8 мин.

По правую сторону Босфора

 

 

 

Гран-при Турции по правую сторону Босфора стал абсолютно уникальным этапом Формулы 1 в плане борьбы. Сверхплотность разрывов при сохранении статуса-кво, борьба на всех эшелонах пелетона и в первую очередь именно лидеров за победу в гонке! Равенство напарников и бескомпромиссные красивые сражения!

Первый круг олицетворяет всё вышесказанное весьма красноречиво: чёртова дюжина сохранила свои квалификационные позиции на линии отсечки старт-финишной линии!

Однако при этом, стартовавшие с грязной траектории первых двух рядов «МакЛарены» при трогании с места ничего не смогли противопоставить Бэйби-Шуми и Шуми, а Алонсо, мало того что ушёл в бой 12-м, ещё и пропустил де ля Розу. Но все эти перестановки возымели обратное действие через считанное количество поворотов, и Льюис красиво опередил Феттеля по внешнему радиусу третьего виража, Дженсон также снаружи пролетел мимо Михаэля, благодаря чудовищному преимуществу в скорости на задней прямой, а Алонсо вернул должок соотечественнику.

И это всё первый круг. Борьба лидеров. Едва начался второй, как Сутиль по внутренней траектории первого поворота выдавил Кобаяши из очковой зоны, отправив под атаку Алонсо. Но отважный японский самурай жёстким манёвром оттёр Фернандо к внутренней кромке трассы на выходе из первой связки, мгновенно охладив пыл двукратного чемпиона, при этом продолжив прессинговать Адриана, пока не опередил немца за счёт раннего пит-стопа.

И это только арьергард очковой зоны, и борьба за попадание в неё! Притом, что, понятное дело, в глубине пелетона сражений и перестановок, катализированных второй год подряд проблемами со сцеплениями на старте Баррикелло, сверхнизким темпом «Уильямса», уступающему секунду «Феррари» и десятую самим себе из-за применения старого переднего антикрыла, вследствие уничтожения апдейта Рубенсом в аварии в Монако; шагом вперёд «Лотуса», представившим финальные комплексные обновления сезона, было ещё больше.

Однако все эти пертурбации были малозначительны, ибо впереди, в очковой зоне, и особенно за лидерство, градус борьбы был несоизмеримо выше.

Очковая зона разделилась надвое: квартет лидеров – где Льюис, контратаковав Себастьяна, давил на Марка, а Дженсон, потеряв время на борьбе с семикратным чемпионом, феноменально способным проходить образцово потрясающий восьмой поворот, постепенно приближался к Феттелю – с одной стороны, и пара «Мерседесов», сдерживающая пару «Рено», которая обрамляла «Феррари» трёхкратного триумфатора «Истамбула» Массы – с другой.

На первой волне пит-стопов, на 15-м круге, перманентное лидерство трёхкратного подряд поулмена Уэббера было прервано. До рекорда Кими пятилетней давности не хватило каких-то 11 километров... Дженсон Баттон, большой специалист по плавности пилотажа и, соответственно, бережливости резины, своим затянутым посещением пит-лейна остановил доминирование австралийца.

Да, 17-й круг на мягкой резине для действующего чемпиона был лишним, и он вернулся вновь последним в квартете претендентов на победу, однако всё было уже максимально плотно.

Небольшая, секундная заминка, при старте из боксов Хэмильтона на синхронном пит-стопе с Уэббером позволила Феттелю вклиниться между дуэлянтами и сделать второй подряд виртуальный австрийский дубль.

Пара быстрейших квалификационных болидов сезона, имеющая четыре десятых преимущества в одном лишь восьмом повороте, под прессингом пары последних чемпионов мира, «МакЛарены» которых, согласно квалификации, имели 6 км/ч бонуса в конце задней прямой, обладали почти абсолютным равенством в темпе на круге! Исключительное действо.

И главным героем этой сверхнапряжённой психологической схватки за Большой Приз Турции стал Хэмильтон. Британец, который весь чемпионат был ярчайшим гонщиком топ-команд, но так и не получившим а награду за подвиги ни одной победы по итогам трети сезона, вновь был активнейшим и сегодня. Не опередив на трассе первый «Ред Булл» и пропустив на пит-стопах второй, Льюис не сдался. Англичанин продолжил атаковать и своим давлением уже на Феттеля вывел команду Хорнера из равновесия.

Себастьян, который из-за поломки стабилизатора поперечной устойчивости не смог бороться за поул, затем на первом отрезке не мог держать темп напарника на опциональных покрышках, после пит-стопа, переобувки на «прайм» и выведение на трассу сразу за напарником резко преобразился. Плюс к этому Феттель неожиданно получил кратковременный бонус в виде 0,18 секунды потери на круге Марка в связи с переходом двигателя на экономичный режим ввиду нехватки топлива. Немец, находясь всю гонку позади, в некотором «драфте» сэкономил 1 кг горючего, и подобная участь, выражавшаяся в потере скорости на прямых, ждала его через круг. И Феттель, понимая, что следующая атака Льюиса по внешнему радиусу в 12-м повороте может стать успешной, на 40-м круге в том же самом месте, слип-стримом на задней прямой вышел на реализацию скорости своего «РБ5» броском на внутренний радиус. Напомню, пара «Ред Булл» в чемпионате лидировала с равным количеством очков, и это локальное противостояние напрямую решало, кто будет первым и в личном зачёте первенства.

Марк, понимая, что пропуск напарника приведёт не только к однозначной потере лидерства везде, но и возможной потери подиума вообще, ввиду серьёзного прессинга гораздо более быстрых на прямых, вооружённых «Ф-дактом» «МакЛаренов», сместился максимально влево, оставив Себу минимум пространства. На трёхстах километрах в час, выйдя на две трети вперёд, немец не стал смотреть в зеркала и жёстко принял вправо, дабы не пропустить апекс и уйти с грязной траектории. Австралиец хладнокровно, намеренно сохранив колёса в положении «прямо», окончательно решил исход поединка столкновением. Дубль «Ред Булла» самоликвидировался. Феттель с проколотой покрышкой после разворота на 720 градусов сошёл в зоне вылета, а Марк, войдя в последнюю связку следом за «МакЛаренами», вскоре поехал в боксы за сменой резины и антикрыла, лишённого левой торцевой пластины. Потеряй чуть меньше на столкновении с напарником Уэббер и успей вернуться впереди британцев, возможно, была бы попытка отстоять лидерство, поскольку вскоре чемпионам также пришлось экономить топливо. Однако выезд на полосу безопасности с потерей лидерства однозначно означал для Марка – хет-трика не будет...

Да, «Ред Буллы» убрались сами, да Льюис Хэмильтон автоматически вышел в лидеры. Но эта внутрикомандная борьба австрийцев и была спровоцирована Льюисом! И Хэм добился своего!

Однако и после удаления Феттеля и отката на гордое одиночество третьего места Марка победа второго пилота «МакЛарена» не была гарантирована, ибо показал зубы Дженс! Действующий чемпион, вопреки экономии топлива и финишу на доезд после проведённой несколько в тени в плане атак за подиум гонки, планомерно приближаясь с восьмого поворота по 11-й, заготовил атаку на лидирующего напарника, и в 12-м повороте, по внешнему радиусу, сделал то, что не удалось Льюису с Феттелем! Всю финальную связку гонщики «МакЛарена» провели буквально ноздря в ноздрю, и на стартовой прямой Дженсону удалось отметиться лидером. Однако действующий победитель ГП Турции не пошёл до конца втирать напарника в пит-уолл, и Льюис всё же занял внутренний радиус первого поворота. В отличие от партнёров по «Ред Буллу» британские сокомандники как представители настоящей интеллигенции оставляли друг другу достаточно места, но на выходе из дебютного виража, не отличавшийся ранее особым пиететом Хэмильтон всё же выдавил Баттона на поребрик. Борьба была закончена.

