1 мин.

Как научиться играть в шахматы | История и правила игры

Шахматы - одна из древнейших игр в мире, история которой насчитывает более 1500 лет. Ее корни уходят в Индию, где в VI веке до нашей эры зародилась игра «чатуранга», прообраз современных шахмат. Позже игра распространилась по всей Азии, а затем проникла в Европу через арабские страны.

В средневековой Европе шахматы стали популярным развлечением среди аристократии и духовенства. Игра считалась не только забавой, но и способом развития стратегического мышления, необходимого для военных и политических деятелей того времени.

С развитием печати и распространением книг о шахматах, правила игры постепенно стандартизировались. В XV веке были введены современные правила передвижения фигур, а в XVIII веке - приёмы рокировки и взятия на проходе.

В XIX веке шахматы стали профессиональным видом спорта. Были организованы первые международные турниры и создана Всемирная шахматная федерация (ФИДЕ). С тех пор популярность шахмат только росла, и сегодня эта игра является одним из самых известных и уважаемых интеллектуальных видов спорта в мире.

Шахматные фигуры и их передвижение

В шахматах есть 32 фигуры, по 16 белых и 16 черных. Каждая фигура имеет свои уникальные возможности передвижения по доске.

Король - самая важная фигура в игре. Он может ходить в любом направлении, но только на одну клетку.

Ферзь - самая сильная фигура. Она может ходить по вертикали, горизонтали и диагонали на любое количество клеток.

Ладья может передвигаться по вертикали и горизонтали на любое число клеток.

Слон ходит только по диагоналям на любое количество клеток.

Конь - единственная фигура, которая может перепрыгивать через другие фигуры. Его ход представляет собой букву «Г» - две клетки по одной линии и одну клетку перпендикулярно.

Пешка - самая слабая фигура, но играет ключевую роль в начале игры. Она может ходить только вперед на одну клетку, а на первом ходу - на одну или две клетки. Пешка бьет фигуры противника по диагонали на соседнюю клетку.

Расстановка фигур на доске

Перед началом игры фигуры расставляются на доске в определенном порядке. Белые фигуры размещаются на первой и второй горизонталях, черные - на седьмой и восьмой.

На первой горизонтали слева направо расположены: ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья. На второй горизонтали расставляются все 8 пешек.

Черные фигуры расставляются симметрично белым - на седьмой горизонтали слева направо располагаются: ладья, конь, слон, король, ферзь, слон, конь, ладья. На восьмой горизонтали стоят 8 черных пешек.

Нестандартные ходы в шахматах

Помимо обычных ходов фигур, в шахматах есть несколько специальных правил, которые следует знать начинающим игрокам.

«Двойной прыжок». На первом ходу пешка может сразу пройти две клетки вперед вместо одной. Это позволяет быстрее выдвинуть пешки в центр доски. Также единственный вариант, когда пешка может походить не как обычно.

Взятие на проходе. Если пешка противника проходит две клетки за один ход мимо вашей пешки, вы можете ее съесть, как будто она прошла только одну клетку. При этом она займет клетку не сбоку, а позади «съеденной» пешки, так как продвинется по диагонали вперед.

Превращение пешки. Если пешка доходит до последней горизонтали, она превращается в любую другую фигуру (кроме короля).

Рокировка. Это единственный ход в шахматах, при котором передвигаются сразу две фигуры - король и одна из ладей. Рокировка позволяет быстро укрыть короля и активизировать ладью.

Условия для выполнения рокировки:

  1. И король, и ладья находятся в исходном положении.

  2. Ни король, ни ладья до момента рокировки не делали ходов.

  3. Между королем и ладьей нет других фигур.

  4. В момент рокировки король не находится под шахом.

  5. При рокировке король не встает на клетку, которую на следующий ход может атаковать соперник, и не «прыгает» через такие клетки.

Сила и ценность фигур

Каждая шахматная фигура имеет свою условную ценность, которая определяется ее силой и мобильностью на доске.

Пешка - самая слабая фигура, ее условная ценность равна 1.

Конь и слон - лёгкие фигуры со средней подвижностью, их ценность равно трём пешкам. Только конь может атаковать другую фигуру — кроме чужого коня — без угрозы ответного удара. Кроме того, ходы конем сложнее просчитывать наперед. Поэтому при цейтноте, то есть нехватке времени у соперника, наличие коней на доске ценится больше. Однако в середине и концовке партии пара слонов обычно ценится больше, чем пара коней. Такой перевес даже назвали «преимуществом двух слонов».

Ладья - тяжелая фигура с большой подвижностью и оценивается в примерно 5 пешек. Она может атаковать поле целиком и участвовать в рокировке. По силе и универсальности ладья уступает только ферзю, при этом две ладьи ценятся выше одного ферзя.

Ферзь - самая сильная фигура после короля, с максимальной подвижностью, которая оценивается в 9 пешек, три коня или слона, но немного уступает двум ладьям. Весь потенциал ферзя раскрывается в середине и концовке игры, когда поле становится свободнее, а ему уже не так сильно угрожают вражеские фигуры.

Король не имеет определенной ценности, так как потеря короля означает проигрыш партии. Вокруг него строится игра, а в концовке партии, когда угроз на доске меньше, королем можно перейти из защиты в атаку. Учитывая возможности фигуры, ее можно оценить в 3—4 пешки.

При обмене фигур важно следить за их суммарной ценностью и стараться не отставать в этом плане от соперника.

Шах, мат и ничья

Главная цель в шахматах - поставить мат королю противника, то есть создать такую позицию, при которой король находится под угрозой, и ему некуда ходить. Когда это происходит, игра заканчивается, и объявляется победитель.

Шах - это ситуация, когда король находится в шаге под угрозой взятия. Если игрок объявляет шах, а его противник не может защитить короля на следующем ходу, это означает мат и проигрыш партии.

В шахматах выделяется несколько особых шахов, выполняемых при определенных условиях:

  1. Двойной шах. В этом случае королю одновременно угрожают две вражеские фигуры или пешки.

  2. Перекрестный шах. Объявляется в ответ на шах соперника, если игрок смог не только защититься, но и одновременно поставить под угрозу чужого короля.

  3. Вскрытый шах. В этом случае королю угрожает не та фигура, что двигалась в этот ход, а та, что раньше была закрыта.

  4. Вечный шах. Ситуация, в которой один игрок объявляет шах, второй уходит из-под угрозы, но первый тут же ставит еще один шах — и так может продолжаться бесконечно.

Помимо мата, партия может закончиться вничью. Это происходит в нескольких случаях:

1. Пат - ситуация, когда у игрока есть фигуры на доске, но он не может сделать ни одного хода.

2. Недостаточно фигур, чтобы сделать мат (например, остались только короли).

3. Трехкратное повторение одной и той же позиции.

4. Согласие обоих игроков на ничью.

Продолжительность шахматной партии и контроль времени

Длительность шахматной партии может сильно варьироваться в зависимости от уровня игроков и выбранного контроля времени.

В классических шахматах, которые играются на высоком уровне, каждому игроку дается определенное количество времени на всю партию (обычно от 1 до 6 часов). Когда время игрока истекает, он проигрывает партию.

В быстрых шахматах (рапид) игроки имеют гораздо меньше времени на обдумывание ходов, как правило, от 10 до 60 минут на всю партию.

Наконец, в блиц-шахматах контроль времени очень жесткий - обычно от 3 до 10 минут на всю партию для каждого игрока. Блиц требует молниеносного принятия решений и хорошей интуиции.

Помимо общего контроля времени, существуют также различные системы добавления времени за каждый сделанный ход, чтобы партии не заканчивались преждевременно.

Шахматный этикет

Как и в любом другом виде спорта, в шахматах существуют определенные правила поведения, которые важно соблюдать.

1. Во время партии следует вести себя тихо и не отвлекать противника разговорами или шумом. Нельзя также подсказывать игрокам со стороны.

2. Если игрок дотронулся до своей фигуры, то обязан сделать ею ход. Если он дотронулся до фигуры соперника, то обязан ее «съесть».

3. Любой ход в шахматах допускается делать только одной рукой — даже рокировку или взятие чужой фигуры. Играть двумя руками одновременно не разрешается. Нажимать на часы нужно той же рукой, которой осуществлялся ход.

4. За любой ход, сделанный не по правилам, судья выносит игроку предупреждение. Второе такое предупреждение заканчивает партию — нарушившему правила игроку присуждается поражение. Также не следует покидать игровую зону без разрешения судьи во время партии.

5. Если игрок хочет поправить фигуру или пешку на доске, это разрешено делать только во время своего хода. Перед этим необходимо предупредить соперника, произнеся слово «поправляю».

Заключение

Шахматы - увлекательная и глубокая игра, которая требует терпения, стратегического мышления и постоянного совершенствования. Освоив основные правила и концепции, описанные в этой статье, вы сможете начать свой путь в мир шахмат и углубиться в более подробное изучение игры и её терминов.

Вот основные моменты, которые следует запомнить:

1. Знайте историю шахмат и уважайте их богатое наследие.

2. Изучите правила передвижения каждой фигуры и особые ходы, такие как рокировка и взятие на проходе.

3. Научитесь правильно расставлять фигуры на доске перед началом игры.

4. Понимайте силу и ценность каждой фигуры и старайтесь не отставать в ценности фигур от соперника.

5. Знайте правила шаха, мата и ничьи, чтобы грамотно завершать партии.

6. Выбирайте подходящий контроль времени в зависимости от вашего уровня игры.

7. Соблюдайте шахматный этикет и уважайте своих соперников.

Помните, что шахматы - это не только игра, но и искусство, которое требует постоянной практики и совершенствования. Чем больше вы будете играть, тем лучше станете понимать стратегию и тонкости этой древней игры. Удачи на шахматной доске!

Если хотите лучше разбираться в правилах и особенностях самых разнообразных видов спорта, присоединяйтесь к нам, чтобы получать больше полезной информации от наших экспертов! Подписывайтесь на наш блог EMSport.ru и будьте в центре событий!