8 мин.

У Шотландии один из лучших левых флангов мира. Россия пропустила после подачи оттуда

Вадим Лукомский – о поколении Энди Робертсона.

От редакции Sports.ru: текст был опубликован перед матчем Шотландия – Россия. На 10-й минуте Россия пропустила после подачи Фрэйзера с левого фланга. 

На секунду забудьте про спойлер в заголовке. Представьте сборную с лучшим атакующим левым защитником АПЛ и победителем Лиги чемпионов, молодым левым защитником, которого этим летом купили под основу в топ-6 АПЛ, лидером по количеству созданных явных голевых моментов в прошлом сезоне АПЛ и человеком, который пользовался железным доверием у Рафы Бенитеса. И все эти ребята на одном фланге. 

Отбросим детали про АПЛ, победу в ЛЧ или Рафу. Кто первым приходит на ум – чисто по уровню игроков?

Франция? Точно нет. Там качественный запас левых защитников, но левым полузащитником выступает Блез Матюиди – он кто угодно, но точно не созидатель. 

Бельгия? Эден Азар прекрасен в созидании, но звездного левого защитника в команде до сих пор нет – тем более двух.

Бразилия? Может быть, при здоровых Алексе Сандро и Неймаре. Но глубина не та – левого защитника на последней Копе играл ветеран Филипе Луис, а выше действовал Эвертон Соарес из чемпионата Бразилии.

Испания? О, кажется, мы нашли конкурентов описанным ребятам. Хосе Гайя и Жорди Альба – отличные левые защитники. Повыше фланг в последних играх закрывал креативный Иско (не его родная позиция, но засчитаем). С натяжкой, но подходит. 

Окей, наверное, у Шотландии не лучший левый фланг в мире, но суть вы поняли. Ребята из описания это Энди Робертсон (его вы угадали сразу), Киран Тирни (перешел в «Арсенал»), Райан Фрэйзер (28 явных голевых моментов в АПЛ-2018/19 – с отрывом лучший результат) и Мэтт Ритчи (верный солдат Бенитеса). 

Это точно лучший набор из команд, которые с 1998-го не играли на чемпионатах мира и Европы. Лучший из нетоповых сборных и лучше, чем у многих топовых. Еще более уникальной ситуацию делает возраст этих футболистов. Робертсону – 25, Тирни – 22, Фрэйзеру – 25 (Ритчи оставим за скобками, он послабее и в теории может сыграть и справа). От эффективности их использования зависит успешность целого поколения. Пожалуй, самого интересного шотландского поколения с 80-х

Для главной звезды этой команды Энди Робертсона сборная очень важна. Он готов был лично оплатить себе частный рейс в Казахстан и играть с травмой в рядовом матче (не получилось – не успел вовремя сделать операцию: хотя, когда выяснилось, что в Лондоне нет вариантов, он летал в Глазго, но и там не было нужного слота).

Прямо сейчас Ритчи и Тирни травмированы – сыграют Робертсон и Фрэйзер. Но в долгосрочной перспективе вопрос о сбалансированном размещении супертройки безумно важен. Явного ответа пока нет. Двигаешь Робертсона в полузащиту с формулировкой «все равно он в «Ливерпуле» почти как вингер играет – нет удобной роли Фрэйзеру. Робертсон на привычной позиции – страдает Тирни. И так далее. 

У нового тренера сборной Стива Кларка пока даже не было возможности поработать со всеми сразу. Экс-менеджер Шотландии Алекс Маклиш так и не придумал решение. За время его работы и Робертсон, и Тирни выходили с капитанской повязкой (что еще сильнее подчеркивает их важность), мы узнали, что Тирни совсем не хочет играть справа (вариант, который рассматривали, но быстро отказались). Лишь в одном матче супертрио сыграло вместе – против Бельгии, Фрэйзера заставили играть правого латераля, завершилось провалом 0:4.

Самый интересный эксперимент Маклиша был в матче против Израиля в октябре 2018-го. Фрэйзер пропускал ту игру, но в использованной схеме нашлось бы место для него – позиция слева под нападающим: 

Это гибридная схема. Формально здесь три центральных защитника, но в атаке Робертсон уходил выше, а Тирни подключался по флангу. 

На практике замысел не сработал. Два ключевых приема Роббо – постоянные резкие рывки, при которых его теряет опекун, и навесы из глубины. В таком сочетании они не работают – его изначальная позиция слишком высокая, чтобы делать рывки, а навешивать приходится из более высокой позиции, что не так ему удобно. 

Тирни тоже чувствовал себя некомфортно – он привык закрывать весь фланг, а часть пространства для подключений у него отнимал Робертсон. Киран играл высоко для центрального защитника, но недостаточно высоко для атакующего крайнего защитника. Все это множилось на необходимость Тирни обороняться в штрафной при атаках соперника – привело к нелепому автоголу. 

