

Осенью 1995-го российские футболисты триумфально шли по Британии. Андрей Канчельскис, освободив место в «МЮ» для Дэвида Бекхэма, сразу стал лучшим бомбардиром в «Эвертоне». Дмитрий Харин по-прежнему был в числе топовых вратарей АПЛ и вдохновлял английскую журналистику на каламбуры в духе «from Russia with gloves». А «Спартак» в рамках исторического 18-очкового похода по группе ЛЧ дважды всухую обыграл «Блэкберн» с такой уверенностью, что Грэм Ле Со и Дэвид Бэтти от накопленной злости устроили драку прямо на поле «Лужников».

На «Ивуд Парк» единственный гол забил как раз Сергей Юран. Еще по голу добавил он в ворота «Русенборга» и «Легии». Василий Кульков, по замыслу Олега Романцева исполняя роль играющего с мячом опорника, также стал ключевым элементом победоносной команды.

На этом фоне аренда спартаковцев во второй по статусу английский дивизион стала удивительным событием даже в условиях стремительных изменений, происходивших тогда как в российском, так и в английском футболе.

Впрочем, россияне на британских островах в середине 90-х запоминались и с другой стороны. Эпизод из сентября 1994-го, когда Борис Ельцин даже после нескольких лишних кругов над дублинским аэропортом Шэннон так и не смог выйти из самолета для встречи с премьер-министром Ирландии, стал чуть ли не ярчайшим событием страны в том году. А фраза «circling over Shannon» ушла в народ и до сих пор используется как гениальный эвфемизм похмелья. Лондонский период Юрана и Кулькова в фольклоре хоть и не отразился, но поводов вспомнить случай с Ельциным тренировавшие «Миллуолл» ирландцы Мик Маккарти и Джимми Никколл получали немало.

«Миллуолл» начала 90-х не был полноценным денежным мешком, но обладал вполне соответствующими премьер-лиге возможностями и амбициями. В 1986-м клуб купил Джефф Бернидж, бизнесмен, специалист по недвижимости, и уже через два года команда оказалась в высшей лиге. Несмотря на обратный вылет в сезоне-89/90, казалось, что клуб быстро вернется и обоснуется в элите. Бернидж последовательно создавал вполне передовой футбольный клуб. В 1989-м «Миллуолл» стал вторым в истории клубом, вышедшим на биржу. В 1993-м был открыт «Нью Дэн», первый в Англии стадион с полностью сидячими местами после трагедии «Хиллсборо».

Кроме поддержки давно болевшего за клуб Берниджа, помогали и удачные трансферы: именно в «Миллуолле» начинали карьеру и продавались примерно за 2 миллиона фунтов каждый будущий кошмар «Баварии» Тедди Шерингем и крайний защитник Марк Кеннеди, ставший на тот момент самым дорогим британским игроком в своем возрасте.

Три из четырех сезонов после вылета в первый дивизион команда заканчивала в паре шагов от промоушна, а в сезоне-94/95 зажгла в Кубке, выбив соседей из «Арсенала» и «Челси». В составе было несколько известных имен (вратарь сборной США Кейси Келлер, легенда «Челси» Керри Диксон) и просто крепких игроков своего времени (Бен Тэтчер, Кит Стивенс, Алекс Рэй).

Летом 95-го клуб провел трансферную кампанию на несколько миллионов фунтов (больше во всей лиге потратил только «Вулверхэмптон»), добавив в том числе несколько игроков с опытом АПЛ и главную диковинку – выписанного из Германии почти за миллион форварда Уве Фухса, который до этого впечатлил всех за полгода аренды в «Мидлсбро» 9 голами в 13 матчах и попыткой перерубить ногу соперника из «Шеффилда» (отдельное внимание удивленному тону комментатора на фразе «he’s been sent off!»). Руководил ими Мик Маккарти, на тот момент еще не «f*cking wanker» по версии Роя Кина, а один из самых перспективных тренеров на островах.

Поэтому впечатляющий старт воспринимался в целом как должное. Но у «Миллуолла» были проблемы с креативом: голы вместо Диксона и Фухса забивали в основном полузащитники и пришедший всего лишь из «Транмира» Крис Малкин. Только благодаря отточенной игре сзади, фирменной для команд Маккарти, лондонцы уверенно набирали очки и к ноябрю шли на первом месте. Даже раннезимняя серия из пяти поражений, включая болезненные 0:6 от прямых конкурентов из «Сандерленда», отбросили команду лишь на расстояние трех очков от прямого промоушна. Руководство посчитало, что в этот раз не стоит рассчитывать на плей-офф, и предприняло решительный ход по усилению.

