11 мин.

Почему у Моуринью не получилось в «МЮ»? Мы собрали все инсайды

Жозе Моуринью уволили утром вторника. В следующие несколько дней почти каждое крупное английское медиа опубликовало большой, наполненный инсайдами текст о кризисе в отношениях между Жозе, игроками и руководством, которые сделали такой исход неизбежным. Мы собрали главное из материалов ESPN, The Times, The Telegraph, The Independent, Daily Mail и городской Manchester Evening News.

Хронику последних часов Моуринью в «Манчестер Юнайтед» Daily Mail начинает с утверждения: Жозе догадывался, что конец близок. Манера, в которой с его командой расправился «Ливерпуль», не оставляла много шансов. Плохим знаком для Моуринью стала встреча в директорской комнате отдыха на «Энфилде». В ней среди прочих участвовали Эд Вудворд, Алекс Фергюсон и Дэвид Гилл, бывший исполнительный директор «Юнайтед». The Times подводит к мысли, что в те минуты большие и важные для клуба фигуры обсуждали будущее Моуринью.

Решительность Вудворда, ближайшего ставленника семейства Глейзеров, ускорила события.

Во вторник, когда часы на базе «МЮ» в Каррингтоне показали 7 утра, Вудворд уже был там в компании главы отдела кадров. Все было готово к самому громкому увольнению зимы. Моуринью прибыл к 9. Беседа с Вудвордом не затянулась. В 9:46 «Манчестер Юнайтед» выступил с коротким, в 65 слов, официальным заявлением.

Жозе еще провел в Каррингтоне несколько часов, собирая вещи в кабинете (Daily Mail сообщает, что португалец успел и побриться), но его время в Манчестере уже вышло.

К концу 90 процентов игроков были против Жозе. Но самой большой проблемой он видел не Погба, а Райолу

Некоторые игроки застали новости на подъезде к базе, слушая радио – в эти минуты в Англии просто не существовало других тем. ESPN описывает состояние футболистов как шоковое, но из сообщений почти всех изданий вырисовывается чувство облегчения, близкое к ликованию. Антони Марсьяль якобы «сиял», а у Люка Шоу не особо получалось скрыть приподнятое настроение. Жозе Моуринью сохранил слишком мало союзников – Неманья Матич, Маруан Феллайни, Эшли Янг и с оговорками Ромелу Лукаку, – чтобы кто-то посчитал вторник грустным днем.

Manchester Evening News ретранслирует соображения неназванного игрока: ближе к концу Моуринью утратил доверие 90 процентов состава. И приводит прогноз одного из футболистов, высказанный на прошлой неделе: «Надолго он [Моуринью] тут не задержится». Так команда отреагировала на выяснение отношений и слова Жозе об «избалованных детях» перед матчем с «Саутгемптоном» в начале декабря. 

«За 20 лет в футболе я не видел ситуации хуже», – добавляет красок The Independent, не раскрывая автора цитаты. 

При этом первый сезон Моуринью на «Олд Траффорд» был идеальным. В сентябре-2016 Давид Де Хеа «как никогда оптимистично рассуждал о карьере в «МЮ» (Manchester Evening News). Моуринью поставил цель отбить интерес «Реала» к Давиду – и у него получилось. Игрокам понравилось, как в серьезном споре Маркуса Рэшфорда и Уэйна Руни Жозе вступился за Маркуса. Майклу Каррику и другим опытным футболистам был по душе четкий распорядок, принесенный португальцем. Трофеи, как всегда, примагнитились к Моуринью: «Юнайтед» взял Кубок Лиги и вышел в ЛЧ, впервые выиграв Лигу Европы. 

Но проблемы уже подступали.

Когда после удачного для растерявшего уверенность Люка Шоу матча с «Эвертоном» Моуринью заявил, что это он руководил каждым движением защитника, команда этого не поняла. Когда снял Шоу в перерыве кубковой игры с «Брайтоном» – тоже. Игроки сочувствовали Шоу, Марсьялю, Дармиану и всем, кто попадал во временную опалу. Никто не ощущал себя защищенным. The Telegraph начинает свой текст с зарисовки: игроки сидят в столовой и гадают, кого на этот раз их тренер разнесет на пресс-конференции.

Ситуация с Погба – сложная и неоднозначная. Мигель Дилэйни из The Independent называет ее единственной из всех, когда кто-то остался на стороне Жозе. И упоминает сообщение, которое тренер написал Вудворду: Моуринью сокрушался, что «перепробовал все», но с Погба ничто не работает.

