11 мин.

Гран-При Монако. Лучшая гонка уик-энда

Первый городской этап сезона Формулы 1 подарил еще более захватывающую гонку, чем культовый Индианаполис 500, традиционно для последних лет проходивший в тот же самый уик-энд. Да, в Королеве автоспорта не состоялось сенсации, как за океаном, в виде первой в карьере победы на треке Райана Хантер-Рея, зато в гонках Гран При победу одержал самый желанный триумфатор из тех, кто еще может взвинтить интригу в чемпионате мира.

В Монте-Карло пелетон приехал на волне квартета побед новоиспеченного лидера личного зачета Льюиса Хэмильтона. В Испании британец показал, что в отличие от прошлого сезона смог серьезно спрогрессировать в совместимости с болидом и сверг напарника с позиции лидирующего пилота в Барселоне. Однако повторить тот же самый трюк, украв поул у прошлогоднего обладателя, в Монако Хэмильтону не удалось.

Конечно, эпизод последних минут квалификации, на которых одновременно с испорченным личным быстрым кругом Росберг своим вылетом в Massenet уничтожил все шансы соперников в борьбе за поул-позишн, весьма напоминал ошибку Шумахера в La Rascasse в 2006 году. Однако Нико в отличие от его титулованного соотечественника, ведшего тогда борьбу за восьмой титул, не наказали, и молодой немец побил рекорд своего чемпионского отца, взяв шестой поул в своей карьере.

Победитель

Второй год подряд Росберг непоколебимо реализовал первое место на старте в перманентное лидерство вплоть до клетчатого флага, сравнявшись с отцом по количеству побед. Да, всего пять, но зато как вовремя? Кейо и вовсе с одной победой выиграл титул в 1982 году. Нико же сделал это во второй раз после дебютной в сезоне гонки и, главное, сделал это в момент, когда Хэмильтон только вышел в лидеры зачета и был наиболее уязвим. Невероятно важный успех, позволивший восстановить статус-кво между напарниками и ликвидировать колоссальное психологическое преимущество более быстрого в 2014 Льюиса.

Вторая сила

На Гран При Монако, на мой взгляд, решился вопрос борьбы за лидерство. Очевидно, никто не сможет бросить перчатку Mercedes в борьбе за Кубок Конструкторов. Новое топливо Total, которое дебютировало на моторах Renault команды Red Bull, оказалось недостаточным слагаемым для успеха чемпионов четырех предыдущих лет, и вслед за безнадежно проигранной квалификацией австрийцы проиграли и гонку. Почему я ставлю такой упор на ГП Монако? Да потому что эта трасса наиболее показательна с точки зрения эффективности шасси, и именно здесь Red Bull мог продемонстрировать свои главные козыри. Их не оказалось. Даже с подспорьем от французских мотористов.

Более того, Red Bull оказался лишь чуть-чуть сильнее Ferrari, ибо если бы не неудачливость Райкконена, финн легко и уверенно привез бы Scuderia к подиуму. Риккьярдо ничего не мог противопоставить Кими уже с самого старта. Впрочем, Алонсо даже близко конкурентом австралийцу не был, что свидетельствует о сохранении статуса второй силы Red Bull.

К сожалению, Даниэлю не удалось сотворить чуда, и после традиционно провального старта (блестяще среагировать пилоту удалось лишь в Малайзии, где Риккьярдо единственный раз в сезоне уступил Феттелю в квалификации) даже после проблем упущенных в первом повороте Себастьяна и Кими навязать борьбу победителям не удалось. А ведь австралиец имел блестящую возможность вернуть отобранное на родине «серебро», когда у Хэмильтона возникли проблемы с глазом после чего британец даже, проморгавшись, уже не смог вывести резину в оптимальный температурный диапазон, став добычей Риккьярдо. Тем не менее, пяти полных кругов в непосредственной близости и с активированной DRS Риккьярдо не хватило, чтобы атаковать британского чемпиона. Так или иначе, неудачные старты становятся успешным спутником Даниэля, ибо пилот Red Bull завоевывает свою вторую подряд «бронзу», наконец опережая в чемпионате своего напарника и обладателя титулов чемпиона мира четырех последних лет. Второй сход в сезоне Феттеля во многом помог Риккьярдо в очередной раз стать главным действующим лицом команды и не потерять время позади Себастьяна, как это было в Китае, где борьба с напарником стоила упущенного подиума.

