11 мин.

Зачем Ибрагимович «МЮ»?

Вадим Лукомский делится опасениями относительно перспектив Златана в Англии.

alt

Почему «МЮ» купил Ибрагимовича?

1. Суперзвездный статус и харизма

Златан – уникальное сочетание звездности и харизмы, которого в последние годы действительно не хватало «Юнайтед». В раздевалке «МЮ» и близко нет настолько же яркого персонажа. Ни лучший игрок клуба (Давид де Хеа), ни главная звезда (Уэйн Руни) не могут тягаться со шведом в этом плане: играя в воротах, Давиду никак не достичь популярности Ибры, а более близкий к нему по статусу Руни давно не показывает по-настоящему суперзвездного уровня игры.

Именно на этих качествах Златана основываются практически все изначальные суждения о трансфере. Пол Скоулз отметил его «характер и харизму». Петер Шмейхель назвал его «победителем, рожденным для игры за «Манчестер Юнайтед». Экс-тренер «МЮ» Рене Мелестин считает, что швед «идеально впишется» именно за счет проверенного годами победного менталитета. Клуб не постеснялся анонсировать переход ремейком культового баннера имени Карлоса Тевеса.

Сам Златан уже начал оправдывать авансы, выдав сочную смелую цитату: «Слышал, что про меня сказал Кантона. Рад, потому что всегда восхищался им. Но должен предупредить, что не собираюсь быть королем Манчестера. Я буду Богом Манчестера».

2. Отношения с Моуринью

alt

Со времен «Интера» у шведа отличные отношения с новым тренером «МЮ» – настолько, что, по словам игрока, они созваниваются каждый день, а о дружбе не забывают даже после очных матчей. В интервью New York Times в 2014-м Ибрагимович назвал Жозе «настоящим гением»; в автобиографии написал, что «готов был умереть за Моуринью»; а после перехода в «Юнайтед» сказал: «Моуринью – победитель. Я – победитель. Мы оба знаем, чего хотим – мы хотим побед. Мы выигрывали везде – выиграем и тут».

Жозе согласен: «Не понимаю людей, которые говорят, что со Златаном тяжело работать или что он трудная личность. Работать с победителем, который всегда жаждет выигрывать, на мой взгляд, очень, очень легко. Я тренировал его всего год, но этот год получился хорошим. Считаю его одним из лучших игроков из всех, с кем когда-либо работал».

3. Способность везде адаптироваться

В ходе большого исследования Бэн Пагсли, основатель StatsBomb (сайта об использовании статистики и анализа в футболе), выяснил: «Итого: не существует показателя для оценки нападающих, который действительно часто переносился бы из сезона в сезон и из клуба в клуб. Из существующих показателей наиболее точные в плане предсказания уровня игры форварда в будущем – удары в отношении на 90 минут и удары в створ на 90 минут».

Этот показатель даже лучше голов отражает стабильность Ибрагимовича, вне зависимости от лиги, уровня и стиля клуба:

alt

Удары Ибрагимовича из штрафной в отношении на 90 минут

Более продвинутый вариант показателя – ожидаемые голы (и ассисты) – тоже лишь подтверждает высочайший уровень Ибры:

alt

Цифры Златана пугающе хороши, в том числе потому что в них нет даже намека на возрастной спад. Более того, в каждом из отмеченных сезонов Ибрагимович проводил на поле более 3000 минут во всех турнирах (отличные цифры для любого форварда и уникальные для форварда, которому за 30). «34 или 35 лет – неважно. Я провел лучший сезон в жизни. Я все еще расту как игрок. В футболе главное – делать свою работу, а я все еще чертовски хорошо ее делаю. Я доказал, что все еще молод разумом. Психологический аспект – 50% успеха в футболе. С ним у меня никогда не было проблем», – рассказывал Ибра.

4. Проблемность позиции

Даже за относительно неудачный сезон в «Барсе» Ибрагимович забил 21 мяч в 45 матчах. После ухода Алекса Фергюсона ни один игрок «МЮ» не добивался даже такой статистики. Пожалуй, еще более сильный контраст дает сравнение по установленным выше показателям – ни один игрок «МЮ» не наносил больше 1,4 удара из штрафной в отношении на 90 минут (почти в два раза меньше средних цифр Ибры).

