9 мин.

Супертренеры меняют АПЛ

Вадим Лукомский ищет доказательства эффекта Конте, Гвардиолы и прочих на всю лигу.

«За 20 минут в Италии мне задали больше тактических вопросов, чем за год в Англии», – Рафа Бенитес.

У АПЛ давно репутация лиги, где тактика играет далеко не первостепенную роль. Отчасти это миф, природу которого прекрасно характеризуют слова Славена Билича по ходу прошлого сезона: «Без тактической выучки у тренера нет шансов на успех. В краткосрочной перспективе, если ты обнимаешь игрока, а он после этого забивает 3 гола, люди могут подумать, что ты классный тренер. Но в долгосрочной перспективе без тактических знаний ты «труп». Игроки очень хорошо это чувствуют». Фокус не в том, чтобы игнорировать тактику, а в том, чтобы все (часто включая игроков) думали, что ты ее не ставишь на первое место. Но Билич считает необходимым некоторое упрощение идей для футболистов: «Тренерская работа – очень сложный процесс, но у топ-тренеров есть дар пропускать сложные вещи через себя и доносить их простым языком, они говорят тем же языком, что болельщики».

Хорват совсем не одинок в таком подходе к работе в АПЛ. «Когда я поговорил с игроками, понял, что они боятся итальянских тактик. Я всегда восхищался теми, кто разрабатывает новые тактические системы, но сам всегда считал, что главное для хорошего тренера – это построить команду вокруг сильных сторон футболистов. Я сказал игрокам, что доверяю им, мы договорились лишь изредка говорить о тактике», – рассказывал Раньери. По словам Марка Олбрайтона, Раньери «изучает абсолютно каждый аспект игры каждого соперника» и у него видна «невероятная степень погружения в детали», но на тренировках он уделял тактике лишь «10-15 минут».

Раньери далеко не первопроходец подобной манеры взаимодействия с английскими футболистами. Воспоминания Джона Терри из свежей (отличнейшей) книги про Карло Анчелотти Quiet Leadership: «Карло пришел в клуб со своими идеями. Он определенно хотел реализовать многие тактические аспекты. В «Милане» он работал над тактикой по паре дней перед каждым матчем. Я сразу понял, что в Англии это не сработает, и мы решили поговорить с ним, он принял наши аргументы. После беседы он использовал другой подход, проводя лишь небольшие тактические занятия за день до матча. Самым важным для нас в этой истории было, что Карло действительно к нам прислушался. Очень немногие тренеры способны прийти в новую команду и вот так прислушаться».

Окончательно раскроют тему свежие слова Харри Реднаппа, сделавшего отличную карьеру в лиге вот с таким отношением: «Одна из проблем современного футбола – излишняя организованность. Слышал, что, когда Андре Виллаш-Боаш тренировал «Тоттенхэм», без научной степени его было вообще не понять. Игроки точно не понимали. Здорово, конечно, что теперь в каждом клубе есть системы ProZone и возможность изучать соперников в режиме нон-стоп, теперь мы можем узнать все, но мы также стали слишком одержимы этим, забывая о том, что такое играть в футбол. Вы можете себе представить Мэтта Басби, заставляющего Джорджа Беста, Дениса Лоу и Бобби Чарльтона полтора часа сидеть с ним в комнате, изучая возможный план «Вест Бромвича» на игру? Думаете, Бести это стерпел бы? Они бы просто думали – выпусти нас на поле и дай сыграть в наш в футбол, мы их и так порвем. С тех пор игра не изменилась. Игру по-прежнему определяют топ-футболисты. Мы, тренеры, переоценены».

Такой олдскульный подход у целого ряда тренеров, помноженный на менталитет британских игроков, помог АПЛ в последние 10 лет приобрести репутацию «футбольной НБА» – лиги, где ярким игрокам дают блистать, а каждый может обыграть каждого, но, пожалуй, сделал команды слабее, чем они могли бы быть с аналогичными составами, но более глубокой тренерской работой.

В последние годы начался процесс изменений. Например, тренерам вроде Маурисио Почеттино удалось сделать футболистов (причем в первую очередь англичан) настоящими тактическими гиками. «Выбор между 4-4-2, 4-2-3-1 и другими схемами – дело тренера, но даже за обеденным столом на базе мы не перестаем говорить о том, как мы могли бы прибавить. «Если соперник использует эту схему, что мы можем сделать, или, если этот игрок выйдет на поле, я постараюсь направлять его в эту сторону, а ты должен будешь меня страховать». Думаю, мы очень много учимся и развиваемся. Особенно в плане осознания того, как нам лучше использовать слабости соперников, а не просто не дать им использовать наши», – объясняет Кайл Уокер. А Харри Кейн смотрит абсолютно весь футбол, что ловит на ТВ, и после каждого второго гола набирает номер Маурисио с вопросом: «Смотришь? Давай разберем движение нападающего».

Приход Гвардиолы, Конте, новый вызов Моуринью и еще порция околотоповых тренеров (Мадзарри, Пюэль) могут завершить процесс трансформации АПЛ в тренерскую лигу. По именам она уже стала таковой, что вылилось в известную цитату Арсена Венгера о «чемпионате мира среди тренеров». Но можно ли проследить (и даже доказать) эффект суперкоучей на лигу уже сейчас?

