8 мин.

Арсен Венгер: «Я тот, кто управляет стрессом»

"Время покажет". Бывшая рекламная кампания издания "Le Temps" ("Время") прекрасно подходит к Арсену Венгеру. После той революции в Премьер-Лиге, которую он учинил между 1996 и 2006 (3 титула Чемпиона, 4 Кубка и 1 финала Лиги Чемпионов), его клуб – "Арсенал" – попал в долгий период без титулов между 2006 и 2013. Его высмеивали и критиковали  собственные болельщики. Но этот эльзасец знал, как стать жестче и что противопоставить своим соперникам. Это время стало временем финансирования строительства нового стадиона, который дает сейчас огромные доходы, которых должно хватить для того, чтобы заново поднять клуб с севера Лондона к вершинам в течение двух последних сезонов. "Арсенал" и сейчас лидер Чемпионата Англии, принимает "Челси" в воскресенье. Перед этим действительно важным матчем Арсен Венгер прибыл, как и каждый год, на Международный Салон высокого часового искусства в Женеве, где "Le Temps" и побеседовал с ним по приглашению International Watch Company.

- На этом мероприятии вы смогли обменяться опытом, с такими руководителями крупных компаний, к примеру, как Джордж Керн – генеральный директор International Watch Company?

- У нас скорее дружеские отношения, но мы иногда говорим и о работе, потому что проблемы крупной компании отчасти схожи с теми, с которыми мы сталкиваемся в футбольном клубе: надо всего оставаться конкурентоспособным, а для этого всегда необходимо прогрессировать, потому что, знайте, остальные никогда не стоят на месте. Жизнь – это движение, соревнование, и это движение ускоряется ежегодно.

- Под вашим управлением "Арсенал"  увеличил свое среднее количество зрителей в 1,6 раз, свой штат – в 7 раз, свой торговый оборот – в 12 раз, ценности своих акций – в 40 раз! С того момента, как вы в деле, можете ли вы сказать, что футбольная экономика трансформировалась в индустрию развлечений?

- Нет, в нашей профессии всегда необходимо было мыслить о будущем, но в очень коротких отрезках: следующий матч, следующий сезон, следующий трансфер. Это только, когда что-то происходит, и мы оглядываемся назад, то начинаем понимать, какую дистанцию мы прошли. Когда я пришел в "Арсенал" нас было 80. Сегодня нас 600. Я не фиксировал этих изменений, этого развития, я просто констатировал, что у нас нет тренировочных площадок в нужном количестве, наш стадион тесноват. На определенном этапе  я подводил итог и делал план того, что стоит сделать, и мы пытались двигаться дальше. Мне повезло иметь дело с очень смелой командой, смелым советом директоров. Англичане имеют отличное качество, они – оптимисты. Они всегда думают о том, как сделать завтра лучше, чем сегодня. И совет директоров все делал для футбола, в течение 20 лет, и это было феноменом исключительной компании. Парень, я жил на пределе, потому что я любил футбол, так что любой игрок сегодня для меня представляет нечто важное.

- Как вы провели столько  времени в этой области – в элитном футболе – ведь в нем доминирует культура мгновенного результата?

- Ответственность каждого менеджера – это иметь влияние на 3 уровнях: результаты, персоны и структуры. Когда вы  достигаете положительного влияния на эти 3 уровня, вы можете говорить, что вы действительно выполняете свою работу. У меня есть шанс действовать в этих трех областях, но в странах с латинской культурой часто три различные персоны разделяют между собой эти роли.

- Вы производите впечатление, что вас интересует преимущество в процентах, говоря иначе, вы ставите на сухие цифры. Это так?

- Я всегда думаю, что результат – это следствие качества выступления. Я концентрируюсь много на том, из чего состоит качество выступления. Когда вы – футбольный тренер, то всю неделю вы встречаетесь с людьми, которые говорят вам: "В воскресенье надо победить!". Но реальная проблема – это знание. Надо знать, как победить. И это происходит через выступление, состоящее из различных параметров, качеств и характеристик.  Как футбол приобрел сумасшедшую важность, страстность, надо знать, как погасить стресс, как управлять им. Я тот, кто может им управлять, я – амортизатор стресса, тот, кто позволяет другим концентрироваться на действительно важно. Большой спорт – высокого уровня, серьезных достижений – состоит из этих запредельных трудностей, как одновременно быть предельно сосредоточенным и расслабленным. Это постоянный поиск баланса. Слышится все время: "Они недостаточно бьются!", но если вы не играете свободно, то вы не можете достичь большего. Вся проблема спортсменов высокого уровня – это достичь возможности проникнуть в ментальную зону, когда все начинает казаться легким.

- Чтобы защитить игроков тренеры клубов Премьер-Лиги берут огонь медиа на себя?