В сентябре 2017-го Поль получил травму подколенного сухожилия. С этого все и началось. Тогда Жозе осудил француза за использование личного тренера. Непонимания перестали быть секретом, когда Моуринью заменил Погба в январском матче с «Тоттенхэмом» и пара поспорила у всех на глазах. 

Если верить Manchester Evening News, Моуринью как-то поинтересовался у представителя одного из спонсоров, как те воспримут глобальный вывод Погба из состава.

Настоящей бедой Жозе считал агента Погба – Мино Райолу, который оказывает огромное влияние на Поля. Моуринью говорил приятелям, что Вудворд обязан «приткнуть Райолу» и никогда больше не иметь с ним дел. «Эд очаровался дьяволом, начав сотрудничать с Райолой», – воспроизводит The Times слова источника.

Поздние этапы противостояния Погба и Моуринью смахивали на холодную войну. Все знали, что Данкан Кастлс, журналист, раскрутивший инсайд о том, что Жозе назвал Поля «вирусом», близок к тренеру. Как и его бывший представитель Эладио Парамеш, который выступил в колонке для португальской газеты с намеком, что Погба был куплен «МЮ» исключительно по коммерческим причинам. В верхушке клуба эти истории назвали абсолютно мусорными и обозначили, что догадываются, от кого все идет. 

В общем-то, мы понимали, что останется кто-то один. Так и получилось.

Погба против Моуринью. Что на самом деле происходит?

Моуринью не купили Гризманна, Боатенга и Перишича, он отказался от Гиггза в своем штабе

«Все дерьмово», – заключил Моуринью после телефонного разговора в лобби отеля в Майами. Об этой сцене из предсезонного турне «МЮ» пишут ESPN и Manchester Evening News. Не надо гадать, что было причиной. Тема трансферов расколола депрессивное лето «Юнайтед» и обеспечила стабильно хмурое выражение лица Моуринью.

Лето 2017-го – тогда в «МЮ» пришли Виктор Линделеф, Неманья Матич и Ромелу Лукаку – тоже не было совершенным. По информации Manchester Evening News, приоритетными целями были Хосе Хименес из «Атлетико», Эрик Дайер и Антуан Гризманн. Моуринью разочаровала позиция руководства по Ивану Перишичу: он не сомневался, что «Интер» можно было дожать, повысив предложение на несколько миллионов. 

Но через год все было намного, намного хуже. 

Посреди сезона-2017/18 для Моуринью стало очевидно: лишь нечеловеческие перфомансы Давида Де Хеа прикрывают уязвимость его обороны. Жозе обозначил позиции и поручил прорабатывать вопрос клубным скаутам и видеоаналитикам. Моуринью не переносил этот отдел, считая его неоправданно раздутым. Позже он задавался вопросом, почему 52 скаутов не зацепила игра Харри Магуайра в «Халле» – защитника, в покупке которого из «Лестера» руководство отказало, сославшись на непомерный ценник. Те, в свою очередь, бесились, когда Моуринью на собраниях (обычно по Skype) называл игроков, о которых прежде не упоминал.

В этом году английское окно впервые закрывалось так рано, и каждый день бездействия на рынке нервировал Моуринью. Тем временем в высших кабинетах «Олд Траффорд» происходило нечто важное: в клубе осознали, как критично расходятся их намерения и видение ситуации Моуринью. Весь лист запросов Жозе был перечеркнут из-за цен или краткосрочного характера решений – отсюда отказ выделить средства на 29-летних Джерома Боатенга и Тоби Алдервейрелда и блокировка любых попыток продать Антони Марсьяля. Расхождения во взглядах было таким острым, что Моуринью – как уверяет Manchester Evening News – признался другу: он бы уже ушел, если бы это был другой клуб. 

На матч с «Тоттенхэмом» в тройке центральных защитников вышел Андер Эррера.

Моуринью напрягали траты конкурентов. В октябре он сказал приближенным в Лиссабоне, что «устал соперничать с целым государством» – имея в виду Абу-Даби и «Манчестер Сити». При этом 11 трансферов Моуринью обошлись «Юнайтед» под 400 миллионов фунтов, и ни у кого не было ощущения, что вложения себя оправдали.

Отдельная тема – взаимоотношения Моуринью и Эда Вудворда, вице-президента «МЮ».

Жозе и Эд были симпатичны друг другу: могли пошутить, обсудить какую-то отвлеченную тему. Но разногласия начались уже на старте – из-за места Райана Гиггза в тренерском штабе. По версии The Times, Вудворд планировал сохранить легендарного валлийца для клуба, но Моуринью был против и настоял на своем – настолько Жозе впечатлила история романа Гиггза с женой брата.