Принято считать, что из-за прямолинейного стиля английские клубы значительно уступают континентальным в созидании. Больше голов забивается сразу после высоких отборов, после навесов или в быстрых атаках, меньше рождаются из продуманной игры в короткий пас. Но именно такие моменты и голы – истинный плод работы на тренировках. Тезис может показаться спорным (я таким его не считаю), но его подтверждение легко отыскать в цитатах Фергюсона, Кройффа и множества других великих тренеров. Степень важности этого элемента для дальнейших мыслей не первостепенна, а сама важность атакующей игры – очевидна.

Колумнист The Guardian Шон Ингл поделился в одном из текстов инсайдерской информацией на тему: «Мой коллега Сид Лоу часто рассказывает мне про испанских тренеров, которые регулярно проявляют негодование относительно того, как в Англии обучают игре в позиционном нападении. Сразу несколько испанских менеджеров признавались, что мечтают работать в АПЛ не только, чтобы получить незабываемый опыт, но и потому что искренне верят, что будут серьезно выделяться на фоне английских тренеров, которые и тактически, и технически находятся уровнем ниже».

К сожалению, общедоступные данные не позволяют с должной уверенностью проверить достоверность этого стереотипа: часто применяемые в таком контексты проценты/кол-во голов после контратаках/позиционных атак не надежны, так как сильно зависят от субъективных определений контратак, которые разнятся у статистических компаний. Поэтому все теории будем строить с некоторым оговорками.

Первый показатель, который заслуживает внимания – количество передач в голевых атаках. Его ключевое преимущество над просто количеством голов после позиционных атак в объективности – количество пасов можно точно посчитать. Его недостаток – в величине выборки. Вообще остерегаюсь показателей, которые основаны только на голах, а не, например, на всех ударах. Из-за малого количества голов на команду (особенно лишь в ноябре) возможны серьезные ошибки, но изучение данных показателя на практике меня приятно удивило – относительно мало расхождений с моими субъективными впечатлениями от просмотра команд и того, как они строят атаки. В любом случае, поскольку мы будем анализировать не команду, а лиги в целом, малая выборка не должна стать значимой проблемой (хотя, конечно, данные по всем ударам, а не только голам достовернее – просто их нет).

Все-все, не расходимся, обещаю, больше никакой теории, будут циферки и комментарии к ним – преимущественно интересные.

Количество передач в голевых атаках по лигам, сезон-2016/17.

Бундеслига получает небольшое преимущество из-за лишь 18 команд (РФПЛ в теории тоже, но из-за катастрофического уровня атакующей игры это не особо помогает). АПЛ и Ла Лига достаточно близки друг к другу. Но АПЛ менее зависима от отдельных команд в общем показателе и обладает большим количеством «эффективно пасующих» клубов.

Количество команд, использующих в среднем больше 7 передач в голевых атаках

Картину качества позиционной игры может дополнить среднее расстояние до ворот соперника при потерях мяча.

Среднее расстояние до ворот соперника при потерях

Этот показатель уместно рассматривать лишь с оглядкой на первый, так как потеря мяча на фланге, но близко к воротам соперника – вовсе не аргумент в пользу качества позиционных атак. Но в комплексе эти параметры могут быть интересными – первый показывает эффективность длинных владений, второй характеризует лиги территориально.

Обойдемся без громких выводов о том, что в этом сезоне уровень атакующего футбола в Англии уже не хуже, кое-где лучше бундеслиги и Ла Лиги, хотя эти ограниченные (оч важное слово) данные подталкивают к нему. Самый интересный момент в другом – позитивное влияние новых тренеров в этом отношении.

Показатели новых тренеров значительно выше средних по АПЛ (и любой другой лиге) и уже оказывают положительное влияние. Частично, это связано с количеством больших клубов, решившихся на изменения, но на деле эффект намного шире. Лучший пример «Уотфорд» – один из клубов в упомянутой восьмерке тех, кто использует больше 7 передач в голевых атаках. Клуб устраивали результаты при Кике Флоресе, но владельцы всерьез разошлись с тренером по видению стиля в будущем и заменили его на более атакующего в их глазах Вальтера Мадзарри. Не наблюдая за «Уотфордом» в матчах с середняками, основные изменения можно было пропустить (изменилась далеко не только схема), но данные как по передачам, так по снижению голевой нагрузки на пару Дини – Игало четко показывают прогресс в атакующей игре.

Совсем удивительной такую картину делают два фактора: 1. То, что речь о новых тренерах (еще один стереотип кричит о необходимости кучи времени на работу над позиционной игрой). 2. То, что им удается строить такую игру без идеальных для этого кадров. Еще летом тактический эксперт ESPN Майкл Кокс выявил тренд нехватки глубоких плеймейкеров в лиге в целом. Клубы с новыми тренерами не исключение. Фернандиньо совсем не игрок типа Алонсо или Бускетса; Конте усадил на лавку Фабрегаса и играет с центром Канте – Матич; Моуринью почти не использует Кэррика в АПЛ; Куман добавил в схему дополнительного непасующего опорника в лице Идриссы Гуйе; у Мадзарри играют в центре чистый разрушитель Бехрами и динамичный Капу.

Позиционные атаки далеко не единственный показатель тренерской работы (хотя, как отмечал, многим он кажется самым трудным), но прогресс в этом отношении – наверное, первый позитивный итог английской тренерской революции. И он чертовски сильно впечатляет!

Использованы данные InStat.

Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram

Фото: REUTERS/Anthony Devlin; Gettyimages.ru/Shaun Botterill; REUTERS/Jason Cairnduff/Action Images