8 мин.

Резервисты. Часть III

Сенсационная дисквалификация Романа Грожана, примененная в Формуле 1 впервые за 18 лет, открыла возможность расширить число участников чемпионата 2012 года. Заменить француза призван третий пилот команды, Жером д'Амброзио. Это одновременно и отличный шанс показать себя, и большая ответственность для бельгийца. 26-летний пилот должен будет сходу показать все, на что он способен. А как справлялись резервисты до него в последнюю декаду чемпионатов?

2009

alt

Витантонио Льюцци

2009 год стал для отметившего 28-летие итальянца вторым приходом в F1 после увольнения из Toro Rosso вслед за Спидом по итогам сезона 2007. Тонио тогда был заменен на действующего чемпиона Champ Car Себастьяна Бурдэ и кто знал, что, пробыв тест-пилотом Force India, итальянец еще переживет француза в Формуле 1. На ГП Италии Льюцци пришел на замену Джанкарло Физикеллы, ушедшего завершать карьеру в Ferrari. Проведя в в индийской команде полный сезон 2010 Витантонио точно так же, как и сам годом ранее своего соотечественника, был «подсажен» тест-пилотом ди Рестой (к слову, и напарника Льюцци – Сутиля годом позже, в 2012, заместит новый тестер – Хюлькенберг). Однако Тонио без места на 2011 не остался и, имея контракт на следующий сезон, был замещен Педро де ля Розой в текущем первенстве…

alt

Хайме Альгерсуари

Сын главы Мировой серии Рено, едва попав в FR 3.5, уже оказался в F1, став самым молодым в истории гонщиком. Придя на место четырехкратного чемпиона серии CART Себастьяна Бурдэ во вторую команду Red Bull, юный испанец заменил француза на ГП Венгрии и до конца сезона темпом не блистал, пытаясь просто удержаться на трассе и финишировать… Выдав лучший сезон в карьере и впервые опередив напарника, Альгерсуари лишился места в Toro Rosso и на сезон 2012 выпал из Формулы 1.

Лука Бадоэр

alt

Травма Фелипе Массы на ГП Венгрии имела очень серьезные последствия, и Ferrari нужен был гонщик, который способен заменить ставшего лидером бразильца. Первым предложение получил находившийся третий год в отставке Шумахер. Однако у Михаэля болела травмированная в мотоциклетной аварии шея. В результате в Валенсии и Спа Массу заменял именно Лука. Итальянец, будучи бессменным тест-пилотом Ferrari с момента окончания регулярной гоночной карьеры за Minardi в 1999, абсолютно потерял навыки ведения борьбы. И, несмотря на то что намотал за 10 лет сотни тысяч тестовых километров, доводя чемпионские болиды для Шумахера и Баррикелло, никак не мог привыкнуть к строптивому и невероятно сложному в управлении F60 с революционной системой KERS. Проблему усиливали новые правила, запрещающие любые тесты. В связи с чем Бадоэр был обречен. После двух гонок, законченных на абсолютно бесперспективных последних местах и установке исторических антирекордов Ferrari, Луку попросили прекратить выступления, пригласив из Force India соотечественника Физикеллу. Джанкарло и заменил в роли тестера навсегда подпортившего свою безукоризненную репутацию Будоэра.

alt

Роман Грожан

В отличие от Луки дебютировавший на том же самом Гран При Европы 23-летний франко-швейцарец сразу поймал ритм. Да, болид Renault R29 был одним из худших в пелетоне, и команда Бриаторе по-старинке работала только на Алонсо, тем не менее, Роман держался лучше остальных новичков. Однако, не имея шансов набрать очки, Грожан оказался подставлен ситуацией со сменой руководства, и на его место был взят поверженный напарник по GP2, Виталий Петров, который смог заплатить за свое место кругленькую сумму. Казалось, Роман навсегда потерял возможность быть пилотом Формулы 1, но, как все мы увидели, француз, выиграв все серии в которых участвовал (придя в новообразованную Auto GP посреди сезона, стал чемпионом, затем второй раз выиграл GP2 Asia и, наконец, - GP2), и, вернув должок россиянину, вернулся в свою команду. Теперь она называется Lotus, и Роман Грожан обменял доселе лучшее 13 место на 2. Пока…

alt

Камуи Кобаяши

 

Собиравшийся уйти из автоспорта готовить ненавистные ему суши в ресторанчик дяди ввиду абсолютно провальных результатов в GP2 (два 16 места в личном зачете) японец неожиданно получил приглашение от Toyota заменить попавшего на Сузуке в аварию Тимо Глока. И, хотя на родном Гран При дебютировать не удалось, Камуи блестяще зарекомендовал себя в финальной паре гонок сезона. На первом в истории ГП Абу-Даби японец опередил, заставив ошибиться, новоиспеченного чемпиона мира Дженсона Баттона! Неудивительно, что, несмотря на скоротечный уход Toyota из F1, Кобаяши не остался без места, и 23-летнего пилота пригласила команда Sauber, в которой он выступает и поныне.

