5 мин.

Евро-2016 не спасет французскую экономику

До начала Чемпионата Европы осталась какая-то сотня дней, и многие наблюдатели уже подчеркивают позитивные эффекты соревнования на различные спортивные и экономические сферы. Для многих Евро может принести только благоприятные причины для роста. Действительно ли?

ЗамещениеОдин из главнейших аргументов в пользу соревнований, то, что Евро сможет раскрутить экономику. Очень много университетских работ посвящено тому, что доказывают существование и связь экономического роста с проведением подобных мероприятий. Речь идет о так называемом мультипликативном эффекте.

Центр права и экономики Лиможа с 2014 года публикует отчеты (прогнозы) о будущих экономических результатах. Согласно им Евро-2016 принесет Франции 1,2 миллиарда евро, учитывая вместе с тем прибыли от организации мероприятия и от туристической инфраструктуры. Действительно, по прогнозам, мероприятие привлечет в страну порядка 2,5 миллионов болельщиков. Дополнительным преимуществом является создание 20 000 рабочих мест, в том числе 5 000 постоянных, связанных со строительством и ремонтом спортивных сооружений, более 26 000 других в течение соревнований из-за влияния национальной экономики. И, наконец, налоговые поступления в казну в районе 180 миллионов евро. В конечном счете, по мнению Центра "влияние Евро на экономику Франции более, чем позитивно". Тем не менее, это исследование объединяет и многие другие, уже созданные раннее, перед Чемпионатом Мира или перед Олимпийскими Играми. В них всегда отражена одна идея - государства получают определенный рост после проведения турниров, но они не учитывают пост-эффект чаще всего.

Экономисты Бастиан Дрю и Ришар Дюотуа в их книге "Социальные науки футбольного клуба" стремились, напротив, проверить работают ли прогнозы, сделанные до турнира во время его проведения и по его завершению.

В частности, они сделали такой вывод, что те эффекты,которые отмечались, как априори, впоследствии никогда не фиксировались затем! Конечно, во время проведения турнира, будь то, Чемпионат Мира или Чемпионат Европы наблюдается всплеск, он идет в течение всего соревнования, но затем это влияние становистя минимальным и не работает в других сферах экономики.

Дрю и Дюотуа объясняют конечно, что отчеты и прогнозы забывают то, что экономисты называют "эффектами замещения и эффектами смещения". На туристический рынок спортивные события собирают болельщиков со всео мира, но отталкивают также часть других, которые боятся идеи оказаться в центре спортивного безумия. К примеру, Чемпионат Мира 2014 года в Бразилии никак не повлиял на цифры по туризму, он не дал ни роста, ни спада! Страна и так уже была самой туристической в Южной Америки, иностранцы, влюбленные в спорт просто заменили тех, которые приезжали туда в отпуск обычно.

Во Франции ситуация схожая. Чемпионат Мира 1998 не повлиял на туристическую узнаваемость, туристический поток остался на уровне 1997 и 1999. Болельщики пришли на смену посетителям Лувра и Эйфелевой башни. (Стоит признать, что в России ситуация не является аналогичной) Кроме того, экономические расчеты приводят цифры в 593 миллиона евро, связанные с расходами на зрителей и туристов. Только такое событие не провоцирует ни роста покупательной способности, ни роста доходов. Если евро тратятся на стадионах и внутри фан-зон, значит они не тратятся где-то в других местах. Это и есть эффект смещения: Евро увеличивает потребление и спортивный рост, но расходы на других рынках уменьшаются. Покупается больше пива, больше пиццы, больше чипсов, но также покупает меньше других каких-то вещей. Наши доходы ни двигаются ни на йоту, и мы только смещаем наши выборы в потреблении.

Модный эффект

Несмотря на то, что макроэкономические последствия оказываются в большой степени предметом дискуссии, организация такого события, как Евро, и точка зрания его позитивное влияние на спортивную составляющую также должна быть защищено. Соревнование рассматривается, как инвестиционный ускоритель и позвляет обновить и модеризировать большинство спортивных объектов. Новые стадионы построены в Ницце, Лилле, Бордо и Лионе, а другие арены широко обновлены и увеличены, как в Париже или Марселе. Но не факт, что это может быть положительно для местных клубов.

Исследование 2014 года Бастиана Дрю и Стефана Шиманского констатирует положительное влияние соревнований на среднюю посещаемость по итогам проведения. Другими словами, после проведения мероприятия (авторы сфокусировались на Чемпионатах Мира и Чемпионатах Европы между 1970 и 2010), болельщики и зрители продолжают массово посещать стадионы на протяжении 5 лет. Рост в среднем составляет между 15 и 25%, это касается и тех стадионов, которые не принимали матчи чемпионатов.

Среди них распространяется эффект "моды", усиленный улучшением мест на большинстве арен, которые становятся более комфортабельными и более современными, которые поощряют болельщиков продолжать поддерживать теперь не сборную, но местный клуб. Кроме того, ещё одно исследование связывает посещаемость с успехом сборной. Фальте, Периньон и Веркрюис показали, что победа на Кубке Мира 1998, при прочих равных, помогла поднять посещаемость Чемпионата Франции в большой пропорции, чем среди любой другой страны-организатора турнира. А все потом, что Франция победила и заставила многих заинтересоваться футболом, а затем и прийти на стадион.

посещаемость

Взглянув, на изменения средней посещаемости Лиги 1 с 1996 по 2015, можно увидеть впечатляющий рост в 2001 (+59%). С 1998 прошло 3 года. Причем этот результат - пик, рост наблюдался и годами ранее (его можно объяснить увеличением вместительности стадионов), и он продолжил расти. Между 2002 и 2013 результат был на одном уровне, но с прибытием новых стадионов к Евро - снова начался рост.

Можно было бы предположить, что после 2016 этот рост продолжится и усилится, поможет клубам привлечь новые финансовые возможности. Но есть зависимость от спортивных успехов. Кроме того, случай или тенеденция, но после Чемпионата Мира 1998 на европейской клубной сцене французы выступили куда удачнее обычного. "Марсель" сыграл в финале Кубка УЕФА 1999 и 2004, "Монако" дошел до финала Лиги Чемпионов в 2004. Новый успех сборной может повлечь удачной выступление клубов в ближайшие годы.

Источник: https://www.slate.fr/story/114847/euro-2016-sauver-economie-france

Прогноз о будущей посещаемости французских стадионов публиковался в блоге чуть ранее - http://www.sports.ru/tribuna/blogs/enfrancais/882784.html