А нападающие «Юнайтед» оказывались в убойных позициях реже, чем нападающие любого другого клуба АПЛ, регулярно использовавшего схему с 1 форвардом:

alt

5. Уникальные качества

alt

Когда Джейми Варди засобирался в «Арсенал», я попытался объяснить, почему в нынешних условиях (невероятный телеконтракт АПЛ и кризис чистых форвардов в мировом футболе), клубы могут смело рисковать, когда есть хотя бы намек на возможность заполучить игрока исключительного уровня за разумные деньги. Коротко:

1. В таких случаях теории о рисках и потенциальных причинах плохой адаптации отходят на второй план, банально потому что таких игроков (особенно форвардов) слишком мало и они оказываются доступны (да еще и на хороших условиях) слишком редко.

2. Если взять форвардов, забивших больше 20 мячей в топ-лигах в прошлом сезоне, отсеять тех, кого нельзя купить и тех, кто обойдется дико дорого, останутся Адуриц, Варди (теперь тоже в недоступных) и Ибрагимович.

Поэтому, даже несмотря на очень внушительную зарплату, считаю этот трансфер очень разумным ходом «Юнайтед». На данный момент у меня больше опасений (о них подробно дальше), чем предпосылок к позитиву, но в текущих условиях это просто-напросто не очень важно.

Почему трансфер может провалиться?

alt

На бумаге Ибрагимович – идеальный трансфер и мечта любого клуба, который может себе его позволить (что близко к истине). Проблемы вырисовываются, если проецировать Златана на текущую ситуацию в «МЮ». Процесс довольно субъективный, особенно в статусе аутсайдера (без доступа к полной информации о положении внутри клуба), но некоторую картину из доступных данных все-таки составить можно. Две субъективные, но подкрепленные фактами теории:

1. Златан практически несовместим со схемой 4-2-3-1

Именно формация 4-2-3-1, вероятно, будет основной для Моуринью в «Юнайтед»: тренер практически не отступал от нее в «Реале» и «Челси», и именно она изображена на тактической доске в его офисе на фото, которое выложила в сеть жена Жозе. В 4-2-3-1 Ибрагимовичу будет отведена роль единственного форварда, но в автобиографии он подчеркивал, насколько для него неудобна такая роль: «Гвардиола сменил тактику. От 4-3-3 он перешел на 4-5-1 со мной на острие и Месси прямо за мной (прим. – то есть получается именно 4-2-3-1, если записать по линиям). Этот шаг оставил меня в тени, все мячи шли через Месси и я не смог играть в свою игру. Я должен на поле быть свободным, как птица. Я из тех парней, которые хотят менять ситуацию на всех уровнях. Однако Гвардиола пожертвовал мной. Он запер меня там».

Проще говоря, претензия Ибрагимовича заключается в том, что он не мог оттягиваться глубже (в зону десятки) для получения мяча, так как это пространство уже занимал Месси. Златан всегда нуждался в этом пространстве. Занятно, что однажды, подчеркивая его важность и описывая свой стиль, он упомянул Руни (хотя речь никак не о нынешнем Руни): «Очень хотел бы сыграть с Уэйном Руни. Он бегает за 2-3 игроков, чем создает пространство партнерам. Из нас получилась бы идеальная связка».

С тех пор швед стал лишь еще более зависимым от таких отходов вглубь. В его последние годы в «ПСЖ» нередкими были ситуации, когда он вообще оказывался на своей половине поля во время развития терпеливых позиционных атак. «Думаю, я сильно изменился. Мое тело уже не то, у меня нет былой мощи. Я не могу бегать как раньше, но я стал более умным и разносторонним игроком», – подытожил сам Златан в интервью ESPNFC.

alt

Тепловая карта последнего сезона Ибры в «ПСЖ» – по движению и зонам получения мяча он скорее «ложная девятка» или даже чистая десятка, а не нападающий

В той же беседе Ибра похвалил Блана за предоставление ему нужных зон: «Блан очень спокойный. Он знает, чего хочет, и дает игрокам пространство, которое им необходимо. Он любит красивый футбол, и он победитель». Чаще всего для обеспечивания Златана нужными зонами использовалась схема 4-3-3, где в зоне десятки не было постоянного игрока, а движение Ибрагимовича вглубь поля компенсировалось подключениями из глубины Матюиди (это давало Златану на один вариант больше после получения мяча).