2010

alt

Ник Хайдфельд

Не раз употребленный в качестве пилота экстра-класса немец к 33 годам оказался за бортом чемпионата после того, как BMW покинула чемпионат мира. Но столь талантливый и полезный пилот недолго был свободным агентом, и  Sauber пригласила Хайдфельда заменить в концовке сезона Педро де ля Розу. За пять гонок немец набрал столько же очков, сколько испанец за весь год до этого… Увы, швейцарская команда была сильна зависима от денег, и потому едва на горизонте замаячил самый богатый в мире человек Карлос Слим, как Петер Заубер подписал его протеже Серхио Переса. Ник, в свою очередь, отправился на безответную помощь Lotus-Renault…Кристиан Клиен

 

alt

Уволенный после ссоры с руководством из Red Bull австриец так и не согласился променять Формулу 1 на другую серию, что в 2006 и стало причиной разрыва с командой Матешица. И Кристиан добился своего: пусть за рулем слабейшего болида пелетона, но все же вышел на старт ГП Сингапура, Бразилии и Абу-Даби. Лучшего результата, 20 места, Клиен достиг на финальном этапе сезона в Эмиратах… Так в 27 лет закончилась карьера некогда вице-чемпиона британской F3 и протеже Red Bull. Пока шансов вернуться в Большие Призы австриец не получал.

2011

alt

Бруно Сенна

После дебютного сезона 2010 на предельно аутсайдерской HRT племянник бразильского Волшебника получил в руки настоящий болид. Сенну пригласили заменить Хайдфельда на последних 8 гонках сезона. В первой же квалификации Бруно показал 6 результат, разгромив Петрова. Однако в дальнейшем вследствие спада конкурентоспособности болида с «низким выхлопом» развить успех бразилец не смог и, как и россиянин, был изгнан из команды…

alt

Карун Чандхок

Напарник Бруно Сенны в GP2 и по дебютному сезону в F1 не отъездил и полного сезона. Несмотря на то, что в отличие от младшей формулы в Королеве автоспорта индийский пилот был быстрее бразильского вице-чемпиона GP2, Карун смог провести лишь 10 гонок, после которых у его спонсоров закончились деньги. Как ни пытался Чандхок вернуться на роль боевого пилота, ему не удавалось, пока на ГП Германии на Нюрбургринге пилот не получил возможность заменить испытывавшего огромные проблемы с рулевым управлением Ярно Трулли. Индиец блеснуть не сумел, стартовав 20 и финишировав на той же позиции, последним.

Даниэль Риккьярдо

alt

22-летний австралиец выступал второй год в World Series by Renault, однако сезон не задался, и титул Дани явно уже не светил. Хельмут Марко, понимая, что даже повторить вице-чемпионство 2010 года не удастся, дал возможность Риккьярдо вкатиться в F1, и Red Bull выкупил в HRT место Нараина Картикеяна. Медленно, но верно, в стиле Феттеля в 2007 за Toro Rosso, вкатившись, так же, как и Себ, к концу сезона австралиец раз за разом начал переигрывать более опытного Льюцци. Проведя 11 гонок, Даниэль дважды добился 18 места, что стало его лучшим результатом в сезоне. Марко посчитал, что пилот готов. И в 2012 из команды уволили и Буэми, и Альгерсуари ради надежды на новое поколение юных дарований. Риккьярдо один из них…

Как Вы заметили, единственным годом в последнее десятилетие, когда все пилоты провели на своих местах весь чемпионат, был 2008. В нынешнем году замена дисквалифицированного Грожана на д'Амброзио пока первая в сезоне…

alt

Что покажет первый после Бертрана Гашо бельгиец? У 26-летнего пилота есть полный сезон опыта в Marussia-Virgin, где он неплохо проявил себя на фоне Тимо Глока. Однако в Lotus совсем другая история, и д'Амброзио придется, имея за плечами Е20 лишь 40 кругов тестов в Муджелло, не отставать от чемпиона мира 2007. Пока это у бельгийца получается не слишком: секунда на первой тренировке и 0,65 в дальнейшем… Этого хватило, чтобы впервые в карьере выйти из первого сегмента и показать 16 время в квалификации. На что способен Жером в гонке? Думаю, в идеале, в текущих условиях молодой гонщик способен, максимум, на попадание в очки. Возможности сравниться с блестящим возвращением Жене образца Монцы 2003 года уже не будет... А что думаете Вы? Гран При Италии рассудит…

Резервисты. Часть I (2002-2004)

Резервисты. Часть II (2005-2007)