- Мы защищаем игроков, но также и свой клуб. Мы – голоса клуба, поэтому мы должны брать на себя ответственность. Клуб и команда должны находиться в непроницаемом круге. Находясь лицом к лицу с внешним миром, этот круг должен источать чувство тотального единства. Если 600 сотрудников клуба будут говорить одновременно, то люди будут слышать разные мнения. Это проблемы, которые сегодня  дают социальные сети. Тем не менее, очень важно, чтобы у клуба была единая позиция, чтобы он нес внешнему миру сообщение : "Мы – едины, сплочены и просты". У людей снаружи всегда есть какой-то образ о клубе, и чаще всего он формируется, потому что они чувствуют, волны, выходящие из этого круга, даже если они не получают никаких конкретных объяснений.

- 7 лет без титулов – это период длиннее, чем вы планировали? Могли бы его оборвать раньше?  

- Это было экстремально тяжело, но в тоже время я находился в согласии с самим собой. Когда мы строили стадион, я подписал контракт, зная, что я буду страдать в течение 5 лет. Но я также знал, что эти 5 лет будут особенно фундаментальными и требующие особого внимания для истории клуба. Я говорил сам себе: "Если ты будешь хорош, то ты выдержишь, ты пронесешь клуб через этот период". Мы во многом пострадали из-за того, что нам не повезло, что другие клубы стали инвестировать нереальные суммы в тот момент, когда мы вынуждены были продавать игроков, практически всех своих лучших игроков, которые составляли костяк нашей команды, да ещё чуть ли не каждый сезон. Сегодня я доволен тем, что не сдал назад, что не побоялся тогда.

- Надеетесь ли вы на то, что финансовый фэйр-плей заработает?

- Да, в самом начале, я должен сказать, что был его даже рьяным защитником, но очень быстро я понял, что его очень сложно реализовать на практике. Когда смотришь на структуры таких клубов, как "Сити", то понимаешь, что это очень сложная юридическая организация, которая всегда найдет решение, чтобы перевернуть правила игры. В тоже время отмечу, что футбольные инстанции теряют власть. Я знал эпоху, когда никто, абсолютно никто не мог опротестовать решение УЕФА. Сегодня, все носят дела в Арбитражный суд или Европейский суд. Адвокаты всегда ищут изъяны и решения, чтобы сделать постановления неприменимыми. Финансовый фэйр-плей все равно несет позитивное влияние, но не в той мере, на которую я мог рассчитывать когда-то. Я нахожу здоровым, что компания опирается на те деньги, которые она зарабатывает. Возможно,  есть решение, что в будущем все финансовые продукты будут сложены в одну корзину и распределены оттуда в равной степени между всеми.

- Фанаты говорят только о трофеях. Но разве гол Тьерри Анри против "Лидса" после его возвращения в 2012 не должен был оставить больше воспоминаний, чем победа в Кубке?

- Возможно. Я не знаю об этом ничего…Мы живем в требовательном мире, в котором люди хотят всегда того, чего вы им не даете. В последние 20 лет "Арсенал" и "Реал" – единственные клубы, которые участвовали во всех розыгрышах Лиги Чемпионов. Я – большой поклонник постоянства, стабильности и терпения, потому что я считаю, что истинные качества людей – это обладать целью на длительное время и быть способным концентрироваться на её достижение. Очень немногие люди в своей жизни на это способны. Когда вы говорите о рекордах "Арсенала", то я горд за них. Быть чемпионом однажды, а затем финишировать двенадцатым, это для меня другая плоскость, другой масштаб.

Арасен1

- Большой приток денег  перевернул Премьер-Лигу?

- Вы знаете, как это работает…90% этих денег идет напрямую в карманы игроков. Это всегда было так. И это подтверждает тот факт, что в Англию едут и будут продолжать ехать лучшие игроки.

- Но как же Неймар? Но как же Месси? КакжеРоналду?

- Хорошо, возможно есть 3 или 4 исключения, которые играют естественно в "Реале", "Баварии" и "Барселоне", Но как иначе, если клубы, подобные "Сток Сити" могут покупать игроков из третьей команды Испании?! Существует риск опустошения некоторых иностранных лиг. АПЛ может их просто выпотрошить, но в тоже время нет уверенности, что этот феномен продлиться долгое время, и что другие страны будут наблюдать на это, опустив руки.

- Это усложняет задачу английских клубов в Лиге Чемпионов?

- Да, потому что внутреннее соревнование ужасно тяжелое. В финальной фазе Лиги Чемпиново вы слишком заняты следующим матчем чемпионата, чем во время группового турнира. Это, кстати, каждый раз играет с нами плохую шутку.

- Что для вас изменит новый титул чемпиона Англии?

- Для меня он стал бы удовлетворением. Понимать, что тебе удалось выжать максимум из своей команды, что удалось принести удовольствие всем тем, кто любит "Арсенал". Но ещё осталось 16 туров, путь ещё слишком долог.