Недавно Моуринью подчеркнул, что не намерен использовать Руни в центре полузащиты, что в рамках 4-2-3-1 (при условии, что место форварда за Златаном) оставляет ему лишь роль «десятки», но Руни совсем не тот тип десятки, который мог бы решить проблему совместимости Ибрагимовича со схемой – он больше не «бегает за 2-3 игроков», создавая пространство; он как раз стремится сам использовать пространство и максимально часто получать мяч (как Месси в примере из книги Златана).

2. Моуринью не лучший тренер для нынешнего Златана

alt

Несмотря на очень теплые отношения, Ибрагимович никогда не был идеальным игроком для футбола Моуринью. Например, в сезон после перехода Златана в «Барсу» португалец признался: «Без Ибры наш общекомандный потенциал стал даже больше. Мы стали более сбалансированной командой. Без Златана мы стали командой в еще большем значении этого слова». Та кампания завершилась треблом. Более того, с момента совместной работы и Жозе, и Златан изменились. Моуринью стал более догматичным в плане выбора схем – и в «Реале», и в «Челси» практически не отходил от любимых 4-2-3-1. Ибрагимович стал более вовлеченным в построение позиционных атак игроком.

Худший результат Ибрагимовича по количеству передач в отношении на 90 минут за годы в «Милане» и «ПСЖ» – 41,9. В последний сезон он достиг 48,3. Лучший показатель среди нападающих Моуринью в «Реале» и «Челси» – 34,4, у Игуаина в 2011/12, но он завышен из-за эффекта запасного. Стандартные для форвардов Моуринью цифры 25-28 передач за игру, что почти в два раза меньше показателей нынешнего Златана.

Очевидно, что Ибрагимович совсем нетипичный форвард для системы, которую Моуринью использует в последние годы и, очень вероятно, собирается внедрять в «МЮ». Конечно, и не такие проблемы могут решаться качественной тренерской работой над движением в позиционных атаках, но это слабая сторона Моуринью. Это делает его зависимым от естественной совместимости между футболистами. Например, испытав проблемы с созданием моментов против массированных оборон в первый сезон после возвращения в «Челси», Жозе просто купил Фабрегаса и Косту, которые индивидуальными качествами и совместимостью временно их замаскировали.

В высказываниях Моуринью регулярно прослеживается пренебрежительное отношение к работе над позиционной игрой: «Момент, когда одна команда теряет мяч, а другая начинает атаку – ключевой в футболе. Когда соперник организован и держит оборонительную схему, забить очень трудно. Когда же он теряет мяч, у тебя есть время для того, чтобы оголить какую-то зону, так как какой-то игрок обязательно оказывается не на своей позиции».

В «Реале» ситуация превратилась в абсурдную. На одной из пресс-конференций Моуринью заявил: «Мы работали над позиционной атакой. Мы начали работу, когда находились в США. Позже, в Китае мы вообще работали исключительно над движением в атаке и использованием пространства». Позже игроки отмечали, что поверить не могли, что Моуринью такое вообще сказал. Никто из них и близко не мог вспомнить подобной работы, из чего родился внутрикомадный прикол. Каждый раз, когда «Мадрид» испытывал проблемы против массированной обороны соперника, игроки переглядывались и говорили друг другу: «Ну что, пора Жозе доставать тетрадку с пекинскими наработками!»

По инсайдерской информации ESPN, в «Челси» Моуринью «придерживался на удивление простых атакующих идей для столь внимательного ко всем остальным деталям тренера: по большому счету они сводились к доставке мяча Азару и ставке на мастерство и интеллект игроков с этого момента». Когда у Моуринью есть умно двигающийся, способный создавать партнерам пространство игрок (Оскар или Озил), концепция может работать. В «Юнайтед» же и Ибрагимович, и Руни (самое вероятное сочетание) предпочитают использовать пространство (причем часто в одной и то же зоне), а не создавать его.

***

Тактический ребус Златана не выглядит нерешаемым, но выглядит тяжело решаемым в привычных для Моуринью условиях. Вероятно, после стартовых пробуксовок от тренера потребуется оригинальный ход. В каком-то смысле ситуация олицетворяет всю работу, которую португальцу предстоит проделать в «Юнайтед». Для полноценного успеха Моуринью предстоит расширить привычные представления о работе с молодежью, о стиле игры и, возможно, отойти от давних тактических принципов.

Фото: Global Look Press/Panoramic/ZUMAPRESS.com, imago sportfotodienst, Bruno Fahy/ZUMAPRESS.com; instagram.com/manchesterunited; REUTERS/Lee Smith