Герой

Marussia и Жюль Бьянки на всю жизнь запомнят этот уик-энд. Именно Монако стало тем Гран При, где новая команда (коих осталось лишь две после банкротства HRT) заработала первые очки. Тем приятнее для нас, что это сделала именно Marussia, которая выступает под российской лицензией.

Ставленник Академии Ferrari всю гонку боролся очень жестко, пережил три штрафа и все равно пересек финишную черту восьмым! Сначала, став лучшим представителем новых команд и лишь 0,6 секунды уступив Сутилю, француз получил пенальти в 5 позиций за смену коробки передач перед гонкой. Таким образом, встав на решетку последним, Бьянки еще и умудрился некорректно (впрочем, как и его напарник, Чилтон, а также Гутьеррес) занять свое место, за что и получил 5-секундный stop-&go. Отбывая штраф, как это положено, простояв дополнительное время после планового пит-стопа, Жюль получил новое наказание! На этот раз, за то что отбывал его за пейс-каром. И тут позволю не согласиться с судьями, ибо пенальти Бьянки отбывал на том же круге, что и Гутьеррес, только физически на трассе находился в 20 секундах позади. Тем не менее, французу повторно назначили этот штраф.

Четко разобравшись в правилах, в Marussia не стали зазывать пилота в боксы до самого финиша (ибо остановок для смен резины не планировалось), получив 5 секунд довеском уже к финишному протоколу. Это перенесло Бьянки на одну позицию вниз, вдвое сократив количество заработанных баллов.

Стоит заметить, что французу еще повезло не получить штраф за жесточайшую контактную атаку на Кобаяши в Rascasse, которой Жюль уничтожил гонку (и болид) Камуи.

Счастливчики

McLaren удалось-таки прервать антирекордную серию из трех гонок без очков дублем в десятке. Кевин Магнуссен сравнял квалификационный счет с чемпионским партнером по команде, единственным из команды выйдя в суперпоул. Однако, как это традиционно бывает с напарниками Баттона, в гонке удержать позади себя Дженса не удалось. Кевин стал жертвой как конкурентов, так и собственных поспешных действий и проблем с техникой.

Первая половина дистанции прошла для датчанина под знаком борьбы с Вернем. Уже на старте Магнуссен одолел пилота Toro Rosso и на шестой позиции надежно шел к финишу. Однако механики фарм-клуба Red Bull, очень опасно выпустив ЖЭВа на Кевина, спровоцировали череду ошибок новичка. Сначала раздосадованный датчанин, не дожидаясь, когда Вернь получит штраф за эпизод в боксах, атаковал француза в Rascasse до линии пейс-кара (Шумахера в 2010 наказали даже за обгон Алонсо после линии) на рестарте. Чтобы не получить штраф за обгон в режиме автомобиля безопасности, Магнуссен пропустил Toro Rosso обратно. Однако этим успел воспользоваться опытный Хюлькенберг, который блестяще прошел дебютанта в Portier. В довершение неудач на болиде датчанина возникли проблемы с силовой установкой и, потеряв мощность, McLaren Кевина в Sainte Devote стал легкой жертвой напарника, а через полкруга, в Loews, Кими Райкконена. Причем, в прямом смысле жертвой, ибо финн своей непродуманной атакой просто заблокировал выход из шпильки конкуренту, беспомощно уткнув свою Ferrari в отбойник. В ожидании пока маршалы растолкают болид соперника Магнуссен потерял еще три позиции, замкнув зачетную зону.

Дженсон Баттон, напротив, со своей 12 стартовой позиции только прогрессировал и уже на первом круге в Mirabeau отправил Переса в стену. Однако затем всю гонку просидел за другой Force India, так и не сумев опередить Нико Хюлькенберга, даже несмотря на страшные проблемы с резиной на болиде немца на последних кругах. Во время массового заезда в боксы на 26 круге чемпиону GP2 2009 года сменили soft на supersoft в отличие от всех конкурентов, и резерв самых мягких покрышек молодой пилот исчерпал задолго до финиша. Дженсон же следовал традиционной схеме, но даже достойной атаки продемонстрировать не сумел. Возможно, отчасти виной была слабая максимальная скорость болидов из Уокинга, по мнению Баттона, уступавшая по ходу уик-энда даже болидам WSR 3.5.

Тем не менее, даже 6 место позволило британскому чемпиону поднять McLaren обратно наверх относительно Williams, у которых столько же очков.

Романа Грожана вряд ли можно было назвать баловнем судьбы вплоть до финальных кругов, когда его прошлогодний напарник совершил свой неудачный маневр.

