5 мин.

Слёзы в Севилье. Франция ждет расплаты

О матче Франция-Германия на Чемпионате мира 1982 года все, казалось бы, уже сказано и написано. Но этому кошмару суждено жить вечно. Он воскресает в памяти раз за разом. Это 8 июля в Севилье, когда Франция, без памяти влюбленная в свою сборную, познала в тот момент, каково столкнуться с прожигающей спортивной несправедливостью. О, этот спорт, в котором играют 11 на 11, но, в итоге, побеждают немцы…С того четверга, о да, мы все помним, что тогда 8 июля – это был четверг, футбольная Франция ждет день, когда она сможет лишить Германию возможности сыграть в финале международного турнира. Никакая победа не заменит этого. Нужен реванш именно в полуфинале.

"Ни один фильм в мире, никакая пьеса не способны передать количество противоречий, эмоций как тот полуфинал, проигранный в Севилье". Мишель Платини занимает хорошее место для таких высоких слов, но все, кто присутствовал тогда на поле, могут подтвердить его мысли. Никогда до того матча футбол не представал в качестве такой прекрасной витрины.

Это 8 июля…Этот четверг…Французы имеют возможность подарить стране первый в её истории международный финал. Поколение Копа – Фонтэн было остановлено в полуфинале на Кубке мира 1958 года. Тогда Франция, кстати, обыграла немцев с неприличным для сегодняшних дней счетом 6:3 в матче за 3 место, а Жюст Фонтэн сделал покер, вписав свое имя в книгу рекордов, установив планку на высоте 13 голов, забитых в финальной фазе Кубка мира. Через 2 года, в 1960, первый Чемпионат Европы, да ещё и во Франции. Но снова лишь полуфинал… Казалось, что судьба уготовила магическому квадрату полузащитников – Платини, Жиресс, Тигана, Жангини лучшую долю. Надо лишь обыграть Германию!

На тот момент немцы были дважды чемпионами мира – в 1954 и в 1974. Также они играли в финале в 1966. Германия представляла собой куда более экспериментальную команду, чем Франция. Но они чувствовали себя сильнее, злее и понимали, что в мировом футболе на чаше величия они перевешивают французов.

Игра началась. Французы сразу попадают под град атак и пропускают первый мяч уже на 18 минуте. Удар Фишера отбит Эттори, но прямо в ноги Литтбарски. Германия ведет 1:0, но Франция все-таки обладает несколькими маленькими гениями в своих рядах. Проходит всего 10 минут, Жирес выполняет штрафной удар. Он делает прекрасную подачу, Платини получает мяч и скидывает его на Доминика Рошто! Ангела (прозвище Рошто) цепляют, он, как подарок небес, падает в штрафной. Платини целует мяч и выполняет принятое решение.

Перерыв. Мишель Идальго настаивает "на одной вещи", как затем он запишет в своих дневниках: "Показывайте игру того же качества. Это ваша роль.  Я способен нести ответственность за возможное поражение".  Вряд ли стоит говорить, что те игроки не станут его слушать. Франция никогда не будет останавливаться, будет играть в атакующий футбол и пытаться забить буквально до финального свистка.

Баттистон на бровке, он рвется на поле. Идет 50 минута. Он выходит вместо Бернара Жангини, который получил повреждение, и занимает его место перед линией защиты. Прошло 7 минут Тьерри Роллан (французский комментатор) видит лишь "хороший пас Платини на Баттистона". Центральный полузащитник французов отрывается от опекуна, оказывается фактически с глазу на глаз с Харальдом Шумахером. Баттистон спешит опередить немецкого голкипера, бьет мяч левой ногой, но тот проходит в сантиметрах от цели…В этот момент Шумахер выпрыгивает…В воздухе он поворачивается в полоборота и бедрами врезается в голову полузащитника. Баттистон буквально сокрушен. Тьерри Роллан тогда выдает свое  "не стоило затевать это путешествие впустую", и Жан-Мишель Ларке пытается продолжить: "Нет, посмотрите! Посмотрите! Куда ставит свою ногу Шумахер! Посмотрите! Вот, однажды это кажется нормальным, но не в этот раз! Но это вновь ускользнуло от месье Корвера!" (арбитр матча голландец Чарльз Корвер). Судья продолжил встречу ни дав ни штрафного, ни желтой карточки, ни, тем более, красной карточки. Он даже не свистнул. Он не сделал ничего.

Патрик Баттистон распластался на земле. Картина, которая впечаталась в память. "Когда люди меня узнают, то они начинают мне рассказывать о жизни, которую вели в 1982 году, что означал для них день матча, чем они занимались тогда, с кем они были тогда, как все было организовано, как смотрели игру,  что они чувствовали" – объясняет бывший игрок "Бордо" перед ¼ финала между командой Дешама и будущим чемпионами мира в Бразилии в 2014 году.

Только после этого жеста Шумахер устремился к завоеванию титула самого ненавистного игрока. Он жонглировал, провоцировал публику,  невозмутимо сердился, напрочь будучи безучастным к состоянию здоровью его жертвы.

Июль 2014, тогда Шумахера попросили восстановить в памяти те события: "В ресторане люди видели меня, подходили, чтобы сказать: "Ах, Шумахер, ты – великий вратарь! Баттистон – это просто старая байка!".

Германия сохраняет "только позитив от того матча", когда Франция никогда не понимала, "что журналисты или зрители сопоставляли футбольный матч и реальные конфликты, я находил это чрезмерным". Для него верна позиция, что "если бы французы победили, то эта моя выходка ушла бы, наверняка, в тень, и история это французика, который был уничтожен Шумахером!".

В Севилье на стадионе "Санчес Писхуан" матч продолжается такой же рьяный и эмоциональный, но давление достигает апогея. 89-ая минута! Мануэль Аморос наносит потрясающий удар с 25 метров, который заставляет Жан-Мишелья Ларке закричать: "ГООООООЛ!". Но нет. Перекладина. Знайте, что иногда так звучит синоним дополнительного времени.

Мариус Трезор быстро дает преимущество францзам. "Жан-Мими (Ларке) и его искусство повторять, призывает Дидье Сикса "оставить пространство Жирессу, оставить пространство Жирессу!". Франция ведет 3:1, и Тьерри Ролланд торопится рассуждать, что, похоже, Франция – в финале! Возможно, если не брать в расчет Карла-Хайнца Руммениге. Травмированный, капитан немцев, между тем, все равно оказывается на поле, несмотря ни на что, выходя на 97 минуте. Он сокращает счет и дарит надежду своим партнерам. Фишер сравнивает счет на 108 минуте. Серия пенальти. Шумахер играет лучше, чем Жан-Люк Эттори, и Германия – в финале.

Двумя годами позже Франция станет чемпионами Европы. Событие, которое заставит Филипа Делерма написать: "Все радуются, конечно. Но радуются на так сильно, как грустили 8 июля 1982". С того момента, Франция становилась чемпионом мира, снова выиграла евро. Но она все ещё ждет тот день, когда она будет также счастлива, как грустила 8 июля 1982 года. 

Оригинал