Здесь начинается история о том, как Юран и Кульков из Лиги чемпионов опустились во вторую лигу Англии. Помогли ряд личных знакомств и случайностей. Бобби Робсон успешно тренировал Юрана и Кулькова в чемпионском «Порту», а помимо этого был в контакте с менеджерами «Миллуолла». Плюс будущая жена Юрана жила в Лондоне. Еще в «Порту» влюбленный Юран спускал на еженедельные перелеты на Альбион и обратно весомую часть зарплаты. Поэтому теперь с радостью уцепился за первый же вариант уехать туда, где фиш энд чипс, чай, отвратная погода и все сопутствующее.

Денежный вопрос проблемой не был изначально – зарплаты россиян стали, по оценкам, раз в пять выше спартаковских. Так дополнявшие друг на друга на поле и в жизни взрывной, активный Юран и уравновешенный Кульков вновь синхронно перешли в один клуб (до «Порту» были еще три мощных сезона в «Бенфике»).

Довольны сделкой были практически все стороны. «Миллуолл» рассчитывал, что игроки добавят команде мастерства и мышления на проблемных позициях и поделятся опытом. Юран и Кульков получили шанс подзаработать и еще раз показать себя европейским скаутам. Даже «Спартак», хоть и потерял важных игроков перед четвертьфиналом ЛЧ, был не совсем в минусе – в московском клубе зрел конфликт игроков с руководством.

Маккарти на пресс-конференции заверил, что русские новички станут толчком для всего клуба. Отрецензировал новичков и сам Бобби Робсон: «Юран – это динамичный игрок, который оживит игру, а Кульков – отличный полузащитник с хорошим контролем мяча и классным пасом. Я бы и сам их снова подписал, если бы сложились обстоятельства».

Но все пошло не так с самого первого дня. Домашний дебют против «Порт Вэйла» из болота таблицы. На трибунах «Нью Дэн» в середине января собралось больше 14 тысяч человек (при средней посещаемости в районе 9 тысяч), и начало даже отложили из-за очередей на входе. Единственная проблема – Юран и Кульков едва вышли из отпуска. Вместо легкой победной презентации новичков зрители увидели медлительных людей с лишними килограммами и поражение 1:2. Победный гол «Вэйл» забили из-под Кулькова, который тут же был заменен.

В феврале Мик Маккарти уехал тренировать сборную Ирландии. Само предложение он получил еще раньше и, пока над ним размышлял, слегка наплевал на текущую работу. К моменту ухода Маккарти «Миллуолл» еще дальше отстранился от желанного 2-го места и уже был ближе к середине таблицы. Ему на смену спешно приехал североирландец Джимми Никколл. Ради предложения из Англии он закончил карьеру игрока. Совмещая роли правого фулбэка и тренера в шотландском «Рэйт Роверс», Никколл вывел этот клуб из глуши в еврокубки. Рискованный выбор менеджеров «Миллуолла» не оправдался.

Никколл не совладал с вошедшей в пике командой. Под его руководством игроки начали получать красные карточки чуть ли не чаще, чем забивать. В итоге за 16 матчей под руководством Никколла «Миллуолл» соберет 11 очков и 5 удалений. Задал моду Юран.

Матч с «Вулверхэмптоном» мог стать и выигрышным, если бы не вратарь соперника. В самой концовке разозленный «русский танк» вместо попытки отнять мяч у защитника мощно зарядил тому по ноге. Удаление и бан на четыре игры. Как ни странно, именно это действие, а не забитый спустя месяц единственный гол, стало моментом триумфа Юрана в Англии.

В тот день он был лучшим образцом себя, создал кучу моментов, и грубый фол только добавил уважения у фанатов «Миллуолла» – с поля Сергей уходил под овацию: «Даже пригласили в паб. Отказать, конечно, я не мог. Тем более местные игроки настойчиво советовали пойти, отмечая, что болельщики у «Миллуолла» своеобразные и это нужно, чтоб они окончательно приняли. Сходил. Выпили пива, пообщались. Окончательно убедился, что они и вправду из числа самых яростных болельщиков в мире».

В отдельных моментах, как в матче с «Вулвз», Юран демонстрировал высокий класс. Но чаще он был не в форме и в диссонансе с действиями партнеров. И в целом в памяти лондонцев отложился визуальный образ: воротник а-ля Кантона, расправленная футболка и спущенные гетры, игра на чистых мячах и показное стояние на месте с взведенными руками после очередного неудачного действия партнера.

Органично дополняло это поведение вне поля. «Джимми Никколл сказал, что я самый непрофессиональный футболист, которого он когда-либо видел. И это правда. Мой медовый месяц длился полгода. Я забыл о футболе», – вспоминал сам форвард. Однажды Юран был пойман нетрезвым за рулем. Мог прийти на тренировку прямиком с очередной ночи в баре. А для случаев, когда тот не появлялся на тренировках, футболисты «Миллуолла» начали использовать термин «стратегически травмирован».