Кроме того Моуринью смущала неопытность Вудворда на трансферном рынке. Задолго до конца сезона тренер предоставлял списки покупок – был и отдельный, на случай, если «Юнайтед» не попадет в ЛЧ. 

Лето-2018 смяло все симпатии. И тем страннее выглядит январское решение Вудворда наградить Моуринью новым контрактом, а затем отказать в трансферной поддержке. Это безусловный стратегический просчет и еще один повод задуматься: если за пять лет приходится увольнять уже третьего тренера, точно ли все идет по плану?

Также Моуринью не шел навстречу при обсуждении кандидатур спортивного директора (клуб готовится к важному, дебютному для себя назначению). Это сделало прощанием с португальцем почти неотвратимым. 

«МЮ» избавился от Моуринью. Теперь нужно решить главную проблему  

Моуринью сажал на скамейку своего сына, а в итоге настроил против себя даже врачей и скаутов

Известно, что Жозе хотел тренировать «Манчестер Юнайтед» и считал эту работу своим предназначением. Но когда все воплотилось в реальность, меньше всего Моуринью был похож на человека, который мечтал здесь быть. 

Его уходу явно не рады владельцы отеля Lowry: два с половиной манчестерских года португалец провел в люксовом номере с видом на реку Эруэлл. Во вторник он в последний раз пообедал в ресторане при отеле и, по словам очевидцев, не выпускал из рук телефон. Один за одним сыпались звонки и сообщения в WhatsApp. Кажется, впервые ему не было одиноко.

Моуринью часто ездил в Лондон повидаться с семьей. При этом, как пишет ESPN, ему было важно, чтобы постоянные отлучки не бросали тень на его приверженность работе. Тренер даже поспособствовал тому, чтобы в местную Manchester Evening News, исторически лояльную «МЮ», попал факт, что Жозе не пропустил ни одной тренировки, несмотря на разъезды.

Нетрудно заметить, как за это время Моуринью переменился внешне. Усталость и напряженность стерли с лица Жозе даже намеки на свежесть и удовольствие от жизни. Он редко бывал в хорошем настроении. Справляться с темпераментом босса оказалось тяжело даже Рую Фариа, за 17 лет прошедшему с Моуринью путь от «Лейрии» до «Юнайтед». Фариа, который обычно воспринимался как бешеный пес Жозе, на таком фоне превратился в хорошего полицейского. Работники «Челси», знакомые с Моуринью по первому приходу, отмечали, что португалец стал более «кислотным и самодовольным».

Вслед за тренером тягостная атмосфера накрыла и клуб. По информации Manchester Evening News, один из директоров клуба премьер-лиги обратил внимание, что сотрудники тихо ненавидят Моуринью и с ухмылкой протянул: «Вот теперь это «Моуринью Юнайтед».

И хотя Daily Mail упоминает красивый прощальный жест португальца – две бутылки вина для работниц столовой как рождественский подарок – в целом отношения с клубным персоналом складывались не лучше, чем с игроками.

Помимо скаутов не в восторге был медицинский отдел. Манера Жозе общаться по электронной почте казалась оскорбительной. С некоторыми из врачей Моуриньо не разговаривал лично на протяжении 18 месяцев

Многие действия и решения Моуринью просто не понимали. В той же столовой игрокам академии запрещали появляться, пока не пообедает основной состав. Порой резервисты ждали до 3 часов дня – это символизирует отношение Моуринью к молодежи.

«Моуринью поступал так, как ему хотелось, – пишет Пол Хирст из The Times. – Когда он захотел, чтобы его сын, Жозе Марио Моуринью-младший, сидел с ним на скамейке в матче против «Суонси» в апреле, так и сделали. Это смутило некоторых давно работающих в клубе сотрудников. «Чего он здесь забыл?» – поинтересовался один из них». 

Сразу в нескольких источниках сообщается, что высокопоставленные менеджеры клуба были в ужасе от внешнего вида Моуринью на церемонии в честь 60-летия Мюнхенской авиакатастрофы: Жозе пришел в темных кроссовках с ярчайшей белой полосой и толстовке с капюшоном.

В то же время у Жозе были свои обиды. Он считал, что не получает от клуба должную поддержку и защиту от критики бывших игроков «МЮ». «Отсутствие связи – вот что Жозе запомнит о «Юнайтед» больше всего. Он был брошен на растерзание», – цитирует источник The Times.

Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram

Фото: REUTERS/Jason Cairnduff, Lee Smith, Hannah McKay, Andrew Boyers; globallookpress.com/Matt McNulty/imago sportfotodienst, Andrew Yates/imago sportfotodienst; Gettyimages.ru/Michael Regan