После матча Робертсон объяснил, почему замысел не сработал: «Мы с Тирни оказались не на своих позициях. Нам обоим нужно учиться этим позициям. Мы играли в похожих ролях ранее, но не в рамках этой системы. К сожалению, на это уйдет время. Мы оба в идеале хотели бы играть слева в защите, но в этой схеме вообще нет такой позиции. Тренер просто хотел разместить слева и меня, и Кирана. Я вынужден стартовать выше, чем привык, у меня нет поддержки со стороны вингера. С этой точки зрения мне труднее, чем в «Ливерпуле». Не буду говорить за Кирана, но я сыграл недостаточно хорошо».

Идея оказалась слишком сырой, но направление все равно кажется верным, только не хватило сыгранности, смелости и Фрэйзера в качестве подмоги Робертсону. 

Робертсон подчеркивал, что готов учиться: «Я играл латераля в «Халле», но там моя роль была слегка другой. Но я готов учиться. Если тренер решит придерживаться этой схемы, мне просто придется прибавить в некоторых аспектах. На это уйдет время, но учиться новым позициям – абсолютно нормально».

План не кажется безнадежным – просто Шотландия слишком мало атаковала, чтобы и Робертсон, и Тирни чувствовали себя комфортно. В атаках не было четкого распределения пространства, чтобы они не мешали друг другу. И еще важнее – не было нужной активности на другом фланге, чтобы соперники давали им побольше свободы. 

Описанные проблемы выглядят решаемыми. Все нужные механизмы отлично работали в схеме 3-4-2-1 у Антонио Конте в «Челси». Прямо идеально работали. 

• Была нужная активность на двух флангах, перегружали линию защиты соперников, которые обороняются с четверкой. Вот типичный пример. Робертсону будет весьма комфортно. 

• Крайний центральный защитник регулярно шел высоко и часто обострял. Именно так родилась легендарная связка Аспиликуэта-Мората. 

• Соперники часто путались при передаче двух десяток в схеме 3-4-2-1. Именно поэтому Азар так часто получал свободу. В Шотландии получал бы Фрэйзер. 

• Итог: Робертсон в роли латераля, который делает рывки и перегружает защиту соперника. Тирни – центральный защитник в роли Аспиликуэты (только с левого края). Фрэйзер – аналог Азара (одна из десяток – ближе к левому флангу). Всем удобно.

Конте доказал, что его концепции отлично работают на уровне сборных – они труднее и эффективнее подхода, который полагается просто на качества игроков, но достаточно просты, чтобы их наиграть в короткие сроки. 

По удачному совпадению «Килмарнок» (клуб, из которого Кларк ушел в сборную и где сохранил отличные связи) теперь тренирует Анджело Алессио – ассистент Конте в «Юве» и «Челси». При желании Кларк может не только изучить систему самостоятельно, но и получить инсайдерскую информацию по тренировкам. 

Такой базис дает не только удобные условия для футболистов, но и интересные варианты для прессинга. Например, Кларк может попробовать создать ловушку на левом фланге. Умышленно прикрывать другой край, направлять атаки налево и начинать активную стадию давления. 

Робертсон прошел школу Юргена Клоппа, поэтому мастерски читает эпизоды с прессингом и чувствует момент для начала давления. В редких эпизодах, когда давление проваливается, Шотландию будет выручать скорость Тирни. Бонус: если Шотландия больше прессингует, она меньше обороняется позиционно, сокращается количество эпизодов, где Тирни нужно защищаться внутри штрафной. 

На выходе получим интересную атакующую Шотландию (точно более атакующую, чем мы привыкли). Такая философия лишь умножит потенциал команды, чей костяк составляют игроки из «Селтика» (или с опытом игры там), который при Брендане Роджерсе привык доминировать и играть в умный футбол. 

С другой, играть первым номером на уровне сборных без полностью топового состава – почти самоубийство. Даже среди топов пока доминирует другая идея – прагматичные Франция и Португалия сейчас держат титулы Евро, ЧМ и Лиги Наций. 

Но в случае Шотландии смелый путь кажется единственным верным. Иначе не получится выжать максимум из суперзвезд. Атакующие крайние защитники в наше время – в первую очередь оружие против автобусов. Имея двух топов, привыкших играть по всему флангу, можно выжать максимум только много атакуя. Тем более есть схема, которая делает это возможным и создает условия креативному Фрэйзеру.

Эта команда (не та, что выйдет против России, а та, в которой все здоровы и сыграны) имеет потенциал играть смело и даже инновационно. Да, это ситуация, в которой риски ради победы по-крупному предпочитаются перестраховкам с гарантией не облажаться по-крупному. Провал будет особенно болезненным. Ставка на атаку станет наивностью (ведь почти ни у кого на уровне сборных не выходит), но это поколение слишком классное – ради них нужно попробовать.

Сборной Шотландии теперь рулит Стив Кларк. Он работал в «Челси» Моуринью, «Ливерпуле» Далглиша, создал «шотландский «Лестер»

Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram

Фото: Gettyimages.ru/Ian MacNicol / Stringer, Stu Forster, Shaun Botterill; globallookpress.com/Mutsu Kawamori/AFLO, Maurizio Borsari/www.aicfoto.com, Bruno Fahy/ZUMAPRESS.com; REUTERS/Lee Smith