Кульков же перестал появляться на тренировках систематически, но не из-за ночных клубов. Сначала с приходом Никколла растренированный полузащитник перестал попадать в состав. Вскоре травма колена заставила Кулькова досрочно завершить сезон.

Несмотря на ужасную форму, запаса очков со старта «Миллуоллу» хватало даже на то, чтобы аж до 43 тура сохранять математические шансы на плей-офф. Но сезон вышел необычайно плотным даже по меркам Первого дивизиона.

Перед последним туром «Миллуолл» неожиданно обнаружил себя в двух очках от зоны вылета. С учетом плохой разницы голов для безопасности «львам»в последнем матче нужно было побеждать. Однако на игру с «Ипсвичем» команда вышла с нетипичным для Англии 90-х построением в 4-5-1 при том, что из-за дисквалификации не мог играть лучший бомбардир – полузащитник Алекс Рэй.

Матч закончился скучноватыми 0:0, которые «Миллуолл» как будто бы и не сильно стремился превращать в победу, в полной уверенности, что не менее бедствующий «Портсмут» не победит в Хаддерсфилде. Но «помпи» уже на девятой минуте открыли счет и без видимых проблем сберегли 1:0 до самого конца.

Это означало вылет «Миллуолла». На вопрос о том, почему из нападающих в заявке был лишь Крис Малкин, Никколл ответил, что «хотел видеть на поле только полностью вовлеченных игроков», и добавил, что если кто-то считает, что он слишком хорош для Второго дивизиона (тогдашняя Лига 1), то может идти своим путем.

Дорогими трансферами и щедрыми зарплатами Бернидж поставил окупаемость команды в прямую зависимость от выхода в Премьер-лигу. Зарплаты в «Миллуолле» превышали 4 миллиона фунтов – сумма, едва посильная в Лиге 1 даже в наши дни. В 1996 году же это было совсем немыслимо. Помимо разгрузки зарплатной ведомости на клуб давили затраты по обслуживанию нового стадиона.

Банкротство и переход под внешнее управление оставались делом времени, и распродажа той половины состава, которую кто-нибудь хотел купить, лишь отсрочила юридические процессы на несколько месяцев. Преодолев кризис, «Миллуолл» на десятилетия завис в своем нынешнем статусе – лифт между вторым и третьим этажом английских лиг.

Удивительный переход россиян не был самым провальным трансфером того «Миллуолла». Для подобных оценок банально не хватит матчей: Юран сыграл 13 раз (1 гол), Кульков и вовсе всего 6. В списки худших игроков в истории болельщики обычно включают других персонажей: Фухс забил 5 голов за весь год, под конец был выкинут из состава и уехал домой в «Арминию», а связка полузащитников Ньюмэн – Боури, покупавшаяся за 720 тысяч фунтов как игроки АПЛ, на новом месте была настолько плоха, что «Миллуолл» еще четыре года прозябал с ними в Лиге 1.

Но, пожалуй, именно аренда спартаковцев лучше всего олицетворяет конец мини-эпохи «Миллуолла» – такой же внезапной и с трудом поддающейся анализу. Часть болельщиков винит в провале руководство, не удержавшее Маккарти или хотя бы не предотвратившее кризис с дисциплиной. Другая часть обвиняет самого Маккарти в отсутствии лояльности.

Дальнейшая карьера Юрана сложилась синусоидно, в традициях классического скетча «Назло рекордам»: два неплохих года в Германии, ссора с тренером, возвращение в Россию, ссора с тренером, возвращение в Европу, голы в Лиге чемпионов, травма.

Для Кулькова же период в Англии оказался не забавным приключением, а началом конца. Еще одна травма, игра за середняков, и финальный отъезд в ныне почившую португальскую «Алверку», где ни добрая память, ни наличие в партнерах Сергея Овчинникова также не особо помогли. А главное – Кульков так и остался без крупного турнира сборных: Евро-92 и 96 из-за травм, ЧМ-94 по собственной воле, подписав «письмо 14».

Из всей рекордной серии трансферов сезона-1995/96 успешным стал лишь один – 17-летний Лукас Нил вырастет в легенду «Миллуолла», «Блэкберна» и сборной Австралии, а заодно и подсобит с приездом на «Нью Дэн» в 1998 юного Тима Кэйхилла.

P.S. В конце этого лета появилась информация о том, что Василий Кульков борется с раком. Очень надеемся, что здесь у него все получится.

Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram

Фото: REUTERS/Nick Potts/Action Images, Michael Craig/Action Images, Brandon Malone/Action Images; Gettyimages.ru/Mark Thompson/ALLSPORT