Уже на первом круге, избегая наезда на развернувшегося Переса, Грожан получил удар сзади и прокол со стороны Сутиля. Далее немец после синхронного пит-стопа легко прошел француза в шпильке, оставив Романа замыкать пелетон пока не разбил болид сам.

В отличие от пилота Sauber Грожан не имел возможности агрессивно атаковать, скромно пилотируя позади пилотов команд-аутсайдеров. Зато француз не ошибался. Таким образом, тихой сапой Роман вышел-таки на 9 место, которое в протоколе превратилось в 8, что позволило в одиночку сравняться с очковым балансом пилотов Toro Rosso и вывести Lotus на 7 место в Кубке Конструкторов.

На мой взгляд, Грожан мог достичь и большего, рискни команда сохранить тактику единственной остановки, как это было в Ferrari у Алонсо в 2010 году. Конечно, в тот последний год Bridgestone в Формуле 1 японские покрышки были очень жесткими и износостойкими. Однако, совершая второй пит-стоп на 23 круге (раньше, чем остальные единственный) и меняя soft на уже прикатанную опциональную резину, Роман был поставлен в еще более критическое положение, чем Хюлькенберг, сменивший покрышки (причем на свежие) тремя кругами позже.

Но в отличие от Нико француз не только сохранил ресурс supersoft до финиша, но и оставил 20% резерва. Учитывая, в каком арьергарде пелетона находился Грожан и насколько тяжело на Lotus было пытаться обогнать кого бы то ни было, в команде следовало избежать «лишнего» второго пит-стопа, преодолев 77 кругов дистанции на свежем soft. Езда все равно была в прогулочном темпе…

Неудачники

Кими Райкконен после блестящего старта с проходом и напарника, и Риккьярдо был однозначно самым быстрым пилотом на трассе, если не считать Mercedes. Да, дубль победителей шел на секунду быстрее, однако в отличие от Алонсо Райкконен был быстрее Red Bull.

Но все притязания на первый подиум после возвращения в Scuderia исчезли, едва Кими совершил пит-стоп. По крайне неудачному стечению обстоятельств финн выехал из боксов бок о бок с Чилтоном, который и так уже проигрывал несколько кругов, но, тем не менее, из-за своей неаккуратности проколол колесо Ferrari…

Казалось, немалые очки Райкконен еще мог заработать, ведь, проведя второй пит-стоп подряд, он выехал впереди Грожана и Бьянки, а затем успел проскользнуть мимо Массы, бросившего вызов всему пелетону остановкой после середины дистанции, а не под вторым пейс-каром. Но слишком оптимистичная атака на Магнуссена в борьбе за 7 место поставила крест на результативном финише Кими. Финну еще повезло отделаться лишь предупреждением (возможно, судьи были с ним так мягки из-за того, что ранее по ходу сезона за ним не было никаких нарушений, в то время как, скажем, собравший коллекцию штрафов в Монако Бьянки располагает наибольшим количеством штрафных баллов в пелетоне). За пять оставшихся кругов Райкконен успел лишь оформить лучший круг (на секунду быстрее Mercedes) и повиснуть на хвосте у Эрикссона.

Sauber

О быстром и коротком прорыве Сутиля было написано выше. Его же молодой напарник впервые был реально сильнее Адриана и за 20 кругов до финиша вышел на 8 место. Неустанная осада позиций Боттаса решилась отказом мотора на Williams финна, впервые в сезоне оставшегося без очков. Но и Гутьеррес не долго светился столь высоко,  ибо в пресловутом Rascasse совершил, по своим словам, самую досадную ошибку в карьере, зацепив рельс на апексе. Удар задним колесом был столь неудачным, что колесо мгновенно спустило и болид отправился в 180-градусный разворот…

Так Sauber опустилась на 10 строчку в Кубке Конструкторов, по-прежнему не набрав ни одного очка. В то время как даже текущий главный аутсайдер Caterham со своим дебютантом Эрикссоном финишировал на пороге очковой зоны, повторив лучший результат команды и едва не прервав серию Швеции без очков в F1. Напомню, что в последний раз такое произошло в далеком ГП Португалии’89, когда Стефан Йоханссон взял «бронзу». Учитывая 10-е время гонки Маркуса, уступившего на лучшем круге лишь десятую Хюлькенбергу, то это время не за горами.

Завоюет ли Mercedes шестой дубль подряд или сможет кто-нибудь еще, кроме пилотов «серебряных стрел», выиграть гонку в этом году покажет Монреаль. Менее чем через две недели.