Символично, именно здесь Дженсон завоевал свою последнюю победу за «Браун», именно здесь завершилась серия из четырёх подряд побед и именно здесь он сравнялся по количеству подиумов за карьеру с Льюисом. Теперь они напарники, и локальное сражение выиграл Хэмильтон. Уже 30-й подиум за каких-то три с небольшим сезона позволяет триумфатору сравняться с Монтойей и Массой!

«МакЛарен» берёт третью победу в сезоне, сравниваясь с непобедимым в квалификациях «Ред Буллом», как по победам, так и по двойным дублям. Казалось, чуть-чуть дала слабину команда из Уокинга, две гонки подряд, в Испании и Монако, финишировав не в полном составе, потеряв лидерство в обоих зачётах и откатившись аж на третье место в Кубке. Однако сегодня одним махом вернула первенство в командном зачёте и вывела гонщиков на второе и третье место в личном!

Правая сторона Босфора всё же сыграла свою роль. Марк Уэббер, в одну калитку выигравший все европейские этапы, с переездом в Азию по иронии судьбы не победил.

Австралиец, благодаря своей бескомпромиссности, сохранил лидерство в чемпионате, пусть и в ущерб команде, которая теперь один балл уступает «МакЛарену».

Турецкий Гран-при значительно переменил диспозицию в пелетоне, показав, что у явного фаворита «Ред Булла» появился серьёзный конкурент в лице «МакЛарена». Всех остальных же можно считать вторым эшелоном, в котором в плане скорости отнюдь не лидируют «Феррари»!

800-й Гран-при «Скудерии» стал худшим в сезоне. По темпу их превосходил «Мерседес», а его в свою очередь, внимание, команда «Рено»! Да, пройти ни на трассе, ни на пит-стопах Шумахера и Росберга Кубице не удалось, и поляк замкнул шестёрку, однако по скорости он выглядел предпочтительнее.

Итальянцы же вытянули лишь на классе своих пилотов. Масса, король Стамбула, наконец, ответил Алонсо на жёсткой резине. Но всё, чего удалось добиться бразильцу – это седьмое место. А вот Фернандо, опередив «в боксах» Сутиля и Кобаяши, блестяще воспользовался потерей темпа Росберга в середине дистанции, тормозившего обрамлявших Массу «Рено», и догнал Петрова. За пять кругов до финиша Алонсо пошёл ва-банк, буквально в каждом повороте атакуя россиянина в борьбе за восьмое место. Виталий блестяще защищался, крыв внутренний радиус, и полуторакруговая дуэль двукратного чемпиона и новичка закончилась проколом переднего правого колеса «Рено» при контакте с «Феррари»... Увы, первое попадание русского гонщика в суперпоул завершилось 15-м местом в гонке.

Но сменив комплект резины на мягкий, Виталий сумел блеснуть, и на последнем для себя круге выстрелил лучшим временем всей гонки! Седьмое Гран-при в карьере, и уже лучший круг! У триумфатора и чемпиона мира Хэмильтона их всего пять! Притом, что даже быстрейшая из «Феррари», Массы, лишь на финальном круге смогла на четыре тысячных выйти из полутора минут, уступив более восьми десятых Петрову...

Последнее очко классификации и первое в сезоне для «Заубера» взял Кобаяши, сохранив стартовую позицию и всё-таки пропустив атаку Сутиля на торможении после задней прямой, поскольку предпочтительный для швейцарского болида «хард», сверхрано поставленный на 10-м круге, износился на болиде Камуи уже до первых слоёв резины, не держа трассу...

Формула 1 продолжает свои неевропейские гастроли, переезжая в Канаду, где после годичной паузы автодром имени Жиля Вильнёва своим скользким и крошащимся покрытием ожидаемо припасает нам ещё одну впечатляющую и незабываемую гонку!

Произошёл ли перелом в чемпионате, и доминирование «Ред Булла» будет остановлено? Чем ответит провалившаяся «Феррари» в ожидании обновлений Валенсии? Станет ли эта дебютная в сезоне победа триумфальным шествием для Хэмильтона, покажет Монреаль, где британский чемпион открыл